Светлана морозова
НОД «Воздух-невидимка» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Воздух-невидимка
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
(Приветствие детей)
Игра-приветствие «Доброта»
Воспитатель: Ребята, возьмите друг друга за руки и улыбнитесь друг другу.
Чувствуете, как пошло тепло в ваши ладони? Мы подарили друг другу улыбку. Тем самым отдали друг другу частичку тепла своей души. Давайте улыбнемся нашим гостям. И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.
Дети сели на стульчики
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Публикация «НОД „Воздух-невидимка“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем.
Дети: Воздух.
Воспитатель: Мы сегодня и поговорим о воздухе.
Звучит музыка из мультфильма «Винни - Пух и все, все, все».
Входит Винни-пух, и держит в руке воздушные шары.
Винни: – Здравствуйте!
Я шел в лес полакомиться медом, но налетел сильный ветер и шары принесли меня сюда. А куда это я попал?
Дети: Ты попал в детский сад.
Воспитатель: Винни, какие у тебя красивые воздушные шары.
Воспитатель: - Ребята, а почему шары называются воздушными?
Дети: : внутри надутого шарика есть воздух, поэтому он и называется воздушный.
Винни-Пух: Воздух. А что такое воздух? И есть ли он вообще? Если он существует, то это надо доказать.
Воспитатель: Винни, а мы как раз сейчас хотели поговорить о воздухе. Оставайся с нами, и мы тебе расскажем, что такое воздух.
Винни-Пух присаживается на стульчики вместе с детьми.
Беседа о воздухе
Воспитатель: Дети, планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха. Воздух – это оболочка вокруг Земли. Эта оболочка называется атмосфера. Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух. Воздух - это газ. Как вы думаете, зачем он нам нужен? (воздух насыщен кислородом. Мы им дышим. Правильно! А раз мы им дышим, значит, нам нужен чистый, свежий воздух, правда?
- Где дышится легче? В лесу или на улицах города? Правильно, в лесу. А почему? Правильно, там много растений. Растения очищают воздух? Значит, самый чистый воздух – в лесах и садах, так как там много растений. А в городе что загрязняет воздух?. (транспорт, заводы, фабрики, дым от костра)
- Друзья мои, а когда мы в помещении находимся, мы дышим свежим воздухом? Что следует делать, чтобы воздух был свежее? (проветривать) Верно! Только проветривать помещения следует тогда, когда в нем нет людей.
- Все верно, ребята! Мы дышим воздухом, поэтому надо чаще гулять на улице, проветривать помещения и стараться хотя бы иногда бывать в лесу или саду, парке, где много растений. И подальше стараться находиться от дорог, где много транспорта.
Воздух необходим всем : человеку, растениям, животным, всем живым существам. Нужен чтоб дышать им. А если воздух исчезнет, то живое погибнет.
(слайд – планета Земля)
Воспитатель: Давайте мы с вами подышим.
Дыхательная гимнастика
Дети встают около стульчиков
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко (медленный вдох-выдох на 4 сек).
Подыши одной ноздрей.
Подыши другой ноздрей
Воспитатель: Как вы думаете, что мы с вами вдохнули?
Дети: воздух.
Воспитатель: А кто-нибудь видел воздух? Давайте посмотрим вокруг, налево, направо, вверх, вниз. Вы видите воздух? (При этом Винни вместе с воспитателем делает то, что делают дети)
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем поймать воздух.
Игра «Поймай воздух»
Воспитатель: ну что ребята получилось поймать воздух?
Дети: нет.
Воспитатель: Значит, он какой? Правильно, невидимый. Вот какой загадочный воздух Без него мы жить не можем, но и увидеть не можем. Я вам сейчас объясню. У вас есть секреты?
Дети: Да.
Воспитатель: И у воздуха есть свои секреты. И мы постараемся сегодня открыть секреты воздуха.
Винни: Я вспомнил, у меня есть знакомый Профессор. Он все секреты воздуха знает. Он нам поможет. Я ему сейчас отправлю СМС.
Винни – Пух отправляет СМС Профессору
Под музыку входит Профессор
Профессор: Здравствуйте!
Воспитатель: Здравствуй, профессор. Винни рассказал нам, что ты знаешь все секреты воздуха.
Профессор: Да, это верно. Давайте начнем открывать секреты воздуха. Занимайте свои рабочие места.
Дети садятся за столы
(на столах все необходимое для опытов)
Опыт № 1: «Поймай воздух».
Профессор: Я помогу вам поймать воздух.
Винни – Пух выполняет все вместе с детьми.
Профессор: Возьмите в руки полиэтиленовый пакет. Давайте его сомнём. Посмотрите, он легко мнётся, почему?
Дети: Потому что он пустой.
Профессор: Берите пакет, раскрывайте его, теперь набираем в пакет воздух и закручиваем его, пакет полон воздуха.
Воздух занял место в пакете, но мы его не видим. А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите свою руку?
Дети: Видим.
Профессор: Если мы видим свою руку, значит воздух какой?
Дети: Прозрачный, невидимый, бесцветный.
Профессор: Вот мы открыли 3 секрета воздуха.
Наши открытия мы будем отмечать карточками – символами, чтобы мы не забыли про них.
Карточки: воздух невидимый, прозрачный, бесцветный.
(дети прикрепляют на доску карточки)
Опыт № 2 с веером:
Профессор: Возьмите веер и помашите им перед своим лицом, затем друг на друга.
Что вы чувствуете?
Дети: холодный ветерок.
Профессор: значит, воздух может двигаться, а хороший друг воздуха ветер. Ветер - это движение воздуха. Ребята, в природе мы можем наблюдать движение воздуха?
Дети: Когда плывут по небу облака, ветер качает ветки деревьев, шелестят листочки деревьев на ветру.
Профессор: Вот мы открыли еще один секрет воздуха.
Карточка: воздух движется.
Воспитатель: Воздух можно ощутить, а еще с ним можно поиграть.
Динамическая пауза, игра «Парашют»
(Слайд – парящий в небе парашют)
Дружно все мы стали в круг
Будем делать парашют
Друг за другом мы идем
Парашют в руках несем
Руку все мы поднимаем
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют,
Легким воздухом надут.
Дети берутся за края ткани и делают парашют
(Дети выполняют двигательные движения, указанные в тексте.)
Воспитатель: Ребята, что помогло надуть нам парашют?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно, воздух. Когда парашют наполняется воздухом, это и помогает парашютистам медленно и плавно приземляться и не ударяться о землю.
Винни: Радуется. Как здорово мы поиграли. Мне понравилось. Я буду играть со своим другом Пяточком.
Профессор: Давайте продолжим работу.
Опыт № 3 «Воздух внутри нас»
Вини: Стаканчики, трубочки, будем пить коктейль?
Однажды Кролик на дне рождении угостил меня вкусным соком и дал трубочку-соломинку. Я, конечно, не только пил, но и пускал пузырьки. Вот здорово было!
Профессор Ребята, а воздух есть и внутри нас. А вы хотите увидеть воздух? Берёт стакан с водой и опускает в него соломку.
Винни: Давайте, дуйте в соломинку. У вас такое получится! Буря в стакане воды.
Профессор: Винни, это выходит воздух, который есть у нас внутри. Мы дуем в трубочку, и он выходит. С помощью трубочки и стаканчиков с водой мы с вами увидели воздух. В этом опыте вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас, а не только вокруг нас.
Вот и еще секрет раскрыт.
Карточка: воздух внутри нас
Опыт №5 (с воздушным шаром)
Винни: Ой, воздушные шары. Как у меня, только ненадутые.
Профессор: Скажите. Ребята, а как вы обычно надуваете шары?
Дети приставляют ко рту шарики.
Профессор: А хотите, я вам покажу, как можно по-другому надувать шары.
На горлышко пластиковой бутылки надеваем шарик и ставим бутылку в горячую воду – шар надувается. Воздух при нагревании расширяется.
Как можно теперь сдуть шарик? (ответы детей)
Попробуем поставить бутылку в холодную воду.
(слайд – воздушный шар)
Пока шарик охлаждается, я вам расскажу о том, что по такому принципу летает воздушный шар. Воздушный шар изобрели очень давно, шар был сделан из льняной ткани и бумаги. Шар наполняли горячим воздухом, первыми пассажирами стали овца, утка и петух. После стали летать люди.
Ой, нам надо посмотреть что стало с шариком? Шарик сдулся. Почему?
При охлаждении воздух сжимается.
Вот мы открыли еще один секрет воздуха.
Карточка: «При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.»
Воспитатель: Давайте поиграем.
Д/и «Кому нужен воздух?».
Воспитатель: Ребята, какой природе нужен воздух, какая природа дышит воздухом? На столе перед вами лежат карточки вам надо определить кому необходим воздух, кто дышит воздухом? А кому - он совсем не нужен. Карточки надо прикрепить на мольберты. На одном мольберте – карточка - живая природа, на другом – неживая природа. Итак, готовы? Начинаем.
Воспитатель: Вывод - воздух нужен всему живому.
(слайд – воздух нужен всему живому)
Опыт № 5 «Чеснок»
Профессор: Ребята, воздух пахнет? Давайте вдохнем воздух.
Дети: нет, воздух не пахнет.
Профессор: Я возьму чеснок и раздавлю его
Винни: Ой, ой, как чесноком запахло. Не хочу этот запах, лучше я нос закрою, и не буду дышать. (Закрывает нос).
Профессор: Что ты! Винни. Без воздуха ты задохнешься. Всему живому на земле необходим воздух.
Дети: Чистый воздух нужен всем – растениям, животным, людям. Без воздуха все погибнут.
Профессор: Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха. Воздух не имеет запах, но может передавать запахи.
Карточка: «Воздух не имеет запаха, но может передавать запахи.
Профессор: Воздух – это хорошо! Отсутствие воздуха – плохо! Но иногда отсутствие воздуха помогает избежать беды. А именно избежать пожара. Сейчас мы в этом убедимся.
Опыт № 5 (со свечой)
Поджечь свечку, а потом накрыть банкой. Воздух в банке выгорает и свеча гаснет.
Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха. Без воздуха нет горения.
Карточка: «Без воздуха нет горения.»
Воспитатель: Сколько много секретов у воздуха, но это еще не все секреты. Спасибо тебе профессор за знания о воздухе. В следующий раз мы опять пригласим профессора и будем дальше изучать св- ва воздуха.
Винни, теперь ты убедился, что воздух существует.
Винни: Конечно, я так много узнал про воздух спасибо вам, ребята, и тебе, Профессор, за знания о воздухе, они мне в жизни пригодятся.
Ребята, у меня так много воздушных шаров, я хочу подарить их вам.
Воспитатель: Ребята, давайте скажем Винни и Профессору спасибо.
Профессор: Нам с Винни-Пухом уже пора, но мы с удовольствием придем к вам еще раз. До свидания!
Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Да, нет»
Воспитатель: Я буду говорить утверждения, а вы, если согласны со мной, отвечаете «да», если не согласны – «нет»
Давайте попробуем. Будьте внимательны!
1. Воздух окружает нас со всех сторон (да).
2. Неживая природа дышит воздухом (нет).
3. Воздух красного цвета (нет).
4. Воздух прозрачный (да).
5. Воздух находится внутри нас (да).
6. Чистый воздух имеет запах (нет).
7. Человек может жить без воздуха (нет).
8. Ветер – это движение воздуха (да).
9. Воздух можно увидеть (нет)
Воспитатель: Ребята, мы выяснили, что воздух нужен всему живому, но важно, чтобы мы дышали каким воздухом, как вы думаете? Правильно, чистым. Чистый воздух – залог здоровья! Где воздух чище : в городе или лесу? (В лесу.) Почему вы так думаете? (Ответы детей) Правильно, мы с вами вдыхаем воздух, насыщенный кислородом, а выдыхаем углекислый газ. Растения поглощают углекислый газ, а отдают нам кислород. Растения еще называют «легкими нашей планеты», потому что растения очищают воздух от загрязнения. Почему воздух становится грязным? (Курение, выхлопные газы машин, едкий дым от свалок, промышленные отходы из заводских труб и др.)
(Слайд – Загрязнение воздуха)
Ребята, что нужно сделать, чтобы очистить воздух? (Ответы детей). Правильно, чтобы воздух наш был чистым, нужно не засорять природу, не бросать мусор и не жечь костры в лесу, сажать деревья.
(слайд – Охрана воздуха)
Воспитатель: Ребята, мы, люди главные на планете. Мы в ответе за состояние природы!
(Слайд)
Молодцы, ребята! Мы сегодня очень хорошо поработали, провели опыты и узнали про некоторые свойства воздуха. И обязательно продолжим изучать воздух в следующий раз.
А скажите, вам понравилось проводить опыты? (Ответы детей) Какой опыт вам показался интересным, понравился больше всего? (Ответы детей) Что вы сегодня узнали нового? (Ответы детей)
Мне сегодня тоже все понравилось, понравилось, как вы работали, старались, были внимательными, дружными, веселыми, когда играли.
Хочу вам сказать «спасибо» А теперь мы пойдем одеваться на прогулку дышать чем?
Дети: свежим воздухом.
Воспитатель: Давайте попрощаемся с гостями.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
3. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.
2. Активизировать речевую деятельность.
3. Закреплять и расширять словарный запас детей.
4. Воспитывать культуру общения.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
3. Закреплять правила безопасного поведения во время проведения опытов с воздухом.
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Содействовать физическому развитию и оздоровлению детей путем включения дыхательной гимнастики в воспитательно-образовательную работу.
2. Формировать физиологически правильное дыхание с помощью дыхательной гимнастики, укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
3. Развивать интерес к дыхательным упражнениям.
Методы и приемы: беседа, наблюдение, опыты, игра, физкультминутка, дыхательная гимнастика, загадка, сюрпризные моменты.
Словарная работа: свойства воздуха, невидимый, прозрачный, ноздри, живая природа, неживая природа.
Предварительная работа: беседы о воздухе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы по данной теме, надувание шаров, игры с мыльными пузырями, с ветром, наблюдения за погодой, ветром.
Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, веера, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, карточки-обозначения, салфетки, воздушные шарики, аудиозапись, свеча, стеклянный стакан, чеснок, разноцветная ткань, камешки, пластиковая бутылка.