Екатерина Харитонова
Нормативный проект «Радуга поведения»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд [1] Рассмотрим пример организации нормативной проектной деятельности в подготовительной группе.
Тема нормативного проекта – «Радуга поведения».
Цель проекта : Данный проект дает ребенку возможность разобраться со своим переживанием, эмоциональным напряжением и прийти к конструктивному решению конфликтных ситуаций.
Продолжительность: краткосрочный (2 дня на каждое правило)
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели.
Публикация «Нормативный проект „Радуга поведения“» размещена в разделах
Слайд [2] Ожидаемый результат:
Дети овладевают знаниями о последствиях нежелательного поведения в той или иной ситуации;
проявляют доброту, заботу, уважительное отношение к окружающим;
возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности, способность анализировать свои поступки и поступки других
Работая в детском саду и наблюдая за детьми во время игр, на занятиях, их общением друг с другом, мы часто замечаем проявление отрицательных эмоций в ходе различных конфликтов, т. к. происходит столкновение интересов детей. Например, во время общения Паша рассказывает, что он узнал интересного во время выходного дня. Влад, перебивая, вступает в разговор, переключая внимание на себя. Паша, поняв, что его не слушают, начинает громко кричать, а потом драться.
Такая ситуация является наглядным примером того, что дети не умеют слышать друг друга, прислушиваться к чужому мнению, адекватно выражать свои эмоции. Многие конфликтные ситуации можно избежать, если в группе будет существовать определённая база правил, которая распространялась бы на все виды деятельности.
Приведем пример организации нормативной проектной деятельности по разработке общих для всех правил поведения в игре.
1 этап – выявление ситуации, обсуждение
Дети построили из строительного материала замок. Даша, не договорившись с участниками игры, начала переделывать постройку и отнимать строительные материалы. Илья стал объяснять, что так не поступают. Даша в отместку сломала всю постройку. Разгорелся конфликт.
Слайд [3] 2 этап – обсуждение сложившейся ситуации
Детям было предложено обсудить данную ситуацию и ее последствия, а затем изобразить, что произойдет, если все будут ссориться и драться.
Слайд [4] 3 этап – изображение последствий нежелательного поведения
Затем дети стали рисовать свои сюжеты, выражая в рисунках свои эмоции. При этом в основном изображались отрицательные эмоции: гнев, страх, злость, в комментариях к рисункам содержались обидные слова, а виновники ситуаций были изображены обиженными и печальными, иногда со слезами.
Слайд [5.6.7] Некоторые дети придумывали фантастические сюжеты. Так, Рома изобразил крабов и пояснил: «Если мы будем драться, то придут крабы и сломают все игрушки, устроят свое крабовое царство, где не будет место людям». Денис и Виола в своих рисунках изобразили пауков, объяснив: «В группе завелись пауки от того, что мы злимся и обижаем друг друга», «Пришел паук-отравитель, он заплел в свою паутину все вокруг и теперь игрушки, предметы и вещи отравлены».
Такие символические рисунки позволяют детям сформировать отрицательное отношение к ситуации, благодаря ее проживанию в воображаемом плане.
Слайд [8] 4 этап – обсуждение рисунков
На следующем этапе, встав круг, дети высказывали свое мнение, рассказывали о своих рисунках. Таким образом, у них сложилось общее эмоциональное представление о данной ситуации и ее последствиях. Они поняли, что от того, что в группе часто происходят конфликты, всем становится грустно, все вокруг становится темным.
5 этап – поиск решения проблемы
Вместе с детьми мы стали думать, как всем играть без конфликтов.
Слайд [9] Дети предложили правила запрещающие: «Нельзя драться», «Нельзя ругаться», «Нельзя обзываться».
Мы стали думать, что же нам сделать, чтобы не было запрещающих правил в группе. И тогда Паша предложил, что надо нарисовать то, что можно делать в группе, а затем рассказать о своих правилах.
Слайд [10.11.] Были придуманы правила: «Если обидел, нужно извиниться», «Сказать «стоп» своим плохим поступкам», «Попроситься в игру и помочь друзьям в игре». В ходе обсуждений предложенных правил было выбрано одно общее правило: «Если хочешь играть, попроси разрешения у друга».
Слайд [12.13] 6 этап – графическое оформление правил
Данное правило было оформлено в рисунок, подписано и занесено в «книгу правил».
Изображая конфликтные ситуации, дети поняли, что так легче понять и оценить свое поведение, и в дальнейшем они смогут контролировать свои негативные эмоции, приводящие к ссорам.
Но на этом наша «книга правил» не закончилась. В последующие дни мы дополнили книгу новыми правилами.
Слайд [14] Так, одна конфликтная ситуация способствовала «рождению» еще двух правил. Двое детей рассматривали иллюстрации в детской энциклопедии и обсуждали их между собой. К ним подошел Влад и стал перебивать детей, высказывая свое мнение. Ребята попросили его не мешать им, но Влад настаивал на своем, что он им совершенно не мешает, а просто смотрит. В ходе ссоры дети стали кричать друг на друга. Вместе с детьми мы собрались и обсудили данную ситуацию. Ребята придумали правила: «Играть дружно, не кричать и не ругаться!»,
Слайд [15.16] «Если тебя не приняли в игру, не приставай! Придумай другую игру!».
7 этап – введение «знака» для обозначения правил
Для того чтобы в дальнейшем не возникали ссоры и конфликты во время игр, дети предложили придумать такой знак, который может помочь им: будет «сигнализировать» об их желаниях.
Слайд [17] Было предложено поставить во время игр условный сигнал – цветной флажок. Используя цветные флажки и «светофор эмоций», дети стали высказывать свои идеи: красный – нельзя подходить к играющим, нельзя мешать, нельзя приставать; желтый – подожди, когда тебя пригласят; зеленый – можно играть. В результате общих обсуждений мы получили:
Слайд [18] Желтый флажок – можно вступить в игру, но не менять правил;
Зеленый флажок – можно вступить в игру и предложить свои правила;
Красный флажок – нельзя входить в игру.
Таким образом, использование «знаков» позволяет снизить конфликтность в группе между детьми, что способствует улучшению психологического климата в группе и облегчить работу педагога.
Слайд [19] В ходе игр дети самостоятельно договариваются между собой и выбирают определенного цвета флажок, выставляют его, чтобы было видно.
Слайд [20.21] В ходе игр цвет флажка может меняться, в зависимости от того, хотят ли дети пригласить к себе в игру других детей. Такие действия с флажками для детей тоже своего рода игра, но именно в такой «игре» у них формируется социальная чуткость, направленность на «другого», умение учитывать его желание, устанавливать контакты.
Понятно, что нормативный проект не снимает все конфликтные ситуации в группе. Именно поэтому и существует «книга правил», к которой ребенок обращается самостоятельно или по подсказке педагога.