Папки-передвижки

Формирование коммуникативной компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие интеллектуальных функций

Снежана Нехорошкова
Формирование коммуникативной компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие интеллектуальных функций
▼ Скачать + Заказать документы

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из ведущих приоритетов образования является социально - коммуникативная направленность.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а порой к элементарному образованию. Чтобы ребенку было легче адаптироваться в наш подчас сложный, даже для здорового человека, мир - необходимо привить ему навыки коммуникативной культуры.

Публикация «Формирование коммуникативной компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие интеллектуальных функций» размещена в разделах

Коммуникативная компетенция - это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность). От уровня её развития во многом зависит процесс адаптации ребенка в ДОУ, в частности его эмоциональное благополучие в коллективе. Она не является новой в дошкольной системе образования, т. к. её реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы Коммуникативная компетентность дошкольников может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ребенка, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Коммуникативная компетентность детей с ОВЗ включает :

Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

Развитие у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения.

• Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

Развитие творческих способностей и выражения в процессе коммуникативной деятельности.

Развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности.

• Коррекция нежелательных черт характера и поведения, т. к. для детей с ограниченными возможностями здоровья характерно недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств, которое осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Они не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими, испытывают серьезные трудности в общении, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Для развития коммуникативной компетентности детей с ОВЗ создаются такие ситуации, в которых дошкольник мог бы реализовать свой коммуникативный опыт, а также использовать упражнения, которые помогают раскрыться каждому ребенку независимо от его способностей. В работе с детьми использую, как традиционные методы развития слайд 4 :

• сюжетно – ролевые игры по развитию коммуникативных навыков в условиях влияния различной социальной среды и разнообразного круга общения («Магазин», «Семья»);

• словесные («Зазвонил телефон» «Не ошибись», «Что изменилось», подвижные («У медведя во бору», «Карусель», музыкальные («Угадай мелодию», «Зайкин хоровод») игры;

• творческие игры («Угадай, кого загадали!») : игры – драматизации; беседы, так и инновационные технологии.

Одной из универсальных современных педагогических технологий является логические блоки Дьенеша. Дидактический материал основан на методе замещения предмета символами и знаками (методе моделирования).

Логические блоки Золтана Дьенеша - это кубики, помещённые в небольшую коробку, предназначены для детей от 2 до 8 лет. Они относятся к типу игрушек, с которыми играть можно ни один год путем усложнения заданий от простого к сложному. Основная их функция - развитие психических процессов, связанных с речевой деятельностью.

Использование блоков Дьенеша, способствует созданию условий, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагает:

1. обеспечение эмоционального благополучия через:

• непосредственное общение с каждым ребенком;

• уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2. поддержку индивидуальности и инициативы детей через :

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

• недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

3. установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

• создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

развитие умения детей работать в группе сверстников;

С точки зрения педагогики, данная игра относиться к группе игр с правилами, к группе игр, которые направляет и поддерживает взрослый.

Игра имеет классическую структуру:

• Задачу (задачи).

• Дидактический материал (собственно блоки, таблицы, схемы).

• Правила (знаки, схемы, словесную инструкцию).

• Действие (в основном по предложенному правилу, описанному либо моделями, либо таблицей, либо схемой).

• Результат (обязательно сверяемый с поставленной задачей).

Итак, откроем коробку. Игровой материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами слайд 8:

1. Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

2. цветом - красные, желтые, синие;

3. размером - большие и маленькие;

4. толщиной - толстые и тонкие.

И что?

Будем доставать фигуру из коробки и говорить: «Это большой красный треугольник, это маленький синий круг».

Просто и скучно? Да, согласна. Именно поэтому, было предложено огромное количество игр и занятий с блоками Дьенеша. Неслучайно же, многие детские сады России занимаются с детьми по данной методике. Мы хотим показать, как это интересно.

С чего же начать?

Работа с Блоками Дьенеша, строится по принципу - от простого к сложному.

Как уже говорилось начинать работу с блоками можно с детьми младшего дошкольного возраста. Хотим предложить этапы работы. С чего начали мы.

1этап «Знакомство»

Перед тем, как непосредственно перейти к играм с блоками Дьенеша, мы на первом этапе даём детям возможность познакомиться с блоками: самостоятельно, т. е. без заданий, поучений со стороны воспитателя достать их из коробки и рассмотреть, поиграть по своему усмотрению. Воспитатели наблюдают за таким знакомством. А дети могут построить башенки, домики и т. д. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

2 этап. «Обследование»

На этом этапе дети проводят обследование блоков. При помощи восприятия они познавали внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Дети подолгу, не отвлекаясь, упражняются в преобразовании фигур, перекладывая блоки по собственному желанию. Например, красные фигуры к красным, квадраты к квадратам и т. д.

3 этап «Игровой».

А когда знакомство и обследование произошло, предлагаем детям одну из игр. Конечно, при выборе игр следует учитывать интеллектуальные возможности детей. Играть и раскладывать блоки интереснее для кого – то или чего – то. Например, угостить зверей, расселить жильцов, посадить огород и т. д. Отметим, что комплекс игр представлен в небольшой брошюре, которая прилагается к коробке с блоками.

4 Этап «Сравнение»

Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами. Восприятие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный характер. Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи фигуры?» и «Чем отличаются фигуры?»

Постепенно дети начали пользоваться сенсорными эталонами и их обобщающими понятиями, такими как форма, цвет, размер, толщина.

5 этап «Поисковый»

На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учились находить блоки по словесному заданию по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам. Например, им предлагалось найти и показать любой квадрат. Среди 48 блоков различной формы дети находили только квадратные блоки. Таких блоков 12. Так дети осуществляли поиск фигуры по одному заданному свойству, например, по форме.

. 6 этап «Знакомство с символами»

На следующем этапе знакомили детей с кодовыми карточками.

Загадки без слов (кодирование). Объясняли детям, что угадать блоки нам помогут карточки.

Показывали 4 карточки геометрических фигур – эти карточки обозначают форму предмета (предлагалась игра).

Затем 3 цветных пятна – цвет фигуры (предлагалась игра).

Предложили рассмотреть карточки с домиками большим и маленьким – размер фигуры.

И карточки с человечками толстым и худым – толщина фигуры.

Ребятам предлагались игры и упражнения, где свойства блоков изображены схематично, на карточках. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию.

Такая интерпретация кодировки свойств блоков предложена самим автором дидактического материала.

Воспитатель, пользуясь кодовыми карточками, загадывает блок, дети расшифровывают информацию и находят закодированный блок.

Пользуясь кодовыми карточками, ребята называли «имя» каждого блока, т. е. перечисляли его признаки.

Кодовые карточки имеются раздаточные – на каждого ребенка, демонстрационные – для показа.

7 этап «Соревновательный»

Научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, дети с удовольствием загадывали друг другу фигуру, которую необходимо отыскать, придумывали и рисовали свою схему. Напомню, что в играх необходимо присутствие наглядного дидактического материала. Например, «Рассели жильцов», «Этажи» и т. д. В игру с блоками включился соревновательный элемент. Есть такие задания к играм, где нужно быстро и правильно найти заданную фигуру. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры.

«Отрицание»

На следующем этапе игры с блоками значительно усложнились за счет введения значка отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест - накрест соответствующего кодирующего рисунка «не квадрат», «не красный», «не большой» и т. д.

Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы.

Если вы начали знакомить детей с блоками Дьенеша в старшей группе, то этапы «Знакомство», «Обследование» можно объединить.

Формы организации работы с логическими блоками

1. НОД (непосредственно – образовательная деятельность) (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

Блоки используются в НОД, как часть занятия для закрепления геометрических фигур, цвета, величины. Это замечательный дидактический материал для решения логических задач по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Животные», «Рыбы» т. д. Например, используя обручи, мы садим огород, собираем грибы и ягоды.

2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно – печатные, подвижные, сюжетно – ролевые игры).

Для дидактических игр – это «Чудесный мешочек», «Найди клад», «Бусы», «Хоровод», «Найди пару», необходимы только логические блоки Дьенеша. Настольно – печатные игры можно взять из брошюры, а можно придумать самим. В подвижных играх можно использовать кодовые карточки – это ключи к гаражам, место в автобусе, ориентиры домиков и т. д. В сюжетно – ролевых играх «деньги» в игре «Магазин», письма и открытки в игре «Почта» и т. д.

В играх обучающиеся овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. В игре всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными, так и невербальными средствами. Итак, центром внимания партнеров становится содержание беседы, что само по себе является положительным средством. Дошкольники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.

Практическая часть

И так, приступим. Перед вами логические блоки Дьенеша.

Так как уже говорилось, этапы работы с блоками можно объединять или исключать.

1. Рассмотрите блоки. Потрогайте. Сравните блоки по цвету, форме, толщине, размеру.

2. Покажите квадрат. Показали квадраты разные по цвету, толщине и размеру. Но все выделили такой признак, как квадрат.

Покажите желтый круг. – Два признака.

Покажите синий большой треугольник – Три признака.

Покажите желтый маленький тонкий прямоугольник. – Четыре признака.

3. Познакомимся с кодовыми карточками.

(Демонстрационный материал)

Цвет – изображается пятном

Форма – контурами фигур

Толщина – условным обозначением человеческой фигуры

Величина – силуэтами домиков

Из кодовых карточек можно составит кодовую схему.

А теперь игра «Магазин»

Программные задачи : Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор.

Материал: Товар (карточки с изображением предметов, логические фигуры.

Ход игры:

Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку.

Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры.

Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)

Таким образом, коммуникативная компетентность заключаются в развитии навыков и умений разностороннего общения, установления конструктивных связей и взаимоотношений с окружающими людьми. Развивая коммуникативную сферу у детей с ОВЗ, мы способствуем успешной социализации детей, развиваем навыки адекватного поведения и общения, как в семье, так и в социуме.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых детских слов и заканчивается развитием связной речи - умением ребенка свободно.

Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста посредством работы в ЦЛО. На современном этапе развития общества, этому обществу нужна личность, способная выжить в современных социально-экономических условиях.

Методические рекомендации по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья Пояснительная записка Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен,добродушен.

Методы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи и,.

Особенности психологической готовности к школе детей с ограниченными возможностями здоровья Чаще всего под "людьми с ограниченными возможностями"' в научной литературе принято понимать лиц (детей, которые имеют те или иные ограничения.

Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная реабилитация получила в последние годы большое.

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья Из опыта работы Козиковой Елены Васильевны, воспитателя I категории СП «Детский сад Солнышко «ГБОУ СОШ им. А. М. Шулайкина с Старый Аманак.

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра (изостудия) Чем бы ни занимался.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровьяСоциальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Мир «особого» ребенка интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка безобразен.

Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативной компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие интеллектуальных функций
Опубликовано: 3 апреля 2016 в 10:48
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование коммуникативной компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие интеллектуальных функций» (включая файлы) размещена пользователем Снежана Нехорошкова (УИ 461246) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД