Юлия Попова
НОД в старшей группе «Путешествие по Черному морю»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять представления детей о Черном море и его обитателях.
Образовательные задачи: формировать представление детей о море, как сообществе живых организмов; познакомить детей с некоторыми обитателями морских глубин (дельфины и морской конек);
Развивающие задачи: развивать умение детей давать развернутые объяснения, делать выводы; способствовать развитию познавательного интереса к природе; развивать воображение; расширять кругозор детей.
Воспитательные задачи: воспитывать активность, инициативность, выслушивать ответы товарищей; воспитывать любовь к родному краю.
Публикация «НОД в старшей группе „Путешествие по Черному морю“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Оборудование: мультимедийная презентация, картинки по теме, макет корабля, игрушечный дельфин, мультфильм «Профессор Почемучкин»
Предварительная работа:
1. Беседы о Крымском полуострове.
2. Чтение художественных произведений (рассказов, легенд, стихов о Крыме).
3. Рассматривание иллюстраций о Крыме.
4. Беседа о Черном море.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой красивый корабль. Вам он нравится?
Дети: Да!
Воспитатель: А я – капитан этого корабля.
Хотите отправиться со мной в путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель: Сегодня вы будете моими помощниками – юнгами. Вам интересно, куда мы отправимся в путешествие?
Дети: Очень!
Воспитатель: Ну, тогда послушайте стихотворение:
На просторах ласкового моря
Маленькая нежится страна,
Сон её оберегают горы,
Колыбельную поёт волна…
Воспитатель: Ну что, догадались?
Дети: Мы отправляемся в Крым.
Воспитатель: Правильно, мы отправляемся в Крым по Черному морю.
Самое красивое место на земле – это Крым. Давайте вспомним стихотворение о Крыме.
Дети: Крым – наша Родина, помните это!
Души не жалейте ради неё.
Пусть над зелёным островом этим
Мирно, доброе солнце встаёт.
Воспитатель: Но прежде чем мы туда попадем, нам нужно проплыть по морю, а кто мне скажет, по какому?
Дети: Мы поплывем по Черному морю.
Воспитатель: Верно. А давайте вспомним с вами, стихотворение о Черном море.
Дети:
Мы живем на Черном море…
Это все так говорят.
Море, в самом деле, носит
Удивительный наряд.
Летом оно чистое,
Зеленое, лучистое,
Голубое, озорное,
Ласковое и родное.
Осенью оно другое
Серо-серо-голубое
Редко солнце с ним играет
И водичка остывает.
Воспитатель: Очень красивое стихотворение. А теперь юнги, полный вперед! Мы отправляемся в путешествие. А чтобы наше путешествие не было скучным, давайте побеседуем.
- Назовите полуостров, на котором мы живём?
Дети: Он называется, Крымский полуостров.
Воспитатель: Верно - это полуостров Крым.
- Какими морями омывается наш полуостров?
Дети: Он омывается Чёрным морем и Азовским морем.
Воспитатель: - Кто мне скажет, чем отличаются эти моря?
Дети: Чёрное море – глубокое, холодное, а Азовское море – мелкое, тёплое.
Воспитатель: - А кто знает, какой вкус имеет морская вода?
Дети: Морская вода имеет соленый вкус.
Воспитатель: - А знаете ли вы, почему морская вода солённая?
Дети: Нет, мы не знаем!
Воспитатель: Тогда послушайте легенду.
Было это давным – давно, когда вода в морях и океана была пресной. Жил рыбак с семьёй на берегу синего моря. (Слайд 2)
Жили они, нужды не зная. В море рыбу ловили. (Слайд 3)
В пещере соль добывали. Но однажды соль в пещере закончилась. А что за жизнь без соли? (Слайд 4)
Приуныла рыбацкая семья, запечалилась. (Слайд 5)
Как - то раз рыбак закинул сети и поймал рыбку золотую. (Слайд 6)
И молвит рыбка человеческим голосом: «Отпустите меня в синее море, а за это я помогу вашему горю. (Слайд 7)
Вот вам волшебная мельница. Когда потребуется соль, стоит только сказать: «Один, два, три - мельница мели!» И начнёт молоть мельница, одаривая вас солью. Чтобы остановить мельницу опять скажите: «Один, два, три - мельница замри!». (Слайд 8)
Поблагодарили рыбаки рыбку за подарок и отправились в обратный путь. Плывут они по морю, то и дело на волшебную мельницу поглядывают. И вдруг им пришла в голову мысль: «Чего это мельница без дела лежит – пусть мелит, чтоб вернуться домой с полным трюмом соли. И сказали они: «Один, два, три – мельница мели!» (Слайд 9)
Заработала волшебная мельница и белоснежным потоком хлынула из неё чистейшая соль. Заворожила их белоснежная соль, уснули они крепким сном. Только волшебная мельница всё мелит и мелит. Уже полон корабль соли. (Слайд 10)
Вот уже всё море стало солёным, а потом и другие моря и океаны. А мельница, и до этих пор мелит. (Слайд 11)
Воспитатель: Вот я вам рассказала интересную легенду. А теперь давайте обратимся к нашим современным героям, как они считают, почему же все моря соленые? (видео мультфильма профессор Почемучкин).
Воспитатель: Ребята, давайте с вами немного отдохнем.
Физкультминутка: «У моря».
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою!
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй!
Воспитатель: Вот мы немного отдохнули, а вам хочется узнать, что происходит на дне морском?
Дети: Да!
Воспитатель: А давайте с вами, закроем глазки и представим, что мы погрузились на дно морское.
(Дети закрывают ладошками глаза)
Воспитатель: Ну, вот ребята мы с вами и оказались в морском царстве. Посмотрите, сколько вокруг нас рыб и морских обитателей.
Воспитатель: Скажите мне ребята, чем отличаются рыбы от животных?
Дети: Рыбы живут в воде, а животные на суше.
Воспитатель: Правильно, а еще чем они отличаются.
Дети: У рыб есть плавники и чешуя, а у животных нет этого.
Воспитатель: Верно, у рыб есть плавники, с помощью которых они передвигаются, тело покрыто чешуей, чтобы им было легче плавать.
Воспитатель: Скажите, с помощью чего рыбы дышат в воде?
Дети: Они дышат с помощью жабр.
Воспитатель: Верно, с помощью жабр. Рыбки не ходят, не летают, а как же они передвигаются?
Дети: Они плавают
Воспитатель: Верно, они плавают в толще воды. Что им помогает?
Дети: Им помогает хвостик и плавники.
Воспитатель: А сейчас я хочу загадать вам загадки про некоторых из них, а вы попробуйте отгадать обитателей. (После того как дети отгадают загадку, показывать им картинки с изображением морских обитателей)
1. Все под водой хватает клешней.
Ловко мусор собирает, дно морское очищает.
Дети: краб.
2. Купол, как зонтик прозрачный, имеет.
Плыть, если надо, неплохо умеет.
Движется купол и плыть помогает.
Щупальце, словно крапива, кусает.
Дети: медуза.
3. Серебристых рыбок стая промелькнула,
А за ними мчится хищная. …
Дети: акула.
4. Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живет на самом дне.
Очень странные дела.
Это рыба…
Дети: Камбала.
5. Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет
Под водой с рыбёшкой пляшет.
Дети: Морской конек.
6. Как рыба в воде машет сильным хвостом,
Но кормит детишек своих молоком.
Он с радостью в море корабль встречает.
Людей, не умеющих плавать, спасает!
Дети: Дельфин.
Воспитатель: Ну конечно, это самое умное животное, он спасает людей.
А кто нам расскажет, стихотворение про дельфина?
В тишине морских глубин,
смело плавает дельфин,
он находчив и смышлен,
говорить умеет он.
Воспитатель: Да, действительно, дельфин это очень умное животное. Дельфины - это киты. Киты, в отличии от рыб, не могут дышать под водой. Они дышат воздухом, время от времени поднимаются на поверхность, а под водой они просто задерживают дыхание. Поднимите руки, кто из вас был в дельфинарии? Что вам больше всего запомнилось?
Дети: Выступление, как дельфины прыгали через обруч, катали на своей спине человека, играли с мячом, пели, жонглировали, рисовали картины.
Воспитатель: Да, действительно, они все это умеют, а еще они могут лечить людей.
Воспитатель: Ну, вот ребята, нам пора возвращаться, давайте опять закроем глазки. Вот мы и на корабле. Вам понравилось сказочное путешествие на дно морское?
Дети: Да!
Воспитатель: Вот видите, какое множество обитателей живет в море, они совсем не похожи на тех, кто живет на суше.
Воспитатель: Юнги! Посмотрите по сторонам, мне кажется, что-то виднеется вдали!
Дети: (Дети смотрят по сторонам). Да это же наш полуостров Крым.
Воспитатель: Верно, посмотрите, мы приплыли к берегам родного села. И нам пора возвращаться в наш детский сад. А кто мне скажет, как называется село, в котором мы живем?
Дети: Наше село называется Веселое.
Воспитатель: Верно. А теперь мы выйдем на берег, поиграем и подведем итог нашего путешествия.
Выходите на коврик становитесь в круг – вот наш дельфин. Пока мы будем говорить слова, вы быстро передаете дельфина из рук в руки. А тот, в чьих руках окажется дельфин, когда слова закончатся, расскажет что запомнил на нашем занятии.
Ты плыви-плыви дельфинчик, быстро-быстро по волнам,
У кого дельфин остался, тот сейчас расскажет нам:
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Молодцы, вам понравилось наше путешествие по Черному морю?
Дети: Да очень.
Воспитатель: А в следующий раз мы отправимся с вами за новыми приключениями, и это будет для вас сюрпризом.
Воспитатель: Давайте тогда скажем всем до свидания!