Великанова Оксана
НОД в старшей группе «Идет волшебница Зима» по окружающему миру
▼ Скачать + Заказать документы
МАОУ " Прогимназия №119"НОД в старшей группе на тему
"Идет волшебница зима. "
план-конспект занятия по окружающему миру
Подготовила воспитатель :Великанова О.
Программные задачи:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы; (образовательная область «Познание»);
- продолжать знакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; (образовательная область «Познание»);
- учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе; (образовательная область «Познание»);
Публикация «НОД в старшей группе „Идет волшебница Зима“ по окружающему миру» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- учить различать природные явления: метель, вьюга, пурга; (образовательная область «Познание»);
- приобщать детей к русской национальной культуре, опираясь на пословицы, поговорки и народные сказки; (образовательная область «Художественно-эстетическая»);
- продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи в экспериментальной деятельности; (образовательная область «Познание»);
Развивающие:
- развивать способность наблюдать, строить предположения, делать выводы; (образовательная область «Познание»);
- развивать воображение и мимику; (образовательная область «Социально-коммуникативная»);
- развивать способность детей двигаться, сочетая движения и музыку; (образовательная область «Художественно-эстетическая»).
Воспитательные:
-воспитывать чувства культуры правильного поведения на занятиях; (образовательная область «Социально-коммуникативная»);
- воспитывать чувство любви к родной природе (образовательная область «Социально-коммуникативная»).
Оздоровительные:
- регулировать смену деятельности; (образовательная область «ФИЗИЧЕСКАЯ»);
- чередовать активные и статические позы; (образовательная область «Физическая»);
- снять мышечный тонус с помощью физкультминутки; (образовательная область «Физическая»).
Материал и оборудование:
• магнитофон;
• аудиозапись фрагмента из песни «Три белых коня»;
• иллюстрации с изображением зимней природы: Л. И. Бродская «Морозное утро», И. Э. Грабарь «Иней»;
• магнитная доска;
• картинки с изображением месяцев: декабрь, январь, февраль;
Предварительная работа:
• разучивание подвижной игры для физкультминутки;
• наблюдения на прогулках,
• рассматривание картин,
• иллюстраций,
• беседы,
• чтение художественной литературы,
• заучивание стихов.
Ход занятия:
В. - Доброе утро! Я рада Вас всех приветствовать в этот хороший день!
- мы с вами путешествуем уже давно и успели побывать во многих местах.
- Где мы были в прошлый раз?
Ответы детей: в прошлый раз мы были в смешанном лесу.
В. - Какие деревья встречаются в смешанном лесу?
Ответы детей: в смешанном лесу встречаются лиственные и хвойные деревья.
В. - Давайте послушаем стихотворение о зиме:
«Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.».
В. - О каком времени года это стихотворение А. С. Пушкина?
Ответы детей : О зиме.
В - Ребята, вы рады зиме? А что вам больше всего нравится делать зимой?
Ответы детей :
В. Давайте рассмотрим иллюстрации и поговорим о признаках зимы, по которым мы определяем наступление этого времени года. Чем зима отличается от других времен года.
Дети называют признаки зимы:
- Солнце светит мало. Светит, но не греет.
- Все кругом покрыто снегом.
- На улице стало холодно.
- Люди одели теплую одежду.
- Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.
- Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.
В. – Да. Это о зиме. У нас наступает время года зима.
- Ребята, отгадайте загадку:
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год!
Ответы детей: декабрь.
Воспитатель показывает картинку с изображением декабря.
В. - Декабрь – первый месяц зимы. В старину называли этот месяц так: лютень, студень, стужайло. Люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет».Ребята а как вы думаете, почему люди так говорили?
Ответы детей: в декабре снег только начинает землю покрывать, а мороз землю морозит на всю зиму.
В. - Скажите, а в какой из дней, ветреный или безветренный, легче переносится мороз?
Ответы детей: в безветренный день -мороз переносится легче.
В. - С приходом декабря наступают самые короткие дни и самые длинные ночи. 22 декабря – самый короткий день в году. В народе есть пословица «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты».Скажите а как вы понимаете эту пословицу?
Ответы детей: в декабре все реки покрываются льдом, выпадает много снега и т. д.
В. - Послушайте загадку про следующий месяц:
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернулось солнце к лету,
Что, скажи, за месяц это?
Ответы детей: январь.
Воспитатель показывает картинку с изображением января.
- Январь – второй месяц зимы. В народе называют январь – просинец. В этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо. Народные поговорки гласят: «Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг». И ещё : «В декабре день было совсем помер, да в январе опять воскрес».Как вы думаете что бы это значило?
Ответы детей: в январе день прибавляется очень медленно, но все равно дни становятся длиннее, чем в декабре.
В. - А греет ли январское солнце?
Ответы детей: январское солнце светит очень ярко, но не греет.
В. Январь считается самым холодным месяцем года. В народе говорят: «В зимний холод всякий молод».Ребята кто вспомнит в какой сказке мужик мороза не испугался?
Ответы детей: в сказке «Два мороза».
В. Почему он даже разделся в сильный мороз?
Ответы детей:
В. Зима - время веселых детских игр. Давайте и мы с вами поиграем в одну из них (дети встают на физкультминутку).
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег,
Мчимся мы быстрее всех!
Потом в лес все побежали
И в снежки играть мы стали.
(Во время физкультминутки дети приседают, быстро шагают на месте, руки сзади, потом играют в снежки).
(После физкультминутки дети садятся на свои места).
В. Ребята, вот еще одна картинка (воспитатель показывает картинку с изображением февраля). Послушайте загадку:
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
Ответы детей: февраль.
В. В феврале зима с весной встречается. В феврале ещё стоят морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры, но уже чувствуется приближение весны. Русская пословица говорит: «В феврале два друга – мороз да вьюга». Люди приметили, что 2 февраля показывает, какой будет весна. Если в этот день будет светить солнце, то весна будет теплой. Если же пасмурный – готовься к поздним заморозкам и метелям. В феврале мы часто слышим слова: метель, вьюга, пурга. Как вы думаете, что такое метель?
Ответы детей: ветер со снегом.
В. Правильно, ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой. Бывает, что метель называют вьюгой. Если прислушаться к вою ветра, то можно услышать «Вью-ю-у-у-у. Я вью-ю-у-га…». Так метель сама себя назвала. Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метет по земле. В такую метель за несколько метров ничего не видно вокруг. Воздух мутный. Даже днем кажется, что наступили сумерки. Это пурга. Скажите, как можно описать каждый месяц?
Ответы детей:
Декабрь – это самый темный месяц года.
Январь – это самый холодный месяц года.
Февраль – это самый ветреный месяц года. В этом месяце очень часто бывают метель, вьюга, пурга.
В. Ребята, а из чего получается метель, вьюга, пурга?
Ответы детей: из снега, снежинок.
Работа в тетради
Задание 1
Ребята рассмотрите картинки- это фотографии, которые дети сделали в разное время. Сравните их. Чем они похожи? (на фото светит солнце) Чем отличаются? (на последней картинке снеговик начинает таять, на улице тепло) В какую погоду Таня и Ваня заполняли свой календарь? Подведите стрелочки.
Задание 2
Как вы думаете сильный на улице мороз?
Задание 3
Ребята отгадайте загадку: одеяло бело, всю землю замело. (снег) Что это?
Почему снег называют одеялом? Ведь под одеялом тепло, а снег холодный
Ответы детей
Итог занятия:
- Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами разговаривали?
Ответы детей: сегодня мы разговаривали о зиме.
- Какие зимние месяцы мы вспомнили?
Ответы детей: декабрь, январь, февраль.
- Какие природные явления мы научились различать?
Ответы детей: мы научились различать метель, вьюгу, пургу.
- Для чего нам это пригодится?
Ответы детей: одеваться соответственно сезонным изменениям в природе.
- Мы узнали много народных пословиц, вспомнили народные сказки. А в следующий раз мы с вами познакомимся с изделиями, которые люди делают своими руками.
- Дети, желаю вам оставаться всегда здоровыми и уметь наблюдать за красотой родной природы.