Галина Коденцова
Конспект НО по ознакомлению с окружающим миром «В путешествие с муравьем»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Уточнение знаний о насекомых.
ЗАДАЧИ:
• Расширять и закреплять знания детей о многообразии насекомых;
• Познакомить детей со строением насекомых на примере муравья;
• Активизировать словарный запас и речевое общение;
• Создавать условия для использования приобретенного опыта в дидактических играх;
• Развивать: мелкую моторику руки, внимание, восприятие, способность к наглядному моделированию;
• Воспитывать любовь к природе и доброе отношение к маленьким соседям на планете: к насекомым;
• Создать атмосферу добра, умение сотрудничать с друзьями;
Публикация «Конспект НО по ознакомлению с окружающим миром „В путешествие с муравьем“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
• Вызвать желание помогать друг другу и сотрудничать, получать положительные эмоции от выполненной деятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ:
• Мультимедийный проектор;
• Компьютер;
• Интерактивная доска;
• Прозрачные пробирки и пинцет;
• Природный объект – муравей;
• Игрушка – муравей;
• Разрезные картинки;
• Мяч;
• «Муравьиная тропа»;
• Дидактическая игра «Бабочки на цветах»;
• Природный материал для муравейника;
• Карандаши;
• Заготовка для коллективной работы.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
• Рассматривание природного объекта: муравей;
• Самостоятельная деятельность детей;
• Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза «Трудолюбивая пчела», гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика;
• Дидактические игры «Отгадай загадки», «Кто как передвигается?», «Построим муравейник»;
• Мотивация к продуктивной деятельности: «Помогите Муравью»;
• Коллективная работа «Макет муравейника для Муравьишки».
Ход ЗАНЯТИЯ:
-Здравствуйте, ребята! Я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы любите путешествовать? Вы хотите попутешествовать? А с кем мы будем путешествовать, вы узнаете, когда соберете картинку.
Дидактическая игра «Собери картинку».
-Кто изображен на картинках? (муравей)
-Верно, в путешествие мы отправимся с Муравьишкой, а отправимся мы в страну Насекомию.
-Ребята, а как вы думаете, почему эта страна так называется?
-Посмотрите какой у меня Муравьишка. Он ненастоящий, поэтому такой большой. Но он точно похож на настоящего муравья. А вы хотите рассмотреть настоящего муравья?
(Дети рассматривают настоящего муравья).
-Из скольких частей состоит тело муравья?
-Сколько ног у муравья?
-Есть ли у муравья усики?
-А чтобы узнать, какие еще насекомые живут в этой стране, я предлагаю вам отправиться в город Угадайкин.
-Мы будем путешествовать на поезде. Занимайте места и в путь!
-А вот и остановка- город Угадайкин. Здесь мы будем отгадывать загадки.
Дидактическая игра «Отгадай загадки» (на доске появляются изображения насекомых)
Шевелились у цветка
Все 4 лепестка
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи,
Летит – стрекочет.
(Стрекоза)
Чернокожий карапуз
Не по росту тянет груз
(Муравей)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь! (Жук).
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик).
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком. (Пчела).
-Ребята, посмотрите внимательно на картинки и скажите, что общего у этих насекомых?
(у них 6 ног, есть крылья, голова и усики).
-А чем отличаются?
(размером, формой тела и цветом).
-Мы отгадали все загадки в городе Угадайкин и нам пора отправляться в следующий город.
Поезд отправляется!
-Ребята, а вот и следующая станция.
Это город Медоносный.
-Как вы думаете, кто проживает в этом городе?
А теперь давайте покажем, какие пчелы. Я предлагаю поиграть в игру «Трудолюбивая пчела»
Динамическая пауза «Трудолюбивая пчела»
Пчелка трудится весь день
И работать ей не лень.
От цветка летит к цветку,
Клеит на брюшко пыльцу.
Хоботком нектар сосет,
За день много соберет.
Унесет нектар в свой улей
И назад умчится пулей.
В сотах утрамбует мед,
Скоро ведь зима придет,
Будет пчелкам, чем питаться.
Надо летом им стараться.
-Наш Муравьишка приглашает нас в поселок Луговой.
Занимайте места в вагончиках.
-Вот и поселок Луговой. Здесь очень много места и мы с вами можем поиграть в мяч. Здесь мы с вами вспомним, как насекомые передвигаются. Я буду называть насекомое, а вы будете говорить, как оно передвигается.
Стрекоза-летает. Оса, шмель, таракан, жук, божья коровка, пчела, богомол, сверчок, комар,
Кузнечик-прыгает.
Бабочка-летает.
Муха –летает.
Муравей- бегает? ползает? ходит?
-Ребята, я предлагаю вам посмотреть, каким способом муравьи передвигаются.
-Как вы думаете, как мы можем это сделать. (пойти на прогулку и понаблюдать)
-Я предлагаю понаблюдать здесь, для этого у нас есть «муравьиная тропа» и есть муравьи. Мы запустим муравья на дорожку и посмотрим, что же будет происходить.
Наблюдение за муравьем.
-Так каким же способом передвигаются муравьи?
-Нам пора продолжить наше путешествие по стране Насекомии.
-Муравьишка предлагает нам посетить город Бабочкин.
-Как вы думаете, какие насекомые здесь проживают?
Здесь мы сможем с Вами отдохнуть и повеселиться с бабочками.
Игра «Бабочки на цветах»
«Солнце утром лишь проснется
Бабочка кружится, вьется.
Над цветком порхает
Нектар собирает.
Вдруг опасность – берегись!
Да с цветком не ошибись!»
-Отдохнули? Готовы дальше путешествовать?
-Ребята, а вы знаете кто на земле из насекомых самый сильный?
Самый сильный на земле- муравей. Ведь он переносит тяжести в 30 раз тяжелее собственного веса. Муравей- настоящий силач.
-Мы с Муравьишкой приехали в город- Муравейград.
В этом городе большие дома. Муравьи великолепные строители домов с кладовками, спаленками, с детскими комнатами.
-А как называются дома муравьев?
Муравейник еще называют муравьиным теремом.
-Как устроен муравейник снаружи, из чего строят его муравьи?
(Муравьи строят дом из хвойных иголок, веточек, сухих листьев, кусочков коры.)
- Как устроен муравейник внутри?
(Дом состоит из множества ходов и выходов (камер)
-Я хочу вам рассказать и показать как устроен муравьиный дом внутри.
Показ слайда с изображением муравейника в «разрезе».
«Солярий» – камера нагревается лучами солнца. Весной, забегают муравьи сюда погреться. «Зимовальная камера» - почему ее так называют?
(В этой камере собираются муравьи, чтобы переждать холода.)
-Муравьи собираются в большой ком и греются друг об друга.
«Царская камера» - живет здесь мать-муравьиха, откладывающая яйца.
«Мясная камера» - почему ее так назвали?
(Так как здесь хранят добычу свою муравьи (гусениц, бабочек) .
Еще здесь есть детские.
-Муравьи содержат свой дом в чистоте.
Я предлагаю Вам попробовать самим построить муравейник. Игра «Кто быстрее построит муравейник?»
-Для этой игры мы должны превратиться в муравьев. Закрыли глаза и медленно, кружась, произносим волшебные слова: «Вот я, вот я, превращаюсь в муравья!», а теперь открываем глаза.
- Ой, сколько вокруг меня муравьишек!
Дети делятся на 2 команды, строят дом из веточек, хвоинок, земли, сухих листьев. Игра «Построим муравейник».
Ребята, мы построили очень хороший муравейник.
-Наш Муравьишка живет со своей семьей в большом муравейнике, но ему очень хочется построить свой муравейник и он просит нас о помощи. А помочь ему мы можем нарисовав дом-терем изнутри. Каждый нарисует по одной комнате муравейника, затем мы все соединим в один рисунок, и этот рисунок отдадим нашему Муравьишке.
(Дети выполняют рисунки «комнат» муравейника)
Я думаю, что Муравьишка построит замечательный дом по нашему рисунку. Нам пора прощаться с Муравьишкой.
Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие, нам пора возвращаться в детский сад.
-В какой стране мы побывали?
-Кто в ней проживает?
-Как мы сможем отличить жителей Насекомии от жителей других стран?
Ребята, мне было очень приятно с вами путешествовать. Я хочу пожелать вам еще побывать во многих странах и городах, чтобы узнать много всего интересного.