Анастасия Смагина
Новые подходы в создании РППС для развития театральной деятельности в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС ДО в каждой группе детского сада должна быть так организована развивающая предметно-пространственная среда (РППС, чтобы ребенок мог свободно выбрать тот или иной вид деятельности. РППС в группе представлена центрами и уголками.
Театрализованный уголок - важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. Театральная деятельность, театральные игры способствуют развитию внимания, пространственного и образного мышления, вызывают яркие эмоции, незабываемые впечатления, помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формируют связную речь.
Публикация «Новые подходы в создании Рппс для развития театральной деятельности в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Определяющим моментом при организации РППС для театральной деятельности должны быть цели, задачи и способы ее реализации.
Цель: создать условия для того, чтобы включить ребенка в активную познавательно-творческую деятельность, и одновременно способствовать становлению и утверждению у него чувства уверенности в себе, проявления самостоятельности, коммуникабельности, инициативности и творчества.
Задачи:
- оформить РППС для театральной деятельности в соответствии с возрастом детей;
- создать условия для знакомства детей с различными жанрами театра и устройством театра (ширмы, куклы, игрушки, декорации для различных видов театра)
- сформировать у детей представление о видах театрального искусства : драматического, кукольного, музыкального, в соответствии с возрастными особенностями воспитанников
- организовать уголок сказки, для моделирования условий, приближённых у сюжету спектакля-сказки
- создать условия для игры в театр, вводить детей через игру в мир театра и художественных образов
- создать условия для занятий детей над образами персонажей спектакля, посредством выразительных средств: интонации, мимики, жестов и т. д
- создать условия для уголка уединения
- подобрать игрушки, оборудование и материалы, удовлетворяющие полоролевые и возрастные интересы и потребности детей.
При построении РППС, обеспечивающей театрализованную деятельность учитываются : особенности эмоциональной личности ребенка; индивидуальные социально-психологические особенности детей; индивидуальные предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.
Учет возрастных особенностей ребенка требует при проектировании театральной зоны в группе учитывать возрастную адресованность оборудования и материалов: так, например, в группе для детей 2-4 лет в данной зоне может быть уголок ряженья и игрушки для театрализации только знакомых сказок.
Театральный уголок лучше объединить в художественно-творческий центр: театральный, изодеятельность, музыкальный, уголок ряженья. Предметная среда в уголке не должна восприниматься как нечто застывшее, стационарное.
Важно предусмотреть и принципы: многофункциональности, эстетичности и доступности предлагаемого материала в театральном уголке.
Доступность для воспитанников, в то числе детей с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Созданная эстетическая среды вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Содержание театральных уголков и наличие в них различных видов театров зависит от возрастных особенностей детей.
Оснащение театрального уголка для 1-ой младшей группы:
- Театрально- игровое оборудование
- Куклы бибабо
-Перчаточный,пальчиковый театры
- Тростевые куклы, театр картинок
- Настольный театр плоскостных игрушек
- Театр для показа детям инсценировок по сказкам "Теремок", "Репка", "Курочка Ряба","Колобок"
- Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности : аудиозаписи музыкальных произведений, записи.
В младших группах проводятся обычно простейшие театрализованные игры : импровизации "Курочка и цыплята", "Кошка и котята"; используются народные потешки и песенки, стихотворения А. Барто, русские народные сказки "Репка", "Колобок". В коротких этюдах дети учатся простейшим способам владения театрализованной игрушкой, ведения её по столу меняя направление. Подобные игры способствуют развитию речи, внимания, памяти, воображения, координации и мимики.
Хранителем-талисманом театрального уголка, может быть кукла из имеющихся видов театров. Это, своего рода, кукла-зазывалка, вызывающая у детей интерес к данной деятельности. Эта кукла должна быть любимой для детей, знакомой для них. Она зачинщица и помощница для детей в любом виде театрализованной деятельности. С ней они могут отправиться в любое путешествие. Она может помочь в обучении детей основам театра.
Оживит театрализованную деятельность, сделает ее более интересной и привлекательной наличие в театральных уголках всех групп "Волшебных вещей" :
- волшебные шкатулка, коробочка, мешочек
- волшебный колпачок
- волшебная палочка
- волшебное зеркальце
- волшебная скатерть
- волшебные башмачки, тапочки
Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также "тихий уголок", в котором ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации к произведению, вспомнить содержание своей роли.
Понимая значение театрализованной деятельности для развития и воспитания детей, ставлю следующие задачи:
- формировать интерес детей к театрализованной деятельности через чтение литературных произведений
- развивать умения с помощью выразительных средств речи передавать характерные особенности героев сказки и других рассказов
- развивать фразовую и диалогическую речь
- развивать воображение, творчество, навыки импровизации.
Важно помнить, что это игра и самое главное, чтобы ребенок вживался в роль, начинал раскрепощаться и говорить.
Развитие театрализованной деятельности в ДОУ и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей-это длительная работа, которая требует участия и родителей. Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Тематика таких вечеров может быть различной: "Любимые сказки", "Театральные встречи", "Смешные истории" и др., где родители-это и исполнители ролей и изготовители декораций, костюмов.
Театральная деятельность в ДОУ может быть организована в утренние и вечерние часы, в нерегламентированное время; органично включена в различные занятия, а также запланирована специально. Желательно, чтобы все организованные формы театральной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Необходимо так организовать театральную деятельность детей, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя в какой-то роли.
Для этого необходимо использовать разнообразные приё мы:
- выбор детьми роли по желанию
- назначение на главные роли наиболее робких и застенчивых детей
- проигрывание ролей в парах.
Самое ценное-чтобы дети сами включались в игру, самостоятельно искали выразительные особенности своих героев, используя мимику, пластику, песенные, танцевальные, игровые импровизации, в соответствии с возрастными особенностями детей. Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразий деятельности, успешного выполнения заданий.
Закончить хотелось бы словами выдающегося русского психолога Л. С. Выготского: "Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении".
Хотелось бы пожелать будущим организаторам оформления игрового пространства для образовательной театральной деятельности помнить о том, что нет безвыходных положений, всегда можно найти тот или иной вариант оформления. Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому-театр!