Наталья Емельянова
НОД в старшей логопедической группе «Осень в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ – детский сад комбинированного вида №10 «Капелька»
Конспект НОД в старшей логопедической группе
по лексической теме
«Осень в лесу».
Автор-составитель:
учитель-логопед Емельянова Н. В.
г. Серпухов
Цель:
Систематизировать знание детей об осени и осенних явлениях.
Задачи:
Публикация «НОД в старшей логопедической группе „Осень в лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
1. Расширять и активизировать словарь по теме «Осень».
2. Совершенствовать грамматический строй речи.
3. Развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных.
4. Развивать умение образовывать притяжательные прилагательные.
5. Продолжать учить согласовывать движения с речью.
6. Развивать внимание, память.
7. Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль над собственной речью.
Оборудование:
мультимедийная установка;
презентация «Осенние месяцы»;
набор листьев на каждого ребенка;
картинки к игре «Назови ласково»;
сюжетные картинки по теме «Осень».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Приветствие. (Дети здороваются с присутствующими и садятся на стулья.)
2. Постановка цели.
Логопед :
-Дети, вы любите отгадывать загадки?
-Попробуйте отгадать мою.
Если на деревьях листья пожелтели.
Если в край далекий птицы улетели.
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года, как оно зовется?
-Как вы думаете, о каком времени года в ней говорится?
Дети:
-Об осени.
Логопед :
-Да, правильно, и сегодня я предлагаю поговорить об осени.
3. Основная часть.
Беседа с показом слайдов или картин.
-Скажите, какая погода преобладает с её приходом?
-Какое небо?
-Как светит солнце?
-Скажите, какие изменения произошли в природе?
(мало света, тепла, ветрено, дождливо)
- Ребята, каждое время года длиться 3 месяца и у каждого месяца есть своё имя.
-Чтобы вспомнить название осенних месяцев, нужно отгадать мои загадки.
-Итак первая:
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Полетели журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?
(Сентябрь)
Логопед :
-Правильно.
-Что происходит в сентябре? О чем говориться в загадке?
-Первый осенний месяц — сентябрь. Зовут его «запевалой осени» и «златоцветом». Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, листва деревьев и кустарников становится золотистой. В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднимается в небе так высоко, как летом. Часто идут дожди, но не теплые летние, а холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками. В начале осени, когда насекомых становится меньше, улетают стрижи и ласточки, ведь они питаются только насекомыми. (демонстрация слайдов или показ сюжетных картин)
-Вторая загадка:
Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
(Октябрь)
-Что же происходит в октябре?
-Что значит «мрачней лицо природы»?
-А как вы понимаете «оголяются леса»?
-Октябрь — середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом», потому что в это время с деревьев все чаще падают увядшие, пожелтевшие листья. В октябре звери в лесу продолжают готовиться к зиме: заготавливают пропитание на всю зиму, утепляют норы, меняют летние шубки на зимние. Продолжают улетать в теплые края перелетные птицы: журавли, гуси, чайки.
-Осталось отгадать название последнего осеннего месяца :
Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовёт к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!
(Ноябрь)
-Что вы можете сказать про ноябрь?
-Почему он самый холодный из осенних месяцев?
-Про короткие, холодные, хмурые, тусклые, пасмурные и туманные дни последнего месяца осени говорили : «Сумерки года, ворота зимы». Ноябрьское солнце холодное и все реже проглядывает через тучи. Ноябрь - месяц первых морозов и снега. С утра может дождь лить, а к вечеру сугробами снег лежать.
Экскурсия в лес.
-Не смотря на то, что погода изменилась, я предлагаю вам прогуляться по осеннему лесу, вспомнить стихи про осень, подышать лесным воздухом, и просто помечтать.
-Ну, что хотите в лес на экскурсию?
Дети:
-Хотим!
Логопед :
-Тогда собираемся в путь.
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Игра «Найди одинаковые листья и назови».
Логопед :
- Посмотрите сколько разных листьев на нашем пути.
-Предлагаю вам найти по два одинаковых листочка, определить с какого они дерева и как называются.
(Дети находят по два одинаковых листика и определяют их название).
Физминутка.
Логопед :
-Во время прогулки мы немного устали, давай отдохнем. Я буду читать стихотворение, а вы попробуйте подбирать нужные движения.
Листья осенние тихо кружатся,
(дети кружатся с листьями в руках)
Листья нам под ноги тихо ложатся, (приседания)
И под ногами шуршат, шелестят,
(движения рук вправо – влево)
Будто опять закружиться хотят.
(кружение)
Логопед :
-Молодцы, давайте отправляться дальше в путь.
Игра “Большой – маленький или Назови ласково”.
-Ой, ребята, посмотрите, к нам на встречу идет лось.
(на экране появляется лось в осеннем лесу)
-Посмотрите, какой он?
Дети:
-Большой, сильный, высокий, рогатый, длинноногий.
Логопед :
-Лось очень любит свой лес и всё то, что в нем растет, всех, кто в нем живет и всё вокруг называет ласково.
-Хотите с ним поиграть?
Дети:
-Да!
-Тогда садитесь на ковер в кружок и по одному выбирайте себе картинку.
-Лена, какой большой предмет на твоей картинке? Назови его ласково.
(ответы детей)
Гриб - грибок –грибочек,
Ягода- ягодка,
Дерево- деревце,
Куст- кустик,
Лист- листочек,
Солнце- солнышко
Цветок- цветочек,
Ветка- веточка
Трава- травка,
Дождь- дождик,
Ветер- ветерок,
Туча- тучка.
Игра «Мы художники»
Логопед :
-А сейчас я предлагаю вам побыть художниками. Вы будешь называть основные признаки осени, а я выкладывать их. У нас получится картина.
Итак:
Л. :Какая погода осенью?
Р. : Осенью дождливая погода.
Л. : Как одеваются люди?
Р. : Люди надевают теплую одежду, на ноги – сапоги, а на голову – шапку.
Л. : Что происходит с деревьями осенью?
Р. : Деревья становятся разноцветными, листья опадают с деревьев.
Л. : Что делают птицы?
Р. : Птицы улетают на юг.
Л. : Что делают животные?
Р. : Животные запасаются грибами и ягодами на зиму.
Л. : Что осенью растет в лесу?
Р. : Осенью в лесу растут ягоды и грибы.
Логопед. :
-Молодцы, вы правильно ответил на мои вопросы. Поэтому у нас получилась вот такая красивая картина «Осень».
-Нам пора возвращаться в детский сад.
4. Релаксация:
-Вам понравилась наша прогулка по осеннему лесу?
Дети:
-Да!
-Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
-Предлагаю вам на прогулке собрать красивый букет из разноцветных листьев.