Светлана Валерьевна Тихонова
НОД «Звуки в лесу», подготовительная к школе группа
«Звуки в лесу»
Цель: Знакомство со звуком и буквой «С».
Задачи:
Образовательные:
- продолжать учить определять на слух место звука в слове,
- соотносить схему слова с предметом-картинкой его обозначающим,
- закреплять новых чтения слогов и слов с новой буквой,
- закреплять умение придумывать слова с заданным звуком, составлять схему предложения
- закреплять умение правильно держать ручку при письме.
Воспитательные:
Публикация «НОД „Звуки в лесу“, подготовительная к школе группа» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
- воспитывать умение работать в парах и группах,
- учить самостоятельно решать разнообразные познавательно-речевые задачи,
- воспитывать внимание и поддерживать интерес детей к заданиям, включая игровые и занимательные моменты.
Развивающие:
- развивать зрительное и слуховое внимание,
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Материалы и пособия: мультимедийное оборудование, столы, стулья, пеналы, изображение птиц в зале, каточки-схемы, карточки со слогами, карточки для составления схем предложений, 2 больших обруча, стулья-пенечки.
Ход:
1. Вводная часть (мотивационный этап)
Организационный момент (стоя в кругу)
Воспитатель:
- Белые пчелки зимою летают,
Мне на ладошку садятся и тают (снежинки)
- Гора во дворе была.
Но исчезла от тепла (Сугроб)
- Скрип-скрип-скрип скрипит снежок
Выходи на двор дружок.
За веревку их бери,
С горочки на них кати! (Санки)
(Дети отгадывают и на экране появляются соответствующие картинки)
Воспитатель: назовите, пожалуйста, первый звук в этих словах. (Ответы детей).
Воспитатель: Когда это бывает? (Ответы детей).
Воспитатель: подберите, пожалуйста, признаки к слову «Зима», используя звуки «с» - «сь». (Ответы детей).
2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Воспитатель: Ребята, а вы не хотели бы отправиться на прогулку в зимний лес и полюбоваться красотой зимней природы?
(Дети садятся на стулья-пенечки, закрывают глаза. Звучит музыка «Танец Феи Драже», П. И. Чайковский)
Воспитатель:
Чародейкою-зимою зачарован лес стоит
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
(На экране – зимний пейзаж в лесу)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая красота в зимнем лесу! Вокруг нас кружатся легкие, узорные снежинки. Давайте поймаем их на ладошку и разглядим повнимательнее.
«Упражнение на дыхание»
(Дети, стоя в кругу, берут снежинки за нитку, кладут на ладошку)
Воспитатель: А сейчас, подуем на снежинку.
Спину выпрямили, сделали губы трубочкой, вдыхаем носом, а выдыхаем ртом, плечи не поднимаем. (Дети выполняют упражнение)
Воспитатель: Снежинки разлетелись, подул сильный ветер, началась метель.
Хотите услышать ее звук?
«Упражнение на артикуляцию звука «с»
Воспитатель: Улыбнитесь, сомкните зубы, расслабьте язычок. Начинаем дуть на кончик языка и слушаем, что получается.
Какой звук вы услышали? (Ответы детей).
(Дети садятся на стулья-пенечки перед экраном. На экране - зимний пейзаж в лесу)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно на зимний лес. Он полон сказок и чудес. Кто там прячется за деревом? Это хитрый лесной зверь. А вот и схема-подсказка. На ней синим кружком выделен звук «с».
(Дети отгадывают слово - «лиса». На экране около дерева появляется картинка - лиса)
Воспитатель: Сколько звуков в этом слове? Сколько слогов? Почему вы так считаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Ой, а что это за зверь спрятался за сугробом?
(Появляется схема-подсказка)
(Дети отгадывают слово - «лось». На экране около дерева появляется картинка - лось)
Воспитатель: Сколько звуков в этом слове? Сколько слогов? Почему вы так считаете? (Ответы детей).
Воспитатель: В лесу остается зимовать очень много птиц. Предлагаю вам прогуляться по лесу, найти птиц, но лишь тех, в названии которых есть звук «с» или «сь».
(Дети свободно передвигаются по залу, находят птиц и называют место звука в слове)
Воспитатель: Молодцы! Много интересного увидели мы сегодня в зимнем лесу. А теперь нам пора в детский сад.
Физкультминутка «Разыгрался снегопад»
(Стоя в кругу)
Разыгрался снегопад
Снег идет три дня подряд!
Разыгралась ребятня -
Вся в снегу она три дня:
Так приятно повалятся
И снежками покидаться.
Больше снега на дворе –
Веселее детворе!
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад.
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним всех, кого мы встретили в зимнем лесу. (Ответы детей).
Воспитатель: Какой звук повторяется чаще других? (Ответы детей).
Воспитатель: Этот звук обозначается буквой «С». (На экране появляется буква) На что похожа эта буква? (Ответы детей).
Воспитатель:
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Полумесяц в небе темном
Буквой «С» повис над домом.
(Воспитатель выставляет на доску картинку «откусанный бублик», «месяц»).
(Выставляет мольберт)
Воспитатель: Ребята! Лиса прислала для вас задание. Она просит прочитать эти слоги и придумать чистоговорки про нее.
Дети читают:
Су-су-су-су В лесу мы видели лису
Са-са-са-са Очень хитрая лиса
Сы-сы-сы-сы Хвост пушистый у лисы
Се-се-се-се Не догнать зайца лисе
Са-са-са-са Хоть и ловкая лиса
Воспитатель: Молодцы! Следующее здание от лося: Определите в названиях картинок первый звук и составьте из них слово. Вам надо разделиться на две группы.
(Дети выполняют задание на полу в обручах,
а воспитатель – убирает мольберт)
Солнце Ножницы
Автобус Автобус
Ножницы Солнце
Игла Тарелка
(САНИ) (НАСТ)
Воспитатель: Ребята, а что такое наст?
Сколько звуков в этих словах? Сколько слогов? Где в слове находится звук «с», какой он? (Ответы детей).
Воспитатель: Предлагаю вам выполнить еще одно задание от лесного жителя. (Дети садятся за столы)
Но сначала я предлагаю вам размять свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Сорока»
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сорока очень спешила и не дописала в ваших тетрадях слова. Давайте их допишем, добавив к первому слогу еще один слог «СА» или «СЫ».
ЛИ.
КО.
У.
Воспитатель: Какие слова у вас получились? Прочитайте их.
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, вы успешно справились со всеми заданиями лесных жителей. В заключении выполните, пожалуйста и мое задание: прочитайте предложение и составьте его схему, объединившись в пары.
(На кране появляется предложение «В лесу много чудес.»)
(Дети за столами, объединившись в пары, составляют схему предложения).
Воспитатель: Что такое - предложение? А что вы можете сказать об этом предложении? (Ответы детей).
3. Заключительная часть (рефлексивный этап)
Воспитатель:
Ребята, о каком звуке мы сегодня говорили?
Дайте ему характеристику.
Какой буквой он обозначается?
Чьи задания вам понравились?
Легко ли вам было работалось в парах? группах?
Получилось ли помогать друг другу или легче все делать одному?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько букв мы уже с вами знаем и вышили их на пяльцах. Я предлагаю вам вернуться в группу и вышить еще одну теперь уже знакомую вам букву «С».