Оксана Спицына
Конспект НОД в старшей группе «Правила этики за столом»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в старшей группе «Правила этикета за столом»
Цель: закрепление знаний детей о правилах столового этикета.
Задачи:
• Познакомить детей со столовым этикетом.
• Формировать навыки культурного, эстетически грамотного поведения за столом.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Правила этики за столом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Столовой этикет. Правила поведения за столом для детей
- Темочки
• Развивать логические операции по средствам речевого общения: умение делать обобщения, умозаключения
Ход занятия:
Приветствие. Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернётся к своему соседу справа и сделает тоже самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа. И не забудем поздороваться с нашими гостями.
Беседа о поведении за столом
Как стелить нам надо скатерть?
Положить где вилку? Нож?
И на стол нам локти класть ли?
Чавкать можно? Вкусно ж все!
Что нам можно есть руками?
Ложку правильно как взять?
За едой общаться можно?
Или лучше помолчать?
На все вопросы даст ответ - наш столовый этикет.
В: Этикет, ребята, это огромная наука, а мы с вами познакомимся с ее маленькой частью.
В: Сегодня мы с вами будем говорить о правилах поведения за столом.
Сначала давайте вспомним какая посуда нужна для еды.
Попробуйте ответить на мои вопросы:
1. Самая распространенная посуда, необходимая нам для еды – это?
Ответы детей: Тарелка.
2. Из какой тарелки едят суп?
Ответы детей: Из глубокой.
3. Чем едят супы, борщи, щи и другие первые блюда?
Ответы детей: Столовой ложкой.
4. Из какой тарелки едят второе?
Ответы детей: Из мелкой, на нее кладут мясо, котлеты, рыбу и гарнир.
5. С помощью каких столовых приборов едят второе блюдо?
Ответы детей: С помощью вилки и ножа.
6. Из какой тарелки едят салаты?
Ответы детей: Из небольшой тарелки – салатницы.
7. А какая бывает посуда для напитков?
Ответы детей: Чашки для чая, стаканы для фруктовых соков и компотов.
8. А что такое хлебница?
Ответы детей: Так называется тарелка для хлеба.
В: Молодцы, справились с этим заданием.
Пальчиковая гимнастика «ПОМОЩНИКИ»
Раз, два, три, четыре,
(Удар кулачками друг о друга).
Мы посуду перемыли:
(Одна ладонь скользит по другой по кругу).
Чайник, чашку, ковшик, ложку
(Загибают пальчики по одному, начиная с большого).
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
(Одна ладонь скользит по другой).
Только чашку мы разбили,
(Загибают пальчики по одному, начиная с большого).
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали.
(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши).
В: Существует очень много правил поведения за столом, но все они легко запоминаются и многие вы знаете. Наверное, в душе вы думали не раз, что взрослые просто к вам придираются.
Ну не все ли равно, как человек ест! Нет, не все равно! Существуют строгие правила поведения во время еды.
В: Прежде чем ПОГОВОРИТЬ О ПРАВИЛАХ, давайте разберем одну ситуацию и поможет нам в этом сценка, которую мы вам покажем. (Воспитатели показывают сценку, в которой одна девочка ест аккуратно и по правилам, а другая ест неправильно)
В: Вы внимательно смотрели? А теперь обсудим, кто ел по правилам, а кто нет.
Но сначала давайте отдохнем немного.
Физминутка
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Руки в боки, улыбнулись,
Вправо, влево повернулись.
Руки тянем в потолок,
Будто к солнышку цветок.
А теперь давайте вместе
Мы попрыгаем на месте.
Вопросы к детям по сценке:
1. Что нужно сделать, прежде чем сесть за стол? (Перед едой нужно вымыть руки)
2. Скажите, а как нужно сидеть правильно за столом? (За столом нужно сидеть, слегка наклонившись вперёд и на всём сиденье, а не на краешке его. Сидеть за столом нужно прямо. Ноги перед собой не вытягивают. А держат их вместе возле стула)
3. Как правильно располагают руки? (На столе могут находиться только кисти рук. Но никак не локти. Локти по возможности прижаты к туловищу. Если едят только одной рукой, вторая тоже находится на столе и придерживает тарелку)
4. В какой руке держат ложку? В какой хлеб? (В правой ложка, в левой хлеб. Исключение для левшей)
5. Как правильно пользоваться ложкой? (Ложку держат между большим и указательным пальцами. Причём её ручка слегка упирается в средний палец. Ко рту её подносят немного наискось (не боком) и в рот не засовывают. Ложку наполняют настолько, чтобы её можно было донести до рта, не пролив ни капли.)
5. Как нужно правильно кушать еду? (Воспитанный человек ест спокойно, умеренно. Не обгоняя и не отставая от остальных. Рот не набивают пищей и не берут больших кусков, жевать нужно с закрытым ртом. С полным ртом не разговаривают и не смеются. Во- первых, это некрасиво, во- вторых, пища может либо выпасть изо рта, либо попасть в дыхательное горло и вызвать приступ кашля.)
6. Для чего нужна салфетка? (Вытирать рот и руки)
7. Какие слова говорят перед началом пищи? (Перед началом приема пищи говорят «Приятного аппетита», после приема пищи «Спасибо»)
8. Кто из девочек воспитаннее?
Правила столового этикета
1) Опрятный внешний вид – признак воспитанного человека.
2) Перед едой обязательно вымой руки.
3) Сидеть следует прямо, немного наклонившись над столом.
4) Локти на стол не класть, руки прижаты к туловищу.
5) Не раскачивайся на стуле, не крутись.
6) Пользуйся правильно столовыми приборами. Не забывай, какие блюда едят ложкой, а какие – вилкой и ножом.
7) Не тянись через весь стол за чем-либо. Попроси передать.
8) Не торопись! Ешь небольшими кусочками, тщательно пережевывай с закрытым ртом, не чавкай и не облизывай пальцы.
9) Не разговаривай во время еды.
10) Руки и рот вытирай салфеткой, будь аккуратным.
11) Будь вежливым за столом, а после еды скажи «спасибо».
Рефлексия
Согласно этикету
Нашли мы все ответы
На множество вопросов
Загадок и проблем.
И как вести мы знаем
И в грязь мы не ударим,
Все правила запомним,
Еще расскажем всем.
В: Понравилось ли вам наше занятие? Что запомнилось больше всего? О чем мы говорили? Какие правила поведения за столом вы запомнили? Теперь вы много знаете и умеете.
В: Молодцы, вы всё запомнили! Теперь вы много знаете и умеете.
В: В память об этом занятии я хотела бы вручить вам медали (награждение медалями). Спасибо!