Ирина Колесникова
НОД в старшей группе. Пересказ произведения Н. И. Сладкова «Как медведь сам себя напугал»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в старшей группе. Пересказ произведения Н. И. Сладкова
«Как медведь сам себя напугал».
Разработал старший воспитатель
МБДОУ детский сад №146 «Белоснежка» г. Брянск
Колесникова И. А.
Программные задачи:
1. Продолжать учить детей пересказывать повествовательный рассказ по схеме связно, последовательно, понимать смысл произведения.
Публикация «НОД в старшей группе, Пересказ произведения Н, И, Сладкова „Как медведь сам себя напугал“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь. Конспекты занятий
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
2. Учить понимать, что без середины рассказа не понятен его смысл. Закреплять умение использовать в речи авторские слова и выражения (валежина, угодила, насторожил, недоброе творится в лесу, рявкнул, подобру-поздорову).
3. Упражнять в умении подбирать синонимы и определения к заданным словам:
валежина - сухая упавшая ветка,
дать стрекоча - убежать быстро,
подобру-поздорову – пока ничего не случилось
4. Упражнять детей в выразительном рассказывании произведения, в изменении интонации и темпа речи в соответствии с текстом.
5. Учить детей участвовать в анализе рассказов товарищей.
6. Воспитывать любовь и интерес к художественной литературе.
Оборудование:
Предметные картинки: медведь, белка, заяц, сорока, лось.
Набор схем для графического плана (см. «Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа», авторский коллектив, 2008)
Модель структуры рассказа (см. О. Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду»)
Маленькие флажки на каждого ребенка
Предварительная работа:Чтение рассказов Н. И. Сладкова
Организация выставки произведений Сладкова в групповом книжном уголке.
Адаптированный рассказ Н. И. Сладкова
«Как медведь сам себя напугал»
Вошел медведь в темный лес. / Хрустнула под тяжелой лапой валежина. Испугалась белка на елке, выронила из лапок шишку. Упала шишка, угодила зайцу в лоб. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик во весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.
Остановился медведь, насторожил уши. Недоброе творится в лесу! Не уйти ли подобру-поздорову?/
Рявкнул медведь, да как даст стрекоча!
Так медведь сам себя напугал, себя из темного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.
Воспитатель: Ребята! Давайте вспомним, книги какого писателя стоят в нашем книжном уголке? (Н. И. Сладкова)
-С какими произведениями Николая Ивановича мы уже познакомились?
-О ком писал этот автор?
-Кто герои эго произведений?
Проходите, рассаживайтесь и мы поиграем.
Выставляются картинки: медведь, белка, заяц, сорока, лоси.
Воспитатель: Глядя на эти картинки, вы будете называть, какие у Сладкова герои в его рассказах. Старайтесь подобрать красивые слова о наших героях. За каждое красивое слово вы получите шишку. А шишки мы будем складывать вот в эту корзинку.
-Какой в произведениях Сладкова медведь? (косолапый, мохнатый, неуклюжий, неповоротливый)
-А какой заяц? (косой, трусливый, длинноухий, озорной)
-Какая сорока? (болтливая, любопытная, сплетница, длиннохвостая)
-А белка какая? (ловкая, пушистая, хлопотливая, рыжая)
-Каким можно назвать лося? (рогатый, большой, сильный)
Вот и набрали полную корзинку шишек. Много красивых слов знаете. Молодцы!
Ребята, все эти герои встречаются в новом рассказе Н. И. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».
Вы уже знаете много произведений Сладкова. Мы читали их в группе, дома вам читали их родители. А с этим рассказом вы сами познакомите своих родителей, поэтому сегодня мы будем учиться его пересказывать. Внимательно послушайте этот рассказ (чтение адаптированного рассказа Н. И. Сладкова)
-Вам понравился рассказ? О чем этот рассказ? Как вы думаете, это серьезный или шутливый рассказ? В чем же здесь вы видите юмор? Какую пословицу можно подобрать к этому рассказу? (У страха глаза велики)
В рассказе встречается много трудных слов. Для того, чтобы вы поняли их и красиво рассказали рассказ, давайте поговорим о том, что эти слова обозначают (разбор авторских слов и выражений)
Воспитатель зачитывает фразы из рассказа:
Хрустнула под тяжелой лапой валежина. Знаете ли вы, что такое валежина?
(упавшая сухая ветка)
Уйти подобру-поздорову. Это как? (пока ничего не случилось, уйти пока цел)
Как даст стрекоча. Как вы понимаете выражение «дать стрекача»? (убежать быстро, стремительно)
Ребята! Мы с вами уже знаем, что у каждого рассказа есть начало, середина и конец. Выставляется модель структуры рассказа.
-Какими словами автор начинает рассказ? (Вошел медведь в темный лес).
Что случилось дальше, мы узнаем из середины рассказа.
-Что же произошло в лесу?
-Что случилось с белкой?
-Как повел себя заяц?
-Почему подняла крик сорока?
-Что решили лоси? Что они сделали?
-Как повел себя медведь? Как об этом сказал автор? Воспитатель предлагает повторить авторский текст 1-2 детям (Остановился медведь. Насторожил уши. Недоброе творится в лесу! Не уйти ли подобру-поздорову)
-Чем же закончился рассказ?
-А если мы уберем середину нашего рассказа? (на модели убирается один сектор). Воспитатель зачитывает текст без середины.
Сможем ли мы понять, что же произошло с медведем? Почему он испугался? Почему нам будет трудно понять рассказ? (обобщает ответы детей) Мы не сможем понять, что произошло, потому что в рассказе не было середины. Рассказ был не полный. Поэтому, когда вы будете пересказывать рассказ, не забудьте рассказать начало, середину и конец.
Физкультминутка
Мишка вылез из берлоги, Повороты вправо-влево
Огляделся на пороге.
Потянулся ото сна: Потягивания – руки вверх
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил, Вращение головы
Головой медведь крутил.
Наклонился взад-вперед, Наклоны вперед-назад
Вот он по лесу идет.
Ищет мишка корешки Наклоны: правой рукой
И трухлявые пеньки касаться левой ступни,
В них съедобные личинки затем наоборот
Для медведя - витаминки.
Наконец медведь наелся Садятся на свои места
И на бревнышке уселся
Чтобы вам легче пересказать рассказ, мы сейчас составим схему: Я начну, а вы продолжайте:
Вошел… Хрустнула… Испугалась… Упала…
Затопал… Увидела… Подняла… Решили…
Пошли… Остановился… Рявкнул… Так медведь…
По ходу ответов выкладывается схема рассказа.
Работа над интонационной выразительностью
-Ребята, как вы думаете, о чем в рассказе можно сказать быстро? А о чем замедлить свою речь? А где надо сказать вопросительно? Послушайте, как я скажу (просит повторить 2-3 детей)
Сейчас я прочитаю рассказ еще раз. Вы его постарайтесь хорошо запомнить. А теперь возьмите в руку флажки и внимательно слушайте: там, где нужно говорить быстрее мы будем поднимать флажки вверх, а где медленнее – опускать вниз.
Прослушали рассказ? Кто хотел бы рассказать рассказ полностью.
Самостоятельные пересказы детей.
В конце занятия воспитатель привлекает детей к оценке рассказов товарищей:
-Вам понравился рассказ? Чем же он вам понравился? И т. д.
Выслушивает всех, обобщает ответы и дает свою оценку пересказам детей.
Ребята! Сегодня вечером не забудьте познакомить своих родителей с новым произведением Николая Ивановича Сладкова «Как медведь сам себе напугал». Постарайтесь дома нарисовать рисунки к рассказу и принести завтра в группу, а мы с вами их рассмотрим.