Наталья Шалимова
Проект для детей средней логопедической группы «Новогодний калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга»
Проект :
«Новогодний калейдоскоп»
Воспитатели:
Черемных М. С.
Шалимова Н. А.
Логопед :
Белоногова Л. С.
Муз. Руководитель:
Лопатина Т. В.
2022 год
Под Новый год, как в сказке,
Полным, полно чудес.
Спешит на поезд ёлка,
Покинув зимний лес.
И ярко светят звёзды
И водят хоровод
Под Новый год, под Новый год,
Под Новый, Новый год!
В. Шумилин
Проблема:
Публикация «Проект для детей средней логопедической группы „Новогодний калейдоскоп“» размещена в разделах
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Средняя группа
- Темочки
Новогодний праздник, один из немногих в нашей стране, который празднуется массово. Трудно найти человека, который остался бы равнодушным к предпраздничной суете, яркой иллюминации или принаряженной ёлке. Но зачастую, у взрослых, погруженных в предпраздничные заботы, не хватает времени для общения с детьми. Данный проект позволит родителям вспомнить, как важно для детей общение, особенно в преддверии праздника. Совместная исследовательская работа, позволит детям включиться в предпраздничную подготовку, прочувствовать семейные традиции, узнать семейные новогодние истории, что несомненно сблизит взрослых и детей, кроме того обыгрывание новогодних историй, подготовка и изготовление новогодних костюмов и украшений, создаст атмосферу праздника и волшебства.
Тема проекта :
«Новогодний калейдоскоп»
Актуальность
Дети средней группы дошкольного возраста продолжают знакомиться с народными традициями, в том числе и праздниками. Одним из самых любимых праздников дети называют Новый год. Однако, как показывает практика, дети мало знают о зарождении традиции празднования Нового года. Чтобы помочь детям больше узнать о празднике Новый год, был выбран метод проектов. В игровом проекте дети знакомятся с традициями русского народа праздновать новый год, с историей возникновения праздника на Руси, упражняются в умении классифицировать, сравнивать и обобщать, что способствует их умственному развитию. Слушание музыкальных произведений способствует развитию внимания, музыкального слуха, эмоциональной сферы детей. В процессе чтения художественных произведений мы знакомим детей с творчеством разных авторов, закрепляем знания о жанрах художественных произведений.
Цель:
создание условий для формирования представлений о Новом годе как весёлом и добром празднике, продолжать знакомить с традициями празднования Нового года в нашей стране. Повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития, творческих способностей детей в процессе реализации проекта «Новогодний калейдоскоп».
Задачи проекта :
- расширять знания детей о празднике, выделить его характерные особенности: атрибутика, отношение и настроение людей, правила поведения, традиции;
- вызвать желание участвовать в подготовке к празднику;
- формировать у воспитанников средней группы положительное отношение к семейным и общественным праздникам.
- расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений о празднике, а также путём речевого творчества детей;
- способствовать развитию связной речи, посредством заучивания стихотворений, песен.
- пробудить в детях желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи;
- объединить усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
- привлечь родителей к жизни группы и к подготовке к Новогоднему празднику;
Ожидаемый результат:
1. У детей расширятся знания о празднике (как зародилась традиция празднования нового года на Руси, о происхождении главных персонажей – деда Мороза и Снегурочки, сформировано положительное отношение к семейным и общественным праздникам.
2. Использование метода проекта в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
3. Повысилась заинтересованность родителей не только в результатах, а и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Новизна проекта
состоит в расширении интерактивного поля взаимодействия с родителями, предоставление информации родителям о проекте, по электронному адресату.
Период проведения проекта с 05.12.2022 по 30.12.2022 года.
Материал и техническое оборудование:
Подбор художественного, музыкального, иллюстрированного материала, бесед, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр; мультипликационных фильмов для просмотра; ИКТ; комплексное календарно-тематическое планирование по всем видам деятельности.
Участники проекта :
1. Дети и родители средней - логопедической группы №16 (4 - 5 лет);
2. Воспитатели;
3. Музыкальный руководитель;
4. Родители воспитанников.
Вид проекта :
групповой, долгосрочный – 4 недели.
Тип проекта :
Информационно - практико - ориентированный, коррекционный, исследовательско -творческий.
Методы:
наглядный, словесный, практический, интерактивный, коррекционный, исследовательский.
Форма:
-ситуативный диалог;
-просмотр презентаций по теме;
-работа с «Лэп буком»
-ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически-комфортной обстановки, рассчитанной на дифференцированный подход к каждому ребенку при реализации проекта;
- проведение НОД по данной направленности;
-чтение стихов, рассказов, сказок по теме;
-рассматривание репродукций, картинок по теме;
- творческая мастерская по изо-деятельности;
- дидактические игры;
-пальчиковые игры;
-артикуляционная гимнастика;
- проведение релаксационных пауз, физминуток с использованием музыкальных средств во время режимных моментов;
-конкурсы;
-консультации для родителей;
-презентация проекта «Новогодняя сказка»
-«Лэп бук»
- новогодний утренник «Пять коробок»
Мероприятие
(НОД, логопедические занятия, культурно – досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д.)
1. Ситуативный диалог «Новый год» -расширять представления детей о новогоднем празднике и традициях празднования Нового года в нашей стране. Продолжать знакомить с историей происхождения сказочных персонажей Деда Мороза и Снегурочки. Рассказать о традициях встречи Нового года; воспитывать любовь к истории России, национальную гордость; воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Развивать умение поддерживать беседу.
2. Беседа с детьми и родителями «Зима»
-Систематизировать представления детей о зимних явлениях зимой, учить устанавливать связь между температурой воздуха, состоянием воды, земли, растений, жизни животных, птиц. Учить замечать и давать эстетическую оценку зимним пейзажам. Формировать поэтическое восприятие природы. Развивать память, мышление, воображение. Воспитывать заботливое отношение к природе родного края.
Беседа «Кто такой Дед мороз».
Беседа «Как мы празднуем Новый год»
Беседа «Неприятности, которые можно избежать».
- Закрепить с детьми правила безопасного поведения в зимнее время года. Познакомить с возможными опасными ситуациями, которые могут возникнуть во время катания на коньках по льду реки, с горки на санках.
3. Рассматривание иллюстраций о проведении новогодних праздников, изображения Деда Мороза, Снегурочки. Развивать связную речь, используя, при описании и составлении рассказа сравнения и эпитеты.
4. Творческая мастерская –
Аппликация, конструирование
объемная аппликация в смешанной технике:
«Снежный Зайчик»,
объемная аппликация:
«Символ года»
Коллективная аппликация «Ёлочка дружбы» с именными ёлочными шарами, на которых с обратной стороны прописаны желания детей к новому году.
Стенгазета «С Новым годом 2023»
Лепка
Пластилинография «Ёлочка»
«Зайчики»
Рисование
Рисование с элементами аппликации «Дед Мороз», «Трусишка зайка беленький»
«Снегири прилетели»
«Зимушка хрустальная»
«Ёлочные шары», впечатления после праздника.
5. НОД «Зимние явления в природе» -Расширять знания детей о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, иней, изморозь) Учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности. Развивать познавательную активность, творчество.
6. Наблюдение за елью, сосной. Закрепить: знания о хвойных деревьях; умение находить отличие ели от других деревьев; определять, возраст ели; чем живая ель на участке отличается от искусственной.
7. Чтение художественной литературы: «Серебряное копытце», «Снегурочка», «12 месяцев», «Морозко», «Мороз Иванович», В. Даль «Девочка-Снегурочка», Е. Ракитиной «Приключения Новогодних игрушек», Р. н. сказка «Дети Деда Мороза», лит. н. сказка «Старый Мороз и молодой Морозец» - Развивать умение детей эмоционально воспринимать художественные произведения, оценивать поступки героев.
Чтение стихов о Новом годе, ё лке: С. Михалков «В снегу стояла ёлочка», С. Маршак «Песня о ёлке», К. Чуковский «Ёлка», С. Маршак «12 месяцев», И. Гурина «С Новым годом!», Ю. Кушак «Танцующая ёлка». - Развивать умение детей эмоционально воспринимать художественные произведения. Упражнять в заучивании, развивать память.
8. Д/И «Нарядим ёлочку», «Что растёт на ёлке?», «Да-нет», «Дорисуй (снежинку, ёлочку)», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Зимнее лото», «операция Новый год».
9. Русские народные подвижные игры: - «Два Мороза», «Мороз Красный нос», «Ледяные ворота», «Дед Мороз», «На Ёлку», «Заморожу», «Замри», «Снеговик», «Снежки», «Замороженные», «Льдинки, ветер и мороз», «Зимние забавы», «Снежинки и ветер».
10. Физкультминутки: «Снежинки»; «Наша ёлка».
11. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика:
• «Мы во двор пошли гулять»,
• Мимические упражнения
• Упражнения для щёк и губ,
• Упражнения для языка
• Развитие речевого дыхания и голоса
• Речевая зарядка
• Психогимнастика. Пластические этюды
12. Сюжетно-ролевые игры: Магазин игрушек»; «Семья готовится к встрече нового года», «Мастерская Деда Мороза»;
13. Слушание: «Звуки леса», «Зима» (муз. П. И. Чайковского); «Вальс снежных хлопьев» (из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского); детских новогодних песен, - Развивать художественно-эстетический вкус. Развивать умение чувствовать настроение и характер музыкального произведения.
14. Оформление группы. Создание новогодней панорамы на окне по сказке «Серебряное копытце», «Снеговики», «Символ года 2023», украшение ёлочки, развешивание снежинок, мишуры, детских поделок, и др. - Воспитывать желание у детей создавать предпраздничную атмосферу в группе.
15. Консультация для родителей «История возникновения празднования Нового года», «Как встретить Новый год с детьми», «10 Новогодних правил для хороших родителей», «Зимние забавы»; папка-передвижка «Правила дорожного движения в зимний период».
16. Игра с Лепбуками: «Такие разные Деды Морозы», «С Новым годом».
17. Изготовления стенгазеты «С Новым годом 2023»
18. Изготовление и вручение памяток-буклетов «Безопасная ёлка»
19. Выставка детских работ.
20. Заучивание песен к новому году.
21. Постановка и репетиция танцев к празднику
22. Просмотр мультфильма «Как празднуют Новый год в разных странах»
23. Новогодний утренник «Пять коробок»
В ходе реализации проекта «Новогодний калейдоскоп»
Предполагаемые результаты были достигнуты:
Дети знают о том, как зародилась традиция празднования нового года на Руси, о происхождении главных персонажей – деда Мороза и Снегурочки; когда день рождение у деда Мороза, в каком городе «живет» и как выглядит его дом; почему наряжают ель или сосну; как и чем можно наряжать новогоднюю ёлку; зачем дарить подарки; какие символы нового года существуют и что они означают. Дети могут составлять описательный рассказ о празднике, знают подвижные игры со словами и с удовольствием в них играют.
Выводы:
В процессе реализации проекта дети были увлечены различными видами деятельности по теме. Проводимая работа объединяла детей, создавала праздничную предновогоднюю атмосферу в коллективе. Полученные знания дети использовали в игровой деятельности, делились полученными знаниями с родителями и друзьями. Дети с удовольствием вспоминают о новогодних праздниках, рассматривают альбомы, коллекции открыток и фотографии, поют новогодние песни, узнают мелодии. Мы пришли к выводу, что проведенные в процессе реализации проекта мероприятия объединяют детей впечатлениями, переживаниями. А также то, что дети получили много новых знаний, расширился их словарный запас, возрос познавательный интерес.
Используемая литература:
- Рабочая программа
-План работы с родителями средней группы на 2022-2023
«Аппликация в детском саду» (интернет ресурсы)
- «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Лыкова - «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Р. И. Жуковская Москва «Просвещение» 1981
Фотоотчёт
Беседа «Кто такой Дед мороз».
Беседа «Как мы празднуем Новый год»
Готовые работы «Трусишка зайка беленький»
Аппликация из ватных дисков «Снеговик»
Объёмная аппликация в смешанной технике «Снежный Зайчик»
длотшдртлиормтдьжж
Рисование с элементами аппликации «Дед Мороз»
Объёмная аппликация «Символ года»
Лепка «Зайчики»
Аппликация с элементами пластилинографии «Ёлочка»
Рисование с элементами аппликации
«Снегири прилетели»
Рисование «Зимушка хрустальная»
«Ёлочные шары», впечатления после праздника
Коллективная работа с детьми «Ёлочка дружбы с именными шарами»
Стенгазета «С Новым годом 2023»
Лепбук «С новым годом»
Лепбук «Такие разные Деды Морозы»
Консультации, папки - передвижки для родителей
Советы по празднованию Нового года
Оформление группы. Создание новогодней панорамы на окне
Просмотр мультфильма «Как празднуют Новый год в разных странах»
Вручение памяток - буклетов родителям «Безопасная ёлка»
Новогодний утренник
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Развитие мелкой моторики
Выполнять движения пальчиками и руками в соответствии с держанием стихотворения.
Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибать пальчики по одному.)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили.
(Имитировать лепку комов.)
Птичек крошками кормили,
(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались.
(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)
А еще в снегу валялись.
(Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли,
(Отряхивать ладошки.)
Съели суп и спать легли.
(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.)
Н. Нищева
2. Мимические упражнения
Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.
Передать гневную интонацию деда Мороза.
Дед Мороз проспал в постели,
Встал, сосульками звеня:
— Где вы, вьюги и метели?
Что не будите меня?
Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы. Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.
3. Упражнения для щек и губ
Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз.
Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.
Упражнения для языка
Сосулька. Высунуть «острый» язык как можно дальше удерживать его в таком положении (под счет до «шести—во ми»).
Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой».
Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.
Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот крыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.
5. Развитие речевого дыхания и голоса
Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал. от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стог дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут берег «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».
Речевая зарядка
Мороз колдует. Разыграйтесь-ка, метели! Гнитесь ниже, сосны, ели! Все, что есть в моем лесу, Я засыплю, занесу!
7. Психогимнастика. Пластические этюды
Обыгрывание ситуации «Новый год». Изобразить Деда Мороза и Снегурочку, идущих на елку. Показать: разные звери встречают Новый год.
Пластические этюды
Зимние забавы. Изобразить: вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах.
Изобразить зимующих птиц: дятла, ворону, высиживающую птенцов, и замерзшего воробья.
Изобразить зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую, и др.
Конспект беседы «Кто такой Дед мороз».
Наверное, все дети знают, кто такой Дед Мороз. Кто ж в детстве не бежал в новогоднее утро к ёлке за подарками, которые Дед мороз специально доставил ночью? Кто из нас не писал Деду Морозу о том, какой подарок он хочет получить? В нашей Статье мы постараемся рассмотреть историю возникновения этого сказочного персонажа, а также его основную атрибутику.
Дед Мороз считается главным волшебным персонажем на новогоднем празднике. Основная функция которого состоит в том, чтобы дарить детям подарки. Свои корни Дед Мороз берёт в славянской мифологии, где его персонаж олицетворял зимние морозы, а также холод и лютую стужу. Создание новогодней традиции, дошедшей до наших дней, приходится на середину!9 века, когда повсеместно по стране вводили некого сказочного дарителя Морозко, приходящего к детям зимой на Рождество и приносящего подарки. После революции Дед Мороз, как персонаж, подвергся гонениям вплоть до 1935 года, когда в стране решили восстановить празднование Нового года и провели первую ёлку. С тех пор Дед Мороз стал считаться символом Нового года, который исполняет детские желания и оставляет под ёлкой игрушки.
Тот, кто знает, кто такой Дед мороз, должен знать и место его обитания. Сейчас официально признанной родиной Деда мороза считается Великий Устюг, а его резиденции расположены в Архангельске, Мурманске, на Чунозере и под Петрозаводском. Если вы хотите написать Деду Морозу письмо, то вот его адрес: 162340, г. Великий Устюг, Деду Морозу.