Татьяна Щербакова
Повышение коммуникативной компетентности педагогов посредством психолого-педагогического тренинга
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Детский сад – это своеобразная субкультура нашего общества, включающая коллектив работников детских садов и коллектив посещающих детский сад детей и их родителей.
Главная причина трудностей в работе педагога ДОУ лежит в области психологии межличностного общения.
Публикация «Повышение коммуникативной компетентности педагогов посредством психолого-педагогического тренинга» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Педагог в детском саду должен иметь высокую психологическую культуру : уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. Во всех этих ситуациях ему необходимо вести себя психологически грамотно. Пытаться понять чувства отца и матери воспитанника, найти в них опору, продумывая, выстраивая совместные действия. Объединить усилия педагога и членов семьи можно только при взаимном и уважительном признании ими позиционного равенства друг друга.
Существуют виды психологической нагрузки, которую несут работники детских садов.
Индивидуальная психологическая нагрузка возникает при выполнении своих функциональных обязанностей, взаимодействии с родителями и детьми, соблюдении режимных моментов, посещении различных комиссий, проведении аттестаций, отчетов, взаимодействии с коллегами и руководителями, подготовке к организованной образовательной деятельности.
Групповая психологическая нагрузка проявляется при взаимодействии с коллективом и его руководителями, давлении со стороны коллектива, выражении личного мнения, отстаивании уровня производственной нагрузки, своих прав и обязанностей; обсуждении личной жизни и профессиональной деятельности.
Социальная психологическая нагрузка проявляется при состоянии обреченности на низкий материальный статус работника, угрозе увольнения, лишения премий, постоянных мыслях «надо что-то менять в своей жизни, на что-то решаться, но куда я денусь, кому я нужна».
Авторы методических рекомендаций по работе ДОУ с семьей Козлова А. В. и Дешеулина Р. П. отмечают характер педагогической деятельности, постоянно ставит педагога в коммуникативные ситуации, требующие проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию с детьми и их родителями. Именно способность к рефлексии, эмпатия, гибкость, общительность, способность к развитию личности каждого ребенка стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска; содействуют пониманию и сопереживанию. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал педагога и влияют на развитие личности каждого педагога. По мнению авторов, важный показатель уровня психолого-педагогической компетентности педагогов – установка на самообразование и саморазвитие не только в педагогическом, но и общекультурном и личностном плане.
Цель проекта «Шаг на встречу» – повышение коммуникативной компетентности педагогов, обучение конструктивным навыкам общения.
Данный проект направлен на решение следующих задач:
– обучить педагогов приемам и способам установления партнерских отношений между сотрудниками ДОУ и родителями, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создания атмосферы общности интересов;
– обеспечить пространство для личностного роста участников педагогического процесса.
Форма реализации: семинары-практикумы.
Структура проекта:
Проект состоит из четырех блоков:
1-й блок – изучение методической литературы.
2-й блок - «Курс педагогического общения».
3-й блок - «Эффективные способы взаимодействия с детьми, родителями».
4-й блок – презентация проекта «Шаг на встречу», рефлексия.
Основные блоки рассчитаны на определенное количество занятий:
– «Курс педагогического общения» – 8 занятий;
– «Эффективные способы взаимодействия с детьми, родителями» – 8 занятий.
Продолжительность занятий 1,5 часа. Работа с педагогами организована по подгруппам (отдельно с каждой сменой педагогов, что способствует наиболее комфортному пребыванию на работе.
Работа по блокам включает разные формы организации семинаров-практикумов: деловая игра, круглый стол и т. д.
Предлагаемые в программе блоки связаны между собой. К разным мероприятиям кроме воспитателей привлекаются сотрудники детского сада: педагоги-специалисты, медицинские работники, старший воспитатель, заведующий ДОУ, помощники воспитателей.
Разработанный план мероприятий позволяет педагогу быть более компетентным в вопросах общения и взаимодействия с участниками педагогического процесса.