Ольга Брюханова
Нормы речевого развития детей от 0 до 6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Как происходит нормальное развитие речи у малыша?
Этот вопрос волнует каждого родителя, однако не каждый из них обнаруживает на него ответ.
Прогресс в развитии речи ребенка означает не только умение произносить звуки, но и расширение словарного запаса, способность формировать предложения, выражаться грамотно (например, согласовывая слова или используя местоимения и глаголы в прошедшем времени) и многое другое.
Публикация «Нормы речевого развития детей от 0 до 6 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Давайте рассмотрим, что и как должен говорить ребенок на каждом этапе своего развития.
Возраст Развитие речи
Новорожденный (0-1 месяц)
Крик. Ребенок реагирует на обращенную к нему речь, на интонацию (на ласковую – радуется, на резкую – плачет).
Грудной (1-3 месяца)
Примерно к 2 мес. Появляется гуление, т. е. ребенок издает отдельные звуки и прислушивается к ним (а-а-а, о-о-о, м-м-м). Все дети мира гулят одинаково и не отражают особенностей той языковой системы, к которой принадлежат (дети англичан, русских, японцев и т. д.).
3-6 месяцев
С 3 мес. у малышей развивается лепет (агу-гу, ба-ба-ба и т. п.). В этот момент ребенок начинает усваивать определенные фонетические нормы «своей» языковой системы.
С 5 мес. Дети пытаются подражать артикуляции взрослых. Многократное повторение отдельных звуков или слогов закрепляет двигательный навык.
6-9 месяцев
Начиная с 6 мес. малыш активно путем подражания произносит отдельные слоги (па-па-па, тя-тя-тя, ма-ма-ма и т. п.). Ребенок способен повторить за взрослым разнообразные сочетания звуков. Ребенок связывает определенные звукосочетания с предметами (мяу-мяу – кошка, гав-гав – собака, тик-так – часы и т. п.).
В это время необходимо создать наиболее благоприятные условия для развития речи.
Условия для развития речи
1) Старайтесь не включать телевизор для фона. Последние исследования в области детской речи выявили, что постоянно работающий телевизор, радио и т. д. могут являться причиной задержки речевого развития детей.
2) После года не разговаривайте с ребенком на языке «мам и нянь», например, «гуля» - голубь, «ням-ням» - кушать.
3) Разнообразьте свою речь, вводите новые слова, следите за своим произношением, за чистотой собственной речи.
9 месяцев -1 год
К концу 1 года появляются первые слова. Их количество варьируется от 2 до 10. Ребенку для произношения к году доступны следующие звуки: а, у, и, п, б, м.
Таким образом, заканчивается подготовительный этап развития речи.
Ранний (1-3 года)
С появлением первых слов начинается этап развития активной речи.
Ребенок с огромным удовольствием повторяет за взрослым и сам произносит слова, при этом он может путать и искажать звуки и слова. В начале пути активного усвоения речи ребенок использует обобщающую функцию слова (например, слово «киса» может означать «киса моется», «киса пришла», «киса мяукает» и т. д.).
Такая речь обусловлена ситуацией и сопровождается жестами, мимикой.
К полутора годам словарный запас ребенка увеличивается до 100 слов, в речи появляются простые предложения.
К концу раннего возраста словарный запас увеличивается до 1500 слов. В своей речи малыш использует сложные предложения, появляются союзы: когда, потому что и т. п. Речь детей трехлетнего возраста очень интересна: они образуют новые слова, произносят интересные словосочетания – все это свидетельствует о том, что малыш развивается.
Ребенку в 2 года для произношения доступны следующие звуки: о, н, т’, д’, т, д, к, г, х, в, ф. К 3 годам к ним присоединяются й, л’, э, с’.
В данном возрасте малыш еще физиологически не готов произносить сложный звуки. Ему необходимо, что называется «набить язычок».
Дошкольный (3 года-6 лет)
В 3 года словарный запас дошкольника может составлять до 3000 слов. Он постепенно увеличивается, совершенствуется. Практически у всех детей наблюдаются недостатки произношения.
В 3-4 года в речи ребенка должны появиться звуки ы, с з,ц. И в возрасте от 3 до 5 лет появляются звуки ш, ж, ч, щ, л, р, р’.
В 5 лет у ребенка проявляется способность к монологической речи, т. е. ребенок может составить короткий пересказ сказки или составить рассказ по картинке.
Ребенок 6 лет имеет большой словарный запас, развернуто отвечает на вопросы, логично и последовательно выражает свои желания, переживания, мысли, а также корректно произносит все звуки, использует сложные предложения.
Также, в речи почти не встречается грамматических ошибок, правильно произносятся все звуки, речь чёткая, в словах правильно расставлено ударение.
Изредка могут встречаться такие фонетические проблемы:
Смазанное произношение слов и фраз, нечёткость окончаний.
Такой дефект чаще всего встречается у тех, кто недавно освоил произношение всех звуков, и у детей с быстрым темпом речи;
Нечёткая дифференциация звуков на слух, когда ребёнок путает местами пары звуков: [с]-[ц], [л]-[р], [з]-[ж], [с]-[ш], [ц]-[ч] и другие при произнесении слоговых цепочек, например, са-за-са, ла-ра-ла, за-за-жа, са-ша-са, ча-ча-ца и другие.
Неправильно поставленное ударение: шОфер – шофЁр, звОнит – звонИт.
На этапе от 6 до 7 лет нужно уделить особое внимание формированию фонематического слуха, умения делать звуковой анализ:
выделять из слов отдельные звуки, а из предложений — слова; последовательно называть звуки в словах;
определять место звука в слове, делить слова на слоги.
Эти навыки – основа для обучения грамоте, они нужнее для ребёнка, чем знание букв. Без этих умений ребёнок не читает, а механически заучивает слоги и слова.
Развитие речи 6–7 лет – яркое свидетельство вложенных в развитие ребёнка сил родителей и педагогов.
Овладение речью поможет будущему первокласснику успешно овладеть школьной программой.
Совершенствование речевых умений в этом возрасте не заканчивается, оно будет продолжаться на протяжении всей жизни человека.
Богатый словарь, правильная речь, умение интересно высказываться и передавать свои мысли другим – достойный итог речевого развития дошкольника и прочный фундамент для успешного начала школьной жизни.