Галина Олейникова
НОД в подготовительной группе с использованием интерактивных технологий «Мозговой штурм» и «Большой круг»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в подготовительной группе с использованием интерактивных технологий «Мозговой штурм» и «Большой круг»
Программное содержание:
Социально-коммуникативное развитие:
- закреплять представления детей о конструктивных способах поведения; - формировать уверенность в себе, развивать чувство компетентности и собственной ценности; - закреплять умение задавать вопросы и отвечать, договариваться, приходить к единому мнению, согласовывать свои действия, руководствуясь общей целью;
Публикация «НОД в подготовительной группе с использованием интерактивных технологий „Мозговой штурм“ и „Большой круг“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Познавательное развитие:
- формировать умение решать сказочную творческую задачу по литературному произведению, - формировать умение задавать вопросы в определённой системе, - способствовать формированию причинно-следственных связей;
Познакомить детей с правилами и ходом игр по технологии
3. Закрепить виды моделирования: модель – слова (загадки, описание); модель – объем
(моделирование конструкций из бумаги, природного материала).
4. Упражнять в умении находить аналогии, связи между предметами, умение классифицировать предметы.. упражнять в пересказе отрывков из русской народной сказки, выстраивая цепочку сказочных событий, - формировать умение доказательно строить суждения;
звивать у дошкольников речь, творческое воображение, а также такие качества мышления, как гибкость,
подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне.
6. Воспитывать целеустремленность в поиске решения возникающих проблем, доброе отношение к животным.
Предметно-пространственная развивающая среда, аудиозаписи звуков природы,, ширма «Теремок», предметные картинки, волшебная палочка, ,набор игрушек,призентация.
Ход НОД
Здравствуй, небо. (руки вверх,
Здравствуй, Земля. (приседают)
Здравствуйте, мои друзья. (руки вперёд,
Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы)
Вместе мы в кругу опять. (берутся за руки,
Будем дружно мы играть,
В путешествие хотим опять (идут по кругу).
Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам пришло сообщение из сказочного леса его обитатели просят нас о помощи: Далеко – далеко среди леса решили звери построить себе город, да не просто город, а «Город Дружбы». Нашли звери красивую поляну с озером. Звери хотят, чтобы в городе было красиво: много зелени, летали птицы, бабочки, росли цветы, кусты, деревья. В центре города можно купаться в озере, пить воду, умываться. Обитатели леса просят нас о помощи помочь построить им. город
Обитатели предупреждают,что на пути нам
встретится много неожиданностей и опасностей и если мы их преодолеем мы сможем им помочь. Поможем обитателям сказочного леса?
1. Ребята,а кто может жить в сказочном лесу? ( призентация :лес,обитатели сказочного леса).
Раз,два,повернись и в сказочном лесу очутись!
(слышен плач)Ребята,кто это в лесу может плакать? А вот и подсказка,если мы отгадаем загадку,то получим ответ. Загадка
Из муки, сметаны он
В жаркой печке испечён.
На окошке полежал,
Да из дома убежал.
Он румян и круглобок
Кто же это? (Колобок
2. Интерактивная технология «Большой круг»
В. : Вспомните, как колобок появился в сказке?
Д. : Дедушка попросил бабушку испечь колобок.
В. : Но у бабушки случилась беда, у неё сломалась скалка. Чем бабушке раскатать тесто?
Ну-ка дружно веселей, становитесь в круг скорей.
(Каждый ребёнок в «Большом круге» высказывает своё мнение, затем передаёт право высказать свою мысль другому ребёнку, взяв его за руку. Прослушав все высказывания, один из детей делает выводы из полученной информации).
Д. : Купить новую, раскатать бутылкой, раскатать трубой, раскатать поленом, взять у соседей, попросить сделать деда новую скалку…
В. : Итак, бабушка испекла колобок. Что же произошло дальше?
Д. : Бабка положила колобок на окошко остужать. Надоело колобку лежать: он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку, - и покатился по дорожке.
В. : Что хорошего в том, что колобок убежал в лес?
Д. : - Научился двигаться. - Познакомился с животными. - Дышал свежим воздухом. - Придумал песенку.
В. : Что плохого в том, что колобок убежал в лес?
Д. : - Расстроил деда и бабку. - Стал грязным. – Встретил хитрую лису.
Физминутка
4. Интерактивная технология «Мозговой штурм»
Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей. Мотивация
Предлагаю ситуацию и ставлю цель.
В. : В сказке лиса должна съесть колобка. Давайте подумаем, как можно сделать так, чтобы лиса его не съела?
Предлагаю игру «Мозговой штурм». Принимают предложенную ситуацию и осознают поставленную цель (организационный).
Помогает детям распределиться на две малые группы.
В. : Ребята, разделитесь на две группы по цвету эмблемы на вашей одежде. Синий цвет у группы «Создатели идей», жёлтый цвет у «Экспертов».
Предлагает вспомнить правила «Мозгового штурма» и ход игры.
В. : Давайте вспомним с вами правила игры «Мозговой штурм». Обращает внимание на символы (на доске – символы правил и алгоритм игры.) Распределяются на две малые группы по инструкции.
Проговаривают правила игры, опираясь на символы.
Д. : Внимательно выслушать проблему; Хорошо подумать;
В. : Ребята, а теперь с помощью алгоритма, вспомните ход игры.
Каждый поочерёдно высказывает свою идею; Внимательно слушать чужую идею; Над идеями смеяться нельзя.
Проговаривают ход игры по алгоритму.
Д. : Нам надо: Выслушать проблему; Подумать над решением проблемы;
Высказать свою идею; Выслушать и обсудить идеи;
Выбрать идею. (деятельностный этап)
Предлагает повторить поставленную цель.
В. : И так, ребята, что мы с вами должны сделать?
Предлагает подумать и высказать свои идеи группе «Создатели идей».
В. : Ребята, каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. Проговаривают цель.
Д. : Нам надо подумать, как можно сделать так, чтобы лиса не съела колобка?
Активизирует деятельность детей, задавая наводящие вопросы (воспитатель до игры продумывает предполагаемые ответы детей).
Выслушивает ответы, записывает их. Расставляет приоритетность критериев в соответствии, с которыми отбирать идеи.
В. : Ребята, вы все молодцы, потому что предложили много идей. Но нам нужно обсудить и выбрать только ту идею, которая была бы проста, и доступна. Зачитывает все идеи.
Предлагает «Экспертам» выбрать подходящую идею.
Называет идеи по одной.
Контролирует ход обсуждения.
Подводит итог.
В. : Чтобы лиса не съела колобка, он должен стать не вкусным. Для этого колобку нужно покататься по луже, по горькой траве и полежать под солнцем
Активизируют необходимые знания. Вырабатывают новые знания, достигают цели. Предлагают свои ответы.
1 реб. : Колобок может изваляться в луже и стать грязным.
2реб. : Он может изваляться в иголках под ёлкой и стать колючим.
3реб. : Если покатается в горькой траве, станет горьким.
4реб. : Если полежит на солнце – станет жестким.
5реб. : Он же круглый, может превратиться в воздушный шарик и улететь
(.спрятаться, изменить сюжет сказки).
• Как мы изменим сказку? (сделать так, чтобы Колобок не встретил
Лису, чтобы Дед и Бабка вернули его, звери заступились, встретилась
добрая Лиса).
Прослушивают все названные идеи. Обсуждают и выбирают идею.
Рефлексия.
В. : Вы смогли все вместе правильно выполнить это задание, «Мозговой штурм»помог вам найти правильное решение этой сложной задачи.
Молодцы! Проводят самоанализ и взаимоанализ в малых группах.
Д. : У нас были интересные идеи. Мы выполняли все правила, думали, прежде чем дать ответ, работали вместе, сумели договориться и правильно выполнили задание.
5. В: Итак мы смогли найти правильные решения и спасли колобка.
А чему же учит сказка (чтобы не уходить из дома)
Встреча с волком»
(ДИСК «ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА» ВстрМУЗЫКА СТРАХА, № 7)
Звук Волка, картинка. (слайд № 9)
–Ребята, к нам приближается Волк.
-Какой он?
(сильный, могучий, храбрый, злобный, наблюдательный)
- свободный, самостоятельный, бесстрашный, свирепый, он никогда не обижает слабых! В любой схватке борется до победного.
Что нам делать? Он приближается.
варианты детей.
(убежать и спрятаться, побороться, подружиться, поиграть, сделать вид что мы его не знаем)
Способы принятия решения:
1. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
• «Будем как он»
-Мы все волки. А вы знаете, что волки умеют ходить по особенному -ступая след в след. Попробуем и мы ходить так же. Мы учимся, идем медленно и внимательно. По фасоли, которую я разложу на полу. Вы настоящие волки. (ходят на 4 лапах)Сядем на пол и погладим свои задние лапы-ступни, передние лапы- руки
• «Вой волков» (предупреждение об опасности, довольный и сытый, грустный)
У-у-у-у-у-у!
-В какую ситуацию попал муравей? (Ответы детей)
Далеко от дома, гонимый ветром на берёзовом листе, как на парашюте, к нам прилетел муравей. Да еще при посадке повредил себе ножки. Что нам нужно сделать в такой ситуации?
Дети: - Помочь муравью вернуться домой в лес. Как?
Муравей (игрушка) : Спасибо, что не оставили меня в бедеПоиграйте со мной в мою любимую игру «Теремок»
Правила игры: Каждый ребёнок получает свою картинку и играет за нарисованный объект. Муравей-хозяин теремка, дети по очереди подходят к теремку и проводят с муравьё м диалог: -Тук, тук, кто в теремочке живёт? –Я, муравей, а ты кто? – А я –(называет себя, то, что нарисовано на картинке). Пустишь меня в теремок?
-Если сможешь сказать, чем похож на меня, муравья, то пущу.
Дети должны сравнить оба предмета, выявить общие признаки и назвать их. После этого ребёнок заходит в теремок, а к муравью обращается следующий участник игры. Если кто-то не сможет ответить, остальные дети могут ему помочь.
Картинки: Бабочка-насекомое, 6 лапок, как у муравья; комар-маленький, как муравей; курица с яйцом- муравьи как и куры откладывают яйца; гора- муравейник похож на гору; стрекоза – как и муравей главный герой в басне И. Крылова «Стрекоза и муравей»; дятел - как и муравей санитар леса; медведь – сильный и коричневый как муравей; таракан – коричневое насекомое, как муравей; и. т. д)
Муравей:
-Молодцы! Хорошо поиграли! А в теремке лежала волшебная палочка. Она-то нам и поможет быстро очутиться в лесу. Закройте глаза. Покружились, покружились и в лесу мы очутились.
(Под музыку дети кружатся. На экране проецируется изображение леса).
Муравей: Ой! Узнаю свой родной лес! Но до моего муравейника еще далеко.
Воспитатель. А вот и лужайка. На ней красивые цветы. А какой запах! Почувствуйте его. Здесь на лужайке живут друзья муравьишки, но они спрятались, а узнать, кто спрятался на этой лужайке, мы сможем, отгадав загадки-дразнилки.
(Дети отгадывают загадки, на экране появляются насекомые.)
Кружилочка, красоточка, порхалище, цветочище, пестрилка. (Бабочка.)
Трескучка, прыгунище, скакалище, зеленушка, кузечка. (Кузнечик.)
Крылаточка, вертолётище, охотнище, жужжалочка, лупоглазочка. (Стрекоза.)
Строилище, крохотулечка, трудолюбивчик, таскалище, силачище. (Муравей.)
Медоносочка, кусалище, гуделочка, собиралочка,полосатище. (Пчела)
(Звучит запись писка комара)
Воспитатель: Вот высоко летит комар. Попробуйте его поймать.
Подвижная игра “Поймай комара”
Правила игры: Играющие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках палочку с привязанным на шнуре картонным «комаром». Воспитатель обводит палочкой (кружит комара) немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Ловить комара можно только обеими руками и подпрыгивая на двух ногах.
Воспитатель. Комарик, не знаешь ли ты, где дом нашего любимого муравья? Он находится около высокой берёзы?
Комар: Как он выглядит? Из чего он сделан? Как он называется?
Комар. Муравейник я видел, только его кто-то сломал!
Дети находят разбросанные палочки -карандаши.
Воспитатель. Кто же это сделал?
Предположения детей.
Воспитатель. Что же делать?
Дети предлагают построить новый домик для муравьишки в городе
1. Изображение черепахи.
Чем хорош такой домик? – ответы детей (не мочит дождь, можно спрятаться от хищника и т. д.)
Чем плох такой домик? – ответы детей (нужно носить домик везде с собой, он тяжелый; неудобно бегать)
Что бы вы придумали для исправления недостатков (приделали пропеллер к панцирю, прикрепили колесики)
Воспитатель демонстрирует, как это будет выглядеть.
2. Паутина.
Ответы детей строятся по тому же сценарию:
Чем хорош такой домик? – ответы детей (можно покачиваться на ветру, всегда на свежем воздухе)
Чем плох такой домик? – ответы детей (паутина может намокнуть от дождя, порваться, негде спрятаться от холода)
Что бы вы придумали для исправления недостатков (над паутиной построить крышу, чтобы паутина не порвалась – придумать и пропитать паутину непромокаемым и супер крепким средством).
3. Колокольчик.
Чем хорош такой домик? – ответы детей (не намокнешь под дождем, красивый домик)
Чем плох такой домик? – ответы детей (может завянуть)
Муравей: Спасибо, ребята! Очень красивый получился муравейник! Но я боюсь, что кто-то опять сломает наш новый муравейник. Что делать?
Ответы детей.
Воспитатель. Я согласна с вами – нужен сторож. Но насекомых должно охранять насекомое. Какое оно должно быть, как вы думаете? Давайте придумаем фантастическое насекомое и поставим его для охраны муравейника.
Дидактическая игра “Чудо-Юдо ” (моделирование на магнитной доске)
Правила игры: Дети составляют фантастическое насекомое по принципу «Фоторобот» : соединяют части разных насекомых, при этом объясняют, с какой целью они берут данную часть.
Воспитатель. Какие части от других насекомых мы возьмем?
Дети: Жало от осы, большие глаза от стрекозы, крылья от бабочки, ноги от кузнечика, рога от жука, туловище от пчелы.
Воспитатель:Вот какое сказочное насекомое у нас получилось. Как его назовем?
Ответы детей.
Муравей: Спасибо, дети! Теперь мой дом под надежной охраной. Вот вам от меня и моих друзей насекомых гостинец.
Дети благодарят муравья.
Так давайте поможем животным в строительстве. Что должно быть в городе?
( Дети высказывают и обсуждают разные варианты: театр, цирк, магазин, спортивный зал,ветеринарная клиника, школа, детский сад.)
Сейчас каждый из вас нарисует, изготовит или построит дом для жителей «Города Дружбы», потом объяснит: Почему мой дом самый лучший, самый удобный и как он будет использоваться.
Пальчиковая игра «Строим дом»
Похлопаем немного, похлопаем в ладоши
Похлопаем в ладоши и будем строить дом.
Тук-тук молотком – мы построим новый дом
Тук-тук молотком – поселятся звери в нем.
Бум-бум барабан, что за шум, что за гам
Бум-бум барабан – просыпайся по утрам.
(Дети выполняют имитирующие движения.)
Практическая работа
Дети делятся на 4 подгруппы по желанию (по 4-5 человек).
Подгруппа №1 : дети создают рисунки.
Подгруппа №2 : дети выполняют аппликации из подготовленных геометрических фигур, но по своему желанию.
Подгруппа №3 : дети изготавливают из строительного материала макеты домов.
Подгруппа №4 : изготавливает сказочный домик из природного материала с использованием пластилина.
.) Давайте представим, что мы жители этого города.
Динамическая пауза
Выберите животное, которым бы ты стал и пройдись, как животное, которое ты выбрал, а остальные дети угадают, кто это. (Дети поочередно изображают различных животных, используя средства пантомимы.)
«Покажи, кем бы ты был в этом городе»
На полянке мы идем и зверушек узнаем
Ну скорее раз, два,три
Быстро зверя покажи.
Практическая работа
Дети делятся на подгруппы и начинается практическая часть задания.
Воспитатель:Что же вы построили, Чтобы все в городе зверей были добрыми и счастливыми, сытыми и спокойными, ?
Дети: Кафе, чтобы все звери могли поесть (дети придумывают угощения для зверей).
Дидактическая игра «Кого, чем угостим?»
Медведя – малиной, рыбой
Волка – колбасой и косточками
Лису – печеньем и молоком
Зайца – капустой, морковкой
Белку – орешками и грибочками
Воспитатель: Теперь все звери сыты. Что же еще должно быть в городе?
(Дети рассказывают)
В нашем городе все звери стали добрыми, веселыми, радостными и захотели подружиться друг с другом.
Воспитатель: Ребята, мы помогли обитателям сказочного городаи и нам пора возвращаться в детский сад. Где наша волшебная палочка? Закрываем глаза. Покружились, покружились и в детском саду мы очутились.
Понравилось вам наше путешествие? Какие добрые дела мы с вами сделали?
Что нам помогло? Я вижу что у вас хорошее настроение.
Я делюсь с вами хорошим настроением
Мы тоже (дети)
Я прыгаю от счастья
Мы тоже (дети)
Я вас обнимаю
Мы тоже (дети)
Все обнимаются в круге. Наше настроение отличное. Всем спасибо.