Анна Рябова
Конспект НОД «Юные орнитологи»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цели:
• Уточнить, расширить, конкретизировать и систематизировать представления детей о характерных признаках, особенностях птиц. Познакомить с интересными фактами из жизни птиц, показать их уникальность. Устанавливать логические связи, анализировать, делать выводы (познавательное развитие);
Публикация «Конспект НОД „Юные орнитологи“» размещена в разделах
• Обогатить и активизировать словарный запас словами: птицы, пернатые, орнитология, орнитолог, перо, оперение, не продуваемое, не проницаемое, не промокаемое. Развивать умение составлять рассказы описательного характера с опорой на схему. Правильно строить предложения, излагая свои мысли последовательно (речевое развитие);
• Формирование навыка выражения своего мнения; умение получать необходимую информацию, используя некоторые источники, отстаивать свое мнение, вести диалог взрослыми и сверстниками (социально- коммуникативное развитие);
• Развивать способность к коллективному творчеству. Инициировать творческие проявления детей при создании поделок (кормушек) на основе готовых (бытовых) форм. Развивать воображение, чувство формы. Поощрять инициативу, сообразительность (художественно-эстетическое развитие).
Предварительная работа: беседа о птицах; наблюдения на прогулках за птицами; рассматривание картинок с изображением пернатых; Д/и «Что за птица?»; чтение рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»; Г. Скребицкого «Появились синички» : стихотворение Л. Яшина «Покормите птиц зимой»; С. Михалкова «Птичья столовая».
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых, познавательных и познавательно-исследовательских задач.
Материал и оборудование: ноутбук, экран, проектор, энциклопедия, эмблемы с изображением птиц, планшеты, карточка-схема, карточки-исследования, песочные часы, лупа, шприц, перья разных птиц.
Ход деятельности.
Организационный момент:
Воспитатель обращает внимание детей на то, что пришло видеоприглашение. «Дорогие ребята! Приглашаем вас на форум орнитологов».
Ребята, а вы знаете, кто такие орнитологи?
С помощью энциклопедии воспитатель с детьми выясняет, что означает орнитология и орнитолог.
Орнитология – наука, изучающая птиц.
Орнитологи – это ученые, которые изучают жизнь и повадки птиц.
Обращает внимание на эмблемы.
- Кого вы видите на эмблемах? (Птиц)
Птицы это кто? (Птицы – это животные, которые умеют летать, у них есть клюв, детеныши появляются из яйца).
Дидактическая игра «Раздели на группы».
Дети выделяют группы птиц:
Зимующие, перелетные, пролетные.
• Сухопутные, водоплавающие.
• Травоядные, насекомоядные, всеядные, хищники.
• По цвету.
• Летают, не летают.
• По форме клюва.
• По длине клюва.
• По шеи (длинная шея, короткая).
• По величине.
Каждому ребенку вручается эмблема. Вы теперь юные орнитологи.
Рассмотрим группу птиц: зимующие птицы, перелетные, пролетные.
Работа с планшетом.
У детей планшеты: цифры и картинки.
1 воробей
2 синица
3 голубь
4 сова
5 сорока
6 лебедь
7 аист
8 снегирь
9 кукушка
10 ласточка
Дети ставят знаки:
• зимующие
– перелетные
– пролетные
Проверяют результаты и анализируют. Проверяют друг у друга. Кто справился, а кто сделал ошибки.
Пальчиковая гимнастика про птиц по желанию детей (Показывают дети).
Прошла осень, наступила зима.
Дидактическая игра с музыкально сопровождением «Как кричат птицы».
Звучит музыка с голосами птиц.
- Назовите, каких птиц вы узнали?
Перелетные птицы прощаются криком.
Дидактическая игра «Кто как прощается?»
Утки - крякают.
Ласточка – щебечет.
Грач – заливается, свистит, щелкает.
Кукушка – кукует.
Журавль – курлычет.
Им отвечают зимующие птицы:
Сороки – трещат.
Совы – ухают.
Воробьи – чирикают.
Вороны – каркают.
Попрощались птицы и полетели в теплые края.
Дидактическая игра «Как летят птицы?»
-Одинаково ли строятся в стаи? (Нет)
Физминутка. Дети строятся:
Утки – дети выстраиваются дугой.
Журавли – дети выстраиваются клином.
Мелкие птицы – дети встают стайкой.
Цапли, гуси – дети встают шеренгой.
-Зачем птицы летят и машут крыльями? (Чтобы не потерять высоту).
Эксперимент: дети машут руками (Дети превращаются в птиц.)
Воспитатель ставит песочные часы.
- Что мы можем пожелать птицам? (Крепитесь, держитесь)
- Легко ли работать крыльями?
Дети уточняют, что работать крыльями нелегко.
Беседа о зиме, о зимующих птицах.
Воспитатель вспоминает с детьми, какое сейчас время года.
- Что зима принесла с собой?
Признаки зимы: холод, мороз, стужа, опускается термометр ниже нуля.
Ветер: порывистый, холодный, сквозной…
Снег: мокрый, сырой.
Предлагает подумать: всем ли нравится то, чем гордится Зимушка-зима.
Говорит о том, что у зимы бывает разное настроение: то она радостная, то сварливая и даже злая.
- Как вы думаете, какими природными явлениями выражает зима свою радость?
- Какими природными явлениями зима выражает свою злость? (Метель, пурга, вьюга)
- Что такое метель? Что такое пурга?.
Проблемная ситуация:
Что птицам страшен голод или холод?
Дети предполагают: «Я считаю голод и холод». «А я считаю холод»…Они дают свои объяснения.
- Чем покрыто тело птицы? (Перьями)
- Перья согревают птиц или нет? (Возможно, согревают). Выясним.
- Как вы думаете, перо теплое или нет? Почему?
Рассматривают перья птиц и выясняют, что перо теплое, потому что есть пух.
Дети уже знают, что пух – теплый, не продуваемый, водонепроницаемый или непромокаемый (Карточка-схема «Какой пух?»)
Работа в лаборатории.
Исследование свойств перьев в лаборатории по карточкам исследования. Проверяют, ставят знаки «+» или «-»
1. Есть ли пух? Рассматривают под лупой.
2. Перо не продуваемое? Дуют на него.
3. Перо непромокаемое? Капают воду из шприца.
Делают вывод: На всех перьях есть пух, оно не продувалось, не промокло.
Значит, страшен птицам голод, а не холод.
Копилка Знаний.
В копилку Знаний помещают символ открытий Перо.
Как помочь птицам зимой? Если им не помочь, они могут погибнуть.
Изготовление кормушек для птиц.
Кормушки сделаны заранее. Дети только к ним привязывают веревки.
Игра с мячом «Кого, чем угостим?»
Воробья – крошками.
Синицу – салом.
Снегиря – рябиной.
Голубя – пшеном.
Свиристеля – семечками.
После изготовления кормушек дети с воспитателем выходят на улицу, развешивают их и насыпают корм.