Кедьо Елена
Конспект НОД в старшей группе «Моя коллекция»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно - образовательная деятельность в старшей группе «Моя коллекция»
Цель: расширение кругозора детей о предметном мире человека.
Задачи:
1. Познакомить детей с видами и частями пуговицы, историей ее изобретения.
2. Развивать логическое мышление через создание проблемных ситуаций, развивать творческое воображение, зрительную память, внимание.
3. Воспитывать аккуратность и опрятность в одежде, воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Моя коллекция“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
4. Закрепить правила безопасного использования ножниц, иголок.
Методическое обеспечение: «Толковый словарь русского языка», кляпыш из палочки и ниток, коллекция пуговиц, шкатулка с 3 цветами пуговиц, картон, пластилин, иголки с ниткой, ножницы, дидактический материал: карточки с пуговицами, карточки с недорисованными предметами.
Предварительная работа: дать детям изучить данную тему, попросить детей собрать разноцветную коллекцию пуговиц для мальчиков и девочек. В день занятия надеть на детей одежду с пуговицами, пригласить несколько родителей для работы в центрах активности.
Мотивация: личная заинтересованность.
Ход непосредственно – образовательной деятельности.
Воспитатель усаживает детей полукругом и говорит:
- Дети, мы с вами сегодня будет беседовать о коллекции. Что это слово означает?
(Ответы детей.)
- Я даю… (имя ребенка, который хорошо читает) нашу «умную книгу» и попрошу найти значение этого слова.
- Коллекция – систематизированное собрание каких-нибудь предметов, коллекция древних монет, коллекция минералов, коллекция картин; совокупность предметов, растений, животных, представляющих внутреннюю целостность; коллекция моделей одежды, коллекционные почтовые марки.
- Я тоже в детстве собирала коллекцию фантиков, камешков, как и вы, но одна интересная коллекция у меня сохранилась до сих пор, и я вам хочу ее показать.
(Достает шкатулку и мешочек.)
- Здесь лежит то что я коллекционировала. А что я коллекционировала, вы узнаете на ощупь. Я пущу чудесный мешочек по кругу, а вы угадаете, что в нем лежит.
(Воспитатель передает мешочек ребенку и напевает.)
Вот идет мешок по кругу,
Передай его ты другу.
Не заглядывай в мешок,
Но скажи, что в нем, дружок?
(Ответы детей.)
- Правильно, моя коллекция – это пуговицы.
(Раскрывает шкатулку и дает рассматривать детям пуговицы.)
- А для чего нужны пуговицы?
(Предположения детей.)
- А посмотрите на мое платье. На нем есть пуговицы, но дырочек, чтобы их застегивать, нет. Зачем тогда они на моем платье?
(Ответы детей.)
- Да, еще и пуговицами можно украшать одежду. От них одежда становится нарядной. Давайте внимательно рассмотрим пуговицы в моей коллекции. Здесь еще сохранились пуговицы от одежды моей мамы.
(Дети рассматривают пуговицы.)
- А вот еще одна интересная пуговица. Как вы думаете, кто ее мог носить и на какой одежде?
(Показывает пуговицу с якорем.)
- Кто же ее носил?
(Ответы детей.)
- Эта пуговица была на одежде моряка. Про такую пуговицу поэт Глеб Горбовский написал стихотворение.
Пуговица
В пыли, едва приметная,
Пуговица медная.
Ты потри ее сильней-
Якорь светится на ней.
Может, пуговица эта
На бушлате моряка
Обошла почти полсвета,
Приплыла издалека.
Значит, видела она
Лопоухого слона.
Посещала, значит, страны,
Где на ветках – обезьяны.
Может, в бурю у штурвала
Чуть ее не оторвало
От бушлата моряка,
Не схвати ее рука.
- Скажите, на какой одежде была эта пуговица?
(Ответы детей.)
- Бушлат – это военная форма моряков. Вот так она выглядела.
(Показ фото моряка в бушлате.)
- Медные пуговицы, чтобы они блестели, моряки и солдаты других войск натирали до блеска. Но в моей коллекции есть пластмассовые, деревянные, стеклянные и железные пуговицы. Как вы думаете, какие из них самые прочные?
(Ответы детей.)
- Пуговицы военных сделаны из металла, так как он самый прочный материал. А теперь ребята, вы выбирайте центры активности, в которых хотели бы узнать то, с чем еще не знакомы. В литературном центре вы услышите историю о пуговицах, в центре труда мы поэкспериментируем, будем пришивать пуговицы к одежде, в центре манипулятивных игр будем считать пуговицы и распределять их по цветам, в центре искусства будет сделана аппликация с элементами лепки.
Дети выбирают центр активности, который их заинтересовал больше всего.
Литературный центр.
В литературном центре беседу проводит воспитатель.
- Вспомните, какой была одежда древнего человека.
(Из шкур.)
- Как вы думаете, когда человек ходил в шкурах, пуговицы тогда были?
(Предположения детей.)
- Конечно, не было. Чтобы шкуры не распахивались при ходьбе, древний человек подвязывал их шнурками из кожи. Но это было неудобно. А почему?
(Предположения детей.)
- При ходьбе или беге одежда распахивалась, шнурки развязывались, и человек испытывал дискомфорт. Тогда люди стали проделывать дырки и скреплять ее края костями или деревянными палочками. Прошло много веков, и люди научились из ниток прясть ткань. И одежда теперь шилась из нее. Стали сверлить камешки и пришивать их к одежде. А на просверленные камешки накидывали петли из ниток. И так появились первые пуговицы. Идет время, меняются ткани. Они становятся легче и прозрачнее. Каменные пуговицы на такую ткань не пришьешь, потому что пуговицы тяжелые и порвут нежную ткань. Тогда появились пуговицы из золота и серебра. Они стали служить еще и украшением одежды. Так, один французский король заказал на свой камзол ювелиру почти 14 тысяч маленьких золотых пуговиц. Постепенно научились делать пуговицы из драгоценных камней. Иногда такие пуговицы стоили дороже платья.
В Древней Руси пуговицы делали из серебряной палочки, обматывая ее золотой и серебряной нитью. Мотали нить на эту палочку до тех пор, пока на другом конце не получался шарик. Такие пуговицы называли «кляпышами». А в другом конце, за который держали палочку, просверливали дырку, чтобы ее можно пришить. Это была ножка пуговицы. Размер у кляпышей был от горошины до куриного яйца.
(Воспитатель показывает, как сделать кляпыш из деревянной палочки и обычных ниток.)
В древности люди верили, что пуговицы, украшенные узорами, отгоняют злые силы от человека, отпугивают их. Пуговица и произошла от слова «пугать».
Центр труда.
Младший воспитатель достает халат для девочки и рубашку без пуговиц для мальчика и предлагает детям их надеть и походить.
- Ребята, поделитесь своими впечатлениями.
(Ответы детей.)
- А вам было неудобно?
(Ответы детей.)
- Если от одежды отрывается пуговица, ее сразу надо пришить, чтобы она не потерялась. И вообще неприлично ходить в одежде с оторванной пуговицей. А какие способы пришивания пуговиц вы знаете?
(Предположения детей.)
- Пуговицы можно пришивать крестиком, квадратиком, полосочками и зигзагом. У нас дети будет задание. Девочки к халату пришьют пуговицы, а мальчики к рубашке.
-Ребята, а что нам понадобится для того чтобы пришить пуговицы?
( Дети: -Иголка, пуговицы, нитки, ножницы.)
- Иголочка у нас очень капризная и шустрая, она все время норовит то на пол упасть и потеряться, то нас своим острым кончиком уколоть. Да и у ножниц два острых конца – того и гляди, уколешься! Чтобы этого не произошло, нужно соблюдать правила безопасности. Сейчас мы с вами вспомним эти правила. Нам помогут карточки. Ой, посмотрите, все карточки перепутались, теперь непонятно, как можно делать и как нельзя. Кто хочет навести порядок и разложить карточки правильно?
(Ребята раскладывают карточки парами; каждая пара – правильное и неправильное действия)
- Молодцы, ребята. Разложили все правильно. Назовите нам, пожалуйста, правила.
( Артем: - Иголку надо хранить в игольнице, она не должна лежать, где попало.
Ксюша:- Во время работы иглу нужно втыкать в игольницу, а не в одежду.
Тимур: - Нельзя подносить иглу к лицу.
Диляра: - Нитку нужно отрезать ножницами, а не откусывать зубами.
Катя: - Ножницы товарищу нужно передавать ручками, а не острыми концами.)
- Спасибо, ребята. Теперь мы правила не забудем. А кто хочет рассказать нам о последовательности работы – что мы будем делать сначала, что потом и чем закончим работу. Расскажи нам, Диляра, с чего ты начнешь.
( Диляра: - Надо отмерить себе ниточку.
Убрать пушинки и немного покрутить между пальцами, затем вдеть в иголку
Воткнуть ее в игольницу, взять оба конца ниточки вместе и завязать узелок.
Пуговицу пришить, ниточку закрепить и отрезать.)
- А чтобы наши пальчики хорошо работали, давайте сделаем им массаж.
Пальчиковая гимнастика.
1. «Пальчики здороваются» (на одной руке)
2. «Пальчики здороваются» (обе руки друг с другом)
3. «Салют»
4. «Поглаживание»
- Я предлагаю вам сейчас пришить пуговку.
(В процессе практической деятельности родительница использует наводящие вопросы, помощь, индивидуальный показ, советы, поощрения.)
- Молодцы, ребята. Итак, я вижу, завершен последний стежек и вы замечательно справились с заданием. Вам понравилось пришивать пуговицу? Что нового вы сегодня узнали? Чему научились?
(Ответы детей.)
- Только давайте не будем забывать, что иголки хитрые, норовят все время сбежать из игольницы и потеряться, поэтому все игольницы нужно убрать в безопасное место. У меня есть коробочка с плотной крышкой, вот в нее мы сейчас и сложим все игольницы с иголками. Мы ее плотно закроем, и убираем в наш уголок ручного труда, и даже если кто-то нечаянно ее уронит, она не откроется, и иголки не выпадут.
Центр манипулятивных игр.
В этом центре занятие проводит родительница.
-Ой, ребята, посмотрите, что к нам прикатилась?
( Дети:- Пуговица)
- Давайте, посмотрим с вами, на что она похожа?
( Дети : - Круг, солнышко, колесо, руль)
Родительница берет и показывает детям шкатулку с пуговицами.
-Ребята, пуговицу из нас никто не терял. Но у нее непременно должен быть хозяин. Давайте, мы ее сохраним и уберем в нашу шкатулку.
Родительница открывает шкатулку, кладет пуговицу и замечает:
- Ой, все пуговицы в нашей шкатулке перепутались! Давайте наведем в ней порядок. Я предлагаю разобрать их.
В это время родительница достает из шкатулки пакет с пуговицами и высыпает на центр стола.
- А для этого вам нужно взять по пять пуговиц разного цвета и разложите по кучкам.
(Дети выполняют задание)
- Сколько получилось у вас кучек?
( Дети: - Три/)
- Какого цвета получилось каждая кучка?
( Дети: - Красного, зеленого, желтого.)
- Сколько получилось пуговиц в каждой кучке? Посчитайте.
(Дети считают самостоятельно).
- Кирилл, сколько у тебя красных пуговиц? (пять). А желтых? (пять).Зеленых сколько? (пять).
- А у тебя, Карина, сколько зеленых пуговиц (пять). Желтых сколько (пять) Красных (пять).
- Значит всех пуговиц по пять. А как можно другим словом сказать сколько их?
( Дети: - Поровну.)
- Молодцы, вы очень хорошо все справились с заданием. Ребята, наши пуговки разыгрались и в шкатулку идти отказались. Давайте, мы с ними поиграем еще в одну игру, которая называется «Огоньки». Я вам буду показывать карточки с пуговицами, а вы внимательно смотрите, запоминайте их расположение и выкладывайте у себя на столе. Приготовились, сейчас посмотрим, кто же из вас всех внимательнее.
Родительница показывает поочередно 3-4 карточки с пуговицами разного цвета, отличающиеся друг от друга по расположению, а дети по памяти выполняют также поочередно задание.
- Максим, перечисли порядок своих пуговиц. А все внимательно проверяют.
(Дети перечисляют, а все проверяют, таким образом, задание проверяется 3-4 раза).
- Молодцы, все были внимательны и справились с заданием. В игру поиграли, ну а сейчас наведем порядок. Уберем все пуговицы в шкатулку.
Центр Искусства.
В этом центре занятие помогает проводить родительница, она принесла свою коллекцию пуговиц.
- Вот эти коробочки с пуговицами для вас. Я вам расскажу, где еще можно применить пуговицы. А сейчас рассмотрите пуговицы.
Родительница раздает пуговицы и дает детям время, чтобы они рассмотрели пуговицы. Потом выставляет аппликации из пуговиц.
- Посмотрите на эти работы. Из чего они выполнены?
( Дети:- Из пуговиц.)
- А на чем они крепятся?
( Дети: -На пластилине путем вдавливания.)
- Сначала выбираем основу для аппликации – картон. Думаем,что будем делать и какой понадобится фон. Если эта рыбка, какой фон будете делать?
(Голубой - это вода.)
- Если у вас будет бабочка, то какой фон подойдет?
(Зеленый – трава, голубой – небо.)
- Пластилин намазывается на картон толстым слоем и разглаживается. На него выкладывается узор из пуговиц. Если выложенный узор понравился, можно пальчиками вдавливать пуговицы.
Темы аппликаций
Для девочек Для мальчиков
- цветы ; - корабль;
- бабочка; - самолет;
- рыбка; - якорь.
- Наши картины готовы, а я предлагаю вам выбрать в нашей группе подходящее место для наших работ.
Итог занятий по всем центрам активности.
-Ребята, вы потрудились все вместе. Справились с работой хорошо. Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Вам понравилось шить?
(Ответы детей).