ирина копенкина
НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебный камень — магнит» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
НОД "Волшебный камень-магнит"(познавательно-исследовательская деятельность).Старшая группа.
Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Цель образовательной деятельности:
Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Цель эксперимента:
Публикация «НОД по познавательно-исследовательской деятельности „Волшебный камень — магнит“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Старшая группа
- Темочки
Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы».
2. Сформировать представление о свойствах магнита. Пополнить знания детей об использовании свойств магнита человеком, определение областей применения в повседневной жизни через игру с элементами эксперимента.
3. Активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать», «магнитные силы».
5. Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в условиях экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки, учить делать обобщения.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
2. Развивать логическое мышление.
3. Развивать познавательный опыт детей в обобщённом виде.
4. Развивать коммуникативные навыки.
5. Развивать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение.
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.
2. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Оборудование:
Железные, пластмассовые, деревянные предметы, кусок ткани, камень, ракушка. Магниты разного вида, магнитная доска, железные рыбки. Тарелки для раздаточного материала, песок, крупа, пластиковые стаканы с водой, цветные скрепки, металлический песок. набор рукавичек, схемы, правила поведения в лаборатории,магнитные игры: «Гонки», «Кот-рыболов», магнитная мозаика. Дидактическая компьютерная игра «Что притягивает магнит».
Техническое оснащение: ноутбук, музыкальное сопровождение на флешке.
Предварительная работа:
- Опыты с магнитом; игры с магнитной доской и магнитной мозаикой; игры с магнитом в уголке экспериментирования; исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?», чтение книг с легендами о магните, экскурсия в библиотеку.
Этапы деятельности
Мотивационно-организационный
(Дети входят в зал, здороваются с гостями, раздается звук видеописьма с изображением Кота ученого)
Кот: - Здравствуйте, мои друзья! Как хорошо, что вы снова зашли ко мне в библиотеку! У меня как раз ест отличная книжка (показ обложки книжки «Опыты и эксперименты»)
В ней рассказывается о том, как увлекательно проводить различные опыты и эксперименты. Когда экспериментируешь, становишься почти что исследователем. А кто такие исследователи?
Дети: это люди, которые что-то изучает.
Кот: правильно, а вы любите экспериментировать? Тогда попробуйте отгадать, о каком предмете сегодня пойдет речь, какие секреты в себе хранит и почему он так называется? …. а впрочем, я вам подарок отправил…
(коробка в форме подарка, в ней рукавичка, скрепки, набор рукавичек красного и синего цвета)
В: Ребята, что это? (рукавица, кот сказал, что здесь есть какой то секрет. А в чем он заключается, я не знаю! А еще с рукавицей в коробке лежат разные предметы.
В: Что это? (показ предметов, скрепки)
Д:(ответы детей)
Игра с рукавичкой.
У меня есть рукавица, с ней я просто мастерица.
Повнимательней смотрите, за рукой моей следите
В:Посмотрите. (подносит руку в рукавичке к подносу со скрепками). Вот так чудо чудное. Рукавичка «поймала» все скрепки.
В: В чем секрет? Как вы думаете? (ответы детей).
В: Это, ребята, обычный магнит. Много секретов в себе он хранит.
В: А что такое магнит?
Дети: (Магнит - это природный камень, который обладает волшебным свойством: магнитизмом или притяжением)
Звук письма. Кот:
-А хотите узнать, какие секреты в себе хранит магнит? Тогда я приглашаю вас в школу волшебных наук. Не будем медлить. Именно сейчас открывается портал времени между реальным и волшебным миром. Но помните, как только заработают волшебные часы вы должны будете вернуться обратно. Иначе все предметы исчезнут….
В. - Побыстрее входим в круг! Ты мой друг и я твой друг. Друг на друга оглянулись (глазами). Обнялись и улыбнулись. Вниз глаза мы опустили, Хорошенько их закрыли.
Начинаем отсчёт от 1 до 10.
(В это время воспитатель надевает халат и очки и….)
-Вы готовы? Прошу Вас пройти в нашу детскую лабораторию. И приступить к нашим исследованиям.
Одевайте спецодежду и проходите к столам. Прежде чем мы начнем исследования, я напомню вам правила поведения в лаборатории.
Прикрепляются картинки на магнитах
1. Необходимо бережно относиться ко всем приборам и предметам на столе
2. Во время работы можно не только сидеть,но и стоять.
3. Опыты проводятся поочередно под руководством научного руководителя, им буду я.
4. Проводит замену лабораторного оборудования на столе лаборант, им сегодня будет Е. А.
5. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.
6. Делать выводы можно только после окончания эксперимента.
Поисково-исследовательский
Опыт 1.
Воспит: Что вы видите перед собой на столе?
Дети: схему, магниты.
1. Воспитатель обращает внимание детей на магнит (возьмите, рассмотрите,почему он раскрашен в красный и синий цвет? Дети ведут рассуждения…
В. Обратите внимание на схему, как вы думаете, какое исследование нам нужно провести? Ответы детей…
Затем воспитатель предлагает соединить магниты двумя одинаковыми концами. (как показано на схеме) Что происходит? Если соединить разными концами- красным и синим. Почему? Ответы детей…
Вывод№1Воспитатель дает пояснение: у магнита два полюса, если соединять два одинаковых полюса, то магниты будут отталкиваться, а если соединить два разных, то они притянутся друг к другу.
В. -Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. А заодно и проверить какие полюсы притягиваются, а какие отталкиваются. (дети выходят из-за столов)
В. - У моей рукавички есть чудо-сестрички, на руки будешь надевать-захочешь сразу поиграть.
Игра «Рукавичка».
(муз заставка «Воздушная кукуруза») («Подружились, «Поссорились»)
Звуковое письмо. Кот.
Опыт 2. Кот: -Молодцы, с первым заданием быстро справились. А не хотите ли проверить, какие предметы умеет притягивать магнит? Тогда экспериментируйте. …
(дети подходят к столам, на столах контейнеры пустые и с различными предметами).
В. - Что нужно сделать, чтобы убедиться, что магнит может притягивать предметы?
Д. Нужно магнит поднести к предмету и проверить. (Дети подносят магниты к предметам и притянувшиеся складывают в отдельный контейнер)
-Почему прилипли только эти предметы, а не другие?
(Они металлические)
В. Любые ли предметы притягивает магнит?
Вывод № 2. Магнит притягивает только металлические предметы.
В. -А сейчас я приглашаю вас в кинозал.
Звуковое письмо. Кот.
Кот: Ребята, вы только что узнали, какие предметы может притягивать магнит. А вот с Ноликом из мультфильма «Фиксики» случилась беда…. помогите ему.
(просмотр фрагмента мультфильма «Фиксики» серия «Магнитный конструктор»)
В. -Ребята, что произошло с Ноликом? Что должен придумать Нолик, чтобы освободиться из плена конструктора?
(Снять доспехи, сделанные из железа).
Кот: Спасибо, ребята. Ваши знания очень помогли Нолику.
Существует огромное количество различных видов магнитов.
Есть магниты-великаны и карлики, ленточные, плоские, круглые. От их размера зависит сила магнита, сила притяжения.
(слайд- картинки).
Вы когда-нибудь искали предметы, спрятанные в песке? Сейчас вы будем их искать, они спрятаны в песке и крупе, некоторые попали в воду. А заодно проверите и силу магнита.
III. Опыт 3. (поиск металлических предметов в песке, манной крупе и в стакане с водой)
В. - Давайте пройдем в лабораторию и попробуем отыскать «секретики». С помощью чего мы можем достать предметы, не касаясь руками песка и крупы?
(предположения,дети достают предметы из песка с помощью магнита, складывают предметы в контейнеры).
-Какой вывод можно сделать о силе магнита?
В. - Мешает ли магниту песок, крупа? Положите листочек картона на контейнер и поднесите магнит, (клеенку….
Вывод: магнит действует через крупу, песок, картон, клеенку.
Опыт проводит воспитатель: стекло, доска.
Вывод: действует не всегда.
В. А теперь попробуем проверить, действует ли магнит через воду? (стакан, вода, скрепка)
В: Ребята, а как достать скрепку, не замочив рук?
Д: Версии детей.
В: Надо вести магнит по внешней стороне стакана.
(Дети выполняют)
В: Расскажите, что получилось?
Д: Скрепка следует за движением магнита вверх.
В: Что же двигало скрепку?
Д: Магнитная сила.
В: Какой можно сделать вывод?
Вывод: Магнитная сила может действовать через пластик и воду.
Звук письма. Кот.
Кот: Молодцы, успели.
-Знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит? Смотрите.
(показ слайдов)
В. Магниты используют для поднятия очень большого количества железа, а также при строительстве подводных сооружений (для крепления инструментов под водой).
Магниты используют в производстве тепловозов, скоростных поездов, самолетов, электропил, дрелей, для приборов в машинах и самолетах.
Люди делают из магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы. Даже считают, что они обладают лечебными свойствами, успокаивают и придают силы.
- Еще магниты используют в колонках-динамиках, в компасе, в наушниках, в телефонной трубке, электрический звонок, держатель дверцы холодильника, магнитная полоска на банковской карте, магнитные замки.
Про магнит снимают мультфильмы (какие из мультфильмов вы знаете)
Есть ли у вас дома магнит? У нас в группе? (магнитный конструктор, декоративные магниты, магнитная азбука).
(ответы детей).
- А еще магнит используют для изготовления игрушек, игр для детей и взрослых.
Звуковое письмо. Кот.
Ребята, мне пора с вами прощаться, вы любознательный народ, в подарок я дарю вам несколько игр и приглашаю в игровой зал. До свидания, до новых встреч!
В. Ребята, выберите себе любую карточку (дети выбирают и распределяются по игровым зонам- магнитный конструктор, автогонки, рыбалка, дидактическая игра). Играть можно, пока звучит музыка. (звучит музыка)
Рефлексия
В. -Давайте присядем на скамейку и поговорим.
Воспитатель:
-Ребята, понравилось вам наше путешествие в школу волшебных наук?
-С каким волшебным камнем вы познакомились?
-С какими свойствами магнитов вы познакомились? (цепочкой)
-Магнит имеет два полюса: разные полюсы — притягиваются, а одинаковые — отталкиваются.
-Магнит притягивает железные предметы.
-Магнит действует на металлические предметы через крупу, песок, картон, клеенку, стекло, пластик, воду.
Магнитные силы не прошли через толстую доску.
- Какие трудности встретились вам во время экспериментов? Какой эксперимент запомнился больше всего?
Ребята, это далеко не все, что умеет магнит
— Как и где найти нужную информацию.
Дети предлагают ответы. (Спросить у родителей, позвонить родственникам или друзьям, прочитать энциклопедию, посмотреть ТV, обратиться к Интернет-ресурсам и др.).
- А сейчас подойдите к доске и выберете себе смайлик-магнит- если вам очень понравилось быть исследователями-красный, а если не понравилось- синий.
— Дорогие исследователи, руководство школы волшебных наук и Кот ученый благодарят вас за проделанную работу и награждают вас ценными памятными подарками — магнитными играми.
- Давайте попрощаемся с гостями и пойдем к себе в группу.
(дети забирают игры)