Папки-передвижки

Конспект НОД «Знакомство с вышивкой Смоленской области детей старшего дошкольного возраста»

Марина Васильева
Конспект НОД «Знакомство с вышивкой Смоленской области детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой петушок» города Смоленска»

Конспект познавательно-речевого занятия

с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Вышивка».

Цель: Знакомство детей старшего дошкольного возраста с прикладным искусством Смоленского края – вышивкой.

Задачи: Познавательные:

1. Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством поисковой деятельности.

Публикация «Конспект НОД „Знакомство с вышивкой Смоленской области детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

2. Познакомить детей с основными декоративными элементами, которые использовались в русских орнаментах, на понятийном уровне дать их объяснения.

3. Познакомить детей с символикой цвета в русском национальном костюме.

Речевые:

1. Напомнить детям о назначении предметов рукоделия посредством загадок: о наперстке, ножницах, игле, нити, ткани.

2. Учить детей употреблять в речи сложноподчиненные предложения, с помощью которых объяснять логические связи загадок.

3. Пополнять и активизировать словарный запас детей : вышивка, нитки-мулине, канва, пяльцы, рукоделье, рукодельница.

Воспитательные:

1. Учить действовать в паре, согласовывать свои действия с действиями партнёра.

2. Воспитывать у детей интерес к русской истории и культуре.

3. Воспитывать чувство гордости за своих бабушек, подаривших нам богатство прикладного искусства – вышивку.

Предварительная работа:

Знакомство со швейными инструментами (игла, наперсток, ножницы) и материалами (ткани, нитки, тесьма); их разновидности и применение.

Знакомство с предметами быта (полотенце, фартук, наволочка, подзор, т. д.)

Знакомство с выращиванием льна и получение из него ткани.

Загадывание детям загадок про лен, про иглу, про наперсток, про ножницы, про ткать, про нитки.

Методическое обеспечение:

Дидактические средства:

картинка с изображением цветущего льна;

корзинка (или сундучок) льняная ткань, нитки-мулине, иголка, напёрсток, ножницы;

пяльцы по количеству пар детей, ткань-канва;

изделия с вышивкой : рубаха, скатерть, полотенце;

заправленные пяльцы с тканью и канвой.

Технические средства: ноутбук, проектор, экран.

Ход занятия

(в групповую комнату входит хозяйка «Русской избы»)

Хозяйка: Здравствуйте, дети! Я к вам сегодня пришла не с пустыми руками. Принесла я корзинку с рукоделием. Прежде чем вам показать то, что я принесла, хочу вам загадать загадку. Слушайте и отгадывайте:

Мал - малышок в землю зашёл,

Себе шапку нашёл.

Из земли вырастал,

Весь мир одевал!

(лён)

(взрослый показывает картинку с изображением цветущего льна)

Презентация Вышивка Смоленской губернии (картина с изображением вышивальщицы)

С давних времен сеют на нашей земле лен, ткут из него холст на ткацком станке. Из холста делали скатерть, полотенца, подзор на кровать, шили рубаху. И всё одного цвета – белого.

В старину слово "шить" означало "вышивать", и это умела каждая женщина. Вот взялась русская женщина за рукоделье и стала вышивкой украшать скатерти, полотенца да рубахи.

(Хозяйка показывает детям вышитые изделия. Дети рассматривают их.)

Презентация Вышивка Смоленской губернии (картинки с изображением вышитых изделий : сарафаны, рубахи, скатерти, полотенца, пояса)

Хозяйка:

Легла на стол расшитая скатерть – и в избе стало светлее. Стало нарядным полотенце. Одна другой краше выходили в праздник девушки на гулянье. С великим мастерством расшиты их сарафаны, у парней рубахи вышивкой украшены. Отгадайте, ребята, какие помощники были у нашей рукодельницы?

Загадки:

* * *

Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха,

Как паутину, я тяну.

(иголка)

* * *

На пальце одном

Ведерко вверх дном.

(напёрсток)

* * *

Дружу с иголкой и холстом,

Без дела не гуляю -

Разноцветный свой следок

На ткани оставляю.

(нитка)

* * *

Два кольца, два конца –

Посередине гвоздь,

И тот насквозь.

(ножницы)

* * *

Бываю я пёстрой и одноцветной,

Бываю разной толщины.

Из меня кроят и шьют,

Я людей одеваю и дом украшаю.

(ткань)

(Если дети затрудняются в отгадывании загадок, то хозяйка достаёт из корзины предмет-отгадку и показывает его детям. Если дети сами отгадывают, то просто показывает – подтверждая ответ детей)

Хозяйка: Рукодельнице для вышивания необходимы были ещё два предмета: пяльцы и канва. (показывает) Как вы думаете, для чего нужны пяльцы?

(Дети исследуют для чего нужны пяльцы. Взрослый помогает вопросами:

Удобно ли вышивать, держа ткань в руках?

Как вы думаете, когда удобнее вышивать, когда ткань натянута или нет?

Как же натягивала холст рукодельница при помощи пялец?

Взрослый предлагает детям натянуть ткань, используя пяльцы. В случае затруднения, взрослый выполняет сам.)

Хозяйка: Как вы думаете, для чего рукодельница использовала канву?

(Дети высказывают свои предположения. Чтобы подвести детей к правильному выводу взрослый направляет исследования детей.

Предлагает рассмотреть вышивку, обращает внимание детей на то, что рисунок выполнен в строку. Как можно получить такой ровный рисунок?

Взрослый обращает внимание детей на четкие клеточки на канве.

Взрослый показывает на заготовке, как это выглядит.

Взрослый предлагает вытянуть из готовой вышивки нити канвы.

Взрослый обращает внимание детей на то, что льняная ткань также имеет клеточки, по которым можно вести вышивку.)

Презентация «Вышивка Смоленской губернии». Образцы вышивок.

Вышивание требовало не только мастерства, но и большого терпения, и считалось не прихотью и не развлечением, а важным и нужным делом. Вышивка считалась с давних времен самым простым оберёгом. Она традиционно присутствовала на любой ткани, полотенце, одежде. Обереги должны оберегать людей, защищать своего хозяина от любого зла, какое бы оно ни было и откуда бы ни исходило.

Презентация «Вышивка Смоленской губернии». Образы в вышивке.

Силуэты коня, собаки, петуха или сказочной птицы с женским лицом – эти символы родом из далёких времен и символизируют дружественных нам оберегающих магических существ. Наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному, он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками : прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная - воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Круги - символ плодородия, материнства, изобилия. Квадраты - знак земледельцев, символ плодородия полей. Треугольник - символ человека, символ человеческого общения. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

Каждый узор отражает или женский образ, или образ птицы, коня, чудо-дерева и т. д. Птица – один из любимейших образов русского народа, символ весны, две птицы – символ семейного счастья. В Смоленских вышивках почти не встречаются изображения птиц, зверей, растений, здесь основным мотивом украшений являются геометрический орнамент.

Физ. минутка

(игра-пантомима «Придумай образ» по аналогии игре «Море волнуется раз…»)

Презентация «Вышивка Смоленской губернии». Цвет в вышивке.

Главное в вышивке-обереге – цвет и узор. Цветовая гамма должна соответствовать той части спектра, которую вышивка призвана защищать.

Белый цвет – связан со светом, чистотой.

Красный цвет – Огонь, (и Солнце – как небесный огонь).

Зелёный цвет – Растительность, Жизнь.

Чёрный цвет – Земля.

Золотой – Солнце.

Синий цвет – Небо, Воды.

Фиолетовый цвет редко встречается в русской вышивке.

Вышивки Смоленской и других среднерусских областей многоцветны.

Всё в крестьянском быту было практично и гармонично, всё подсказано самой природой. Крестьянки при вышивании узора сохраняли его от поколения к поколению, так народные орнаменты дошли до нас.

Хозяйка: Вы внимательно слушали меня сегодня, в следующий раз я поучу вас делать простую вышивку. А теперь мы с вами поиграем, в игре вспомним то, о чем мы говорили, что узнали.

Презентация «Игры» (ремёсла и предметы)

1. Игра «Кому что нужно?»)

Хозяйка: До свидания.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина» для старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по развитию речи «Знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина» для старшего дошкольного возраста Цель: Активизировать литературную память дошкольников, создать эмоционально-положительное настроение, обогатить представления детей о.

Конспект НОД по образовательной области «Познание» для детей старшего дошкольного возраста «Непобедимый Сталинград»Конспект НОД по образовательной области «Познание» для детей старшего дошкольного возраста «Непобедимый Сталинград» Цель: Познакомить детей с историческими событиями по освобождению Сталинграда в Великой Отечественной войне от фашистских захватчиков. Задачи:.

Конспект НОД с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой Ы и звуком [Ы]» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство со звуком [Ы]». Задачи: Учить детей выделять звук [Ы]. Определять наличие.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой з и звуком [З]» с презентацией Задачи: Учить детей выделять звук [З]. Определять наличие или отсутствие звука [З] в слове. Совершенствовать умение делить слова на слоги.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство со звуком [О]» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство со звуком О». С презентацией. Задачи: Учить детей выделять звук О. Определять.

Конспект по образовательной области «Познание» на тему «Поздняя осень» для старшего дошкольного возрастаКонспект по образовательной области «Познание» на тему «Поздняя осень» для старшего дошкольного возраста Вид деятельности: непосредственно - образовательная Возрастная группа: старший дошкольный возраст Тема: интегрированное занятие «Поздняя.

Конспект занятия «Знакомство с Борисом Юрьевичем Грачевским» для детей старшего дошкольного возраста Тема: Знакомство с Борисом Юрьевичем Грачевским Цель: познакомить детей дошкольного возраста с Борисом Грачевским и его творчеством. Задачи:.

Проект «Знакомство с техникой «квиллинг». Коллективная работа детей старшего дошкольного возраста «Ветка рябины»Проект «Знакомство с техникой «квиллинг». Коллективная работа детей старшего дошкольного возраста «Ветка рябины» Цель:: способствовать овладению детьми умения создавать коллективную работу в новой технике обработки бумаги – квиллинге. Задачи: 1. Познакомить.

Совместная деятельность воспитателя и детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с работой сердца» Цель: 1. Дать детям представление о работе сердца, познакомить с понятиями «сердце», «сосуды», «пульс». 2. Развивать наблюдательность, внимание,.

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с жанровой живописью как направление этнопедагогикиЗнакомство детей старшего дошкольного возраста с жанровой живописью как направление этнопедагогики Этнопедагогика. Этой темы касаются без исключения все педагоги, работая с детьми дошкольного возраста, начиная с самого раннего. Будь то.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Знакомство с вышивкой Смоленской области детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 20 января 2020 в 12:02
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Знакомство с вышивкой Смоленской области детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Васильева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД