Олеся Зензерова
Модель управления развитием коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Модель управления развитием коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения
Зензерова Олеся Владимировна
старший воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 33
г. Иркутск, Иркутская область
«Модель управления развитием коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО»
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, модель управления
Публикация «Модель управления развитием коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Главным условием развития системы дошкольного образования является наличие профессионально-подготовленных педагогических кадров.
С целью выполнения социального заказа разработан новый Стандарт и в системе профессионального образования и утверждён приказом Минобрнауки РФ от 14.01.2010 № 35 ("Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование», согласно которому педагог должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с ФГОС высшего профессионального образования и видами профессиональной деятельности.
На сегодняшний день понятие «коммуникативную компетентность» И. А. Ильяева, Э. С. Макарян отождествляют с «культурой общения», С. Л. Братченко, Ю. Н. Емельянова, Е. В. Руденский с «коммуникативной культурой», М. Н. Вятютнев с «коммуникативной компетенцией», Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Б. Н. Головин с «культурой речи», О. М. Казарцева с «культурой речевого общения», А. К. Михальская с «культурой речевого поведения». Существует множество вариантов понятия «коммуникативная компетентность», нет единого мнения о структуре.
Но, в своей работе, мы выбрали в качестве опорного, понятие коммуникативной компетентности Ясвина В. А., под которой он понимает совокупность его индивидуальных навыков в сфере общения, приобретенных в результате профессионального образования и специального обучения, в сочетании с инициативностью, адекватным социальным поведением, способностью сотрудничества и преодоления конфликтов.
Анализ теоретико-методологических исследований, учебно-методической литературы и собственный практический опыт работы в системе повышения квалификации педагогов дошкольного образования свидетельствуют о том, что в современных условиях реформирования дошкольной образовательной системы в России углубляется противоречие между требуемым и реальным уровнем коммуникативной компетенции педагогов. Разрешить данное противоречие возможно, если в условиях системы повышения квалификации разработать педагогическую концепцию развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования.
Анализ исследования проблем развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования, позволил нам выделить ряд противоречий:
• между социальным заказом общества, определённым Концепцией дошкольного образования, Концепцией модернизации российского образования, на подготовку специалистов дошкольного образования, готовых к работе в условиях конкуренции на рынке труда, обладающих высоким уровнем коммуникативной компетентности, и сложившейся системой дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, не обеспечивающей в полной мере формирования необходимого уровня коммуникативной компетентности в силу своей унифицированности;
• между тенденцией педагогического знания к интеграции и отсутствием коммуникативной подготовки педагога ДОУ;
• между признанием педагогами дошкольного образования необходимости установления адекватного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса и отсутствием системной подготовки в части коммуникативной компетентности для осуществления данного вида деятельности.
На основании противоречий мы разработали модель управления развитием коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образования.
Цель: Повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов ДОУ
Принципы:
-принцип опоры на ситуацию профессионального общения,
-принцип проблемности
-принцип мотивированности
-принцип индивидуализации
Модель управления развитием коммуникативной компетентности педагогов ДОУ станет эффективным управленческим средством если она будет обеспеченна системой организационно-педагогических и психолого-педагогических условий, и строиться на принципах опоры на ситуацию профессионального общения, проблемности, мотивированности, индивидуализации.
Список литературы:
1. Громкова М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. – М. : ЮНИТА-ДАНА, 2005. – 495 с.
2. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. -М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
3. Корнева Л. В. Психологические основы педагогической практики : (учебное пособие) – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 157 с.
4. Лукьянова М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя : диагностика и развитие. Ульяновск, 2002.
5. Ясвин В. А. Психология отношения к природе. - М. : Смысл, 2000 - 456 с.