Роголева Елена Геннадьевна
НОД в старшей группе «Путешествие к мастерам Хохломы». Лексическая тема «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- познакомить детей с особенностями изготовления хохломской посуды, историей возникновения этого промысла;
- развивать интерес к народному прикладному искусству;
- учить технике росписи (рисование концом кисти растительных форм определенных цветовых сочетаний);
- развивать умение согласовывать речь с движениями руки;
- воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.
Оборудование: изделия хохломских мастеров, иллюстрации, книги по теме, гуашь, кисти тонкие, трафареты ложек.
Ход:
1. Игра «Четвертый лишний» (дети свободно на ковре)
Публикация «НОД в старшей группе „Путешествие к мастерам Хохломы“, Лексическая тема „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конструирование, поделки
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
- лиса, белка, тарелка, бурундук;
- сервант, ложка, диван, стол;
- орел, синица, воробей, чайник.
- Назовите все лишние слова и догадайтесь, о чем мы будем сегодня говорить!
- Сегодня мы с вами будем говорить о посуде. Мы уже много о ней знаем, давайте вспомним:
- как называется посуда для чая?. (чайная) …для кофе? (кофейная). для кухни? (кухонная)
- из чего можно делать посуду? (из дерева – деревянная, из стекла -, из фарфора -, из глины -, из пластмассы -)
- Давным-давно, в давние времена… Хотите узнать, какая посуда была раньше? Тогда мы отправимся в МУЗЕЙ. Что такое музей? … Это такое место, где хранятся разные старинные вещи, предметы, по которым мы можем узнать много нового и интересного. Но в музей пускают только тех, кто не ссорится, дружит, уступает друг другу. А вы хорошие дети?
- Мы – хорошие дети, мы – дружные дети, мы – самые лучшие дети на свете!
- Мальчики! Проводите девочек в «музей»! (дети садятся на стульчики)
2. Перед детьми выставка изделий хохломских мастеров.
- Дети, расскажите, что вы здесь видите. (ложки, миски, бочата, доски, ковш и т. п.)
- Хоть и деревянная, но нарядная, праздничная, расписная! Такая посуда была в каждом доме: и у богатого человека, и у бедного крестьянина, и на царском столе. Кто знает, как называется эта посуда? (Хохломская)
- Откуда же появилась эта удивительная посуда? А вот откуда… (рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций)
- Говорят, давным-давно поселился за Волгой – рекой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам не забывал пшена насыпать. Прилетела как-то к его порогу ПТИЦА – ЖАР. Он и ее угостил. В благодарность задела Жар–птица золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой, вся расписанная дивными узорами. Залюбовался мужичок-умелец такой красотой и решил всю свою деревянную посуду такой росписью разукрасить. Сам научился и других научил. На том месте город вырос. Семенов называется (повторить). Там до сих пор хохломскую посуду делают.
Сначала ложки да плошки, досочки да бочонки из дерева вытачивают (дать детям для рассматривания деревянную нерасписанную посуду). Затем глиной обмазывают да в печи обжигают. Теперь можно и расписывать. Берет художник тонкую кисть и выводит на посуде черные да красные завитки, и золотые листики, и красную ягоду малинку, да рябину гроздьями… Расписанную посуду маслом льняным натирают для блеска. И снова в печь. От печного жара заискрится, засияет еще ярче узор лесной, луговой…
Прочная, красивая посуда! Погрузят ее мастера в телеги и везут в большое село Хохлома, на ярмарку, продавать. А оттуда по всей земле русской, да и за границу. Кричат продавцы, зазывают:
- Кому посуда для кашки-окрошки? Чудо-блюдо! Чашки-ложки!
- Откуда посуда?
- Из Хохломы. К вам приехала сама золотая Хохлома!
Так и повелось – хохлома да хохлома. Пишут мастера свои веселые узоры людям на радость…
ФИЗМИНУТКА «Мастера»
- А теперь проверим, что вы запомнили! (дети встают и имитируют движения)
- Мы покажем и расскажем, как посуду мастерили.
- Что делали сначала? (вытачивали посуду из дерева – движения кистями рук от себя,
- Что потом? (обмазывали глиной – гладим воображаемую посуду,
- Дальше? (обжигали в печи – сильно дуем, как-будто разжигаем огонь,
- А теперь самое интересное! (расписывали красками – рисуем,
- Затем? (натирали льняным маслом – гладим,
- И снова куда? (в печь на обжиг – сильно дуем).
3. Работа в художественной "мастерской"
- Чтобы не исчезло это искусство на Руси, должны быть ученики. Мы тоже научимся настоящей хохломской росписи. Приглашаю вас в МАСТЕРСКУЮ. (Дети проходят за столы для рисования, на мольберте образцы). Вы – ученики, а я буду мастерица (воспитатель накидывает на плечи русский платок)
- А ну-ка, подскажите, какие краски нам нужны? (красная, желтая, черная). А кисточка острая, как иголочка. А еще слова волшебные, ласковые нужны. Я буду их называть, а вы запоминайте. (Показ узора воспитателем)
- Весь узор держится на главном стебельке – ЗАВИТОК, который завивается, стелется как волна. (Почему так называется)
Завиток веду, веду, заворачиваю…
Влево веду и вправо веду… (дети повторяют)
- На одном стебельке-завитке – листик рябиновый золотой.
Слева дуга, справа дуга, закрашиваем…
- На другом завитке – гроздь ягоды рябины.
Ах, ягодка! Ах, бусинка.
- Оживляется стебелек мелкой травушкой. Травка тонкая, как усики.
Раз травинка, два травинка – две сестренки…
(Дети расписывают узорами шаблоны посуды, сопровождая движения руки «волшебными словами». Готовые работы выкладывают на выставку.)
- Вот и потрудились мы, постарались. Многое узнали, многому научились. А чтобы улучшить свое мастерство, дома потренируйтесь. Да слова волшебные не позабудьте!