Надежда Личман
НОД «Пищевые цепочки в лесу» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пищевых цепочках.
Задачи.
— Расширять знания детей о взаимосвязи растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга;
—формировать умения составлять пищевые цепочки, обосновывать их;
— развивать речь детей, отвечая на вопросы воспитателя; обогащать словарь новыми словами: взаимосвязь в природе, звено, цепочка, пищевая цепочка.
— развивать внимание детей, логическое мышление.
— способствовать воспитанию интереса к природе, любознательности.
Методы и приёмы:
- наглядный;
- словесный;
Публикация «НОД „Пищевые цепочки в лесу“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
- практический;
- проблемно-поисковый.
Формы работы: беседа, задание, объяснение, дидактическая игра.
Образовательные области развития: познавательное развитие, речевое развитие, социально коммуникативное развитие.
Материал: игрушка бибабо бабушка, игрушка сова, иллюстрации растений и животных (клевер, мышь, сова, трава, заяц, волк, карточки растений и животных (листик, гусеница, птица, колоски, мышь, лиса, часы, воздушный шар, макет луга, эмблемы зеленого и красного цвета по количеству детей.
ХОД
Рефлексия.
Дети сидят на стульчиках полукругом. Стук в дверь. В гости приходит бабушка (кукла бибабо).
— Здравствуйте, ребята! Приехала я к вам в гости. Хочу рассказать вам историю, которая произошла у нас в деревне. Живём мы возле леса. Жители нашей деревни пасут коров на лугу, который находится между деревней и лесом. Коровы наши питались клевером и давали много молока. На краю леса, в дупле старого большого дерева жила сова, которая днем спала, а ночью летала на охоту и громко ухала. Крик совы мешал жителям деревни спать, и они её прогнали. Сова обиделась и улетела. И вдруг через некоторое время коровы стали худеть и, давать очень мало молока, так как стало мало клевера, зато появилось много мышей. Мы не можем понять, почему так произошло. Помогите нам все вернуть назад!
Целеполагание.
— Ребята, как вы думаете, сможем мы помочь бабушке и жителям деревни? (Ответы детей)
--Чем же мы можем помочь жителям деревни? (Ответы детей)
Совместная деятельность детей и педагога.
— Почему произошло так, что коровы стали давать мало молока?
(Стало мало клевера.) Воспитатель выкладывает на столе картинку клевера.
— Почему стало мало клевера?
(Погрызли мыши.) Воспитатель выкладывает картинку мыши.
— Почему развелось много мышей? (Сова улетела.)
- Кто охотился на мышей?
(Некому охотиться, сова улетела.) Выкладывается картинка совы.
— Ребята, у нас с вами получилась цепочка: клевер — мышь — сова.
Вы знаете, какие ещё бывают цепочки?
Воспитатель показывает украшение цепочку, дверную цепочку, картинку с изображением собаки на цепи.
— Что такое цепочка? Из чего она состоит? (Ответы детей)
Из звеньев.
— Если одно звено цепи сломается, что случится с цепочкой?
(Цепочка порвется, разрушится.)
— Правильно. Посмотрим на нашу цепочку: клевер — мышь — сова. Такая цепочка называется пищевой. Почему, как вы думаете? Клевер является пищей для мыши, мышь является пищей для совы. Поэтому цепочка называется пищевой. Клевер, мышь, сова — звенья этой цепочки. Подумайте, а можно ли из нашей пищевой цепочки убрать звено?
Нет, цепочка разрушится.
— Уберем из нашей цепочки клевер. Что произойдет с мышами?
Им нечего будет есть.
— Если исчезнут мыши?
— Если улетит сова?
— Какую ошибку совершили жители деревни?
Они разрушили пищевую цепочку.
— Правильно. Какой вывод сделаем?
Оказывается в природе все растения и животные взаимосвязаны. Они друг без друга обходиться не могут. Что нужно сделать, чтобы коровы снова давали много молока?
Вернуть сову, восстановить пищевую цепочку. Дети зовут сову, сова возвращается в дупло старого большого дерева.
Вот мы и помогли бабушке и всем жителям деревни, вернули всё назад.
—А сейчас мы с вами и с бабушкой поиграем в дидактическую игру «Кто кого ест»?», потренируемся и потренируем бабушку в составлении пищевых цепочек.
Но сначала вспомним, кто живёт в лесу?
- Звери, насекомые, птицы.
Как называются животные и птицы, которые питаются растениями?
- Травоядные.
Как называются животные и птицы, которые питаются другими животными?
- Хищные.
- А как называются животные и птицы, которые питаются и растениями и другими животными?
- Всеядные.
Перед вами картинки животных, птиц. На картинках с изображением животных и птиц наклеены кружочки разного цвета. Хищные животные и птицы отмечены красным кружком.
Травоядные животные и птицы отмечены зелёным кружком.
Всеядные – синим кружком.
У детей на столах наборы картинок птиц, зверей, насекомых и карточки с жёлтым кружочком.
Послушайте правила игры. У каждого игрока свое поле, ведущий показывает картинку и называет животного, вы должны составить правильно пищевую цепочку, кто кого ест:
1клеточка - это растения, карточка с жёлтым кружочком;
2 клеточка - это животные, которые питаются растениями (травоядные - с зелёным кружочком, всеядные – с синим кружочком);
3 клеточка - это животные, которые питаются животными (хищники – с красным кружочком; всеядные – синим). Карточки с черточкой закрывают вашу цепочку.
Выигрывает тот, кто правильно соберёт цепочку, она может быть длинная или короткая.
Самостоятельная деятельность детей.
Растения – мышь – сова.
Берёза – заяц - лиса.
Семена сосны – белка – куница – ястреб.
Трава – лось – медведь.
Трава – заяц – куница – филин.
Орехи – бурундук - рысь.
Жёлуди – кабан – медведь.
Зерно злаков – мышь полёвка – хорёк – сова.
Трава – кузнечик – лягушка – змея – сокол.
Орехи – белка – куница.
Рефлексия.
- Вам понравилось наше с вами общение?
- Что вам понравилось?
- Что нового вы узнали?
- Кто запомнил, что такое пищевая цепочка?
- Важно ли её сохранение?
В природе все взаимосвязано, и очень важно, чтобы эта взаимосвязь сохранялась. Все обитатели леса являются важными и ценными членами лесного братства. Очень важно чтобы человек не мешал природе, не засорял окружающую среду и бережно относился к животным и к растительному миру.
Литература:
Основная образовательная программа дошкольного образования От рождения до школы под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозаика – Синтез. Москва, 2015.
Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М: ТЦ Сфера, 2003.
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М, 1999.
Николаева С. Н. Познаем природу — готовимся к школе. М. : Просвещение, 2009.
Салимова М. И. Занятия по экологии. Минск: Амалфея, 2004.
Есть много праздников в стране,
Но женский день отдан Весне,
Ведь только женщинам подвластно
Создать весенний праздник - лаской.
От всей души всех поздравляю
С Международным Женским днём!