Евстифеева Елена
Использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать +Заказ
Использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ
Главным условием развития личности ребенка в дошкольном возрасте является общение. Поэтому моя задача, как педагога, специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия – детей друг с другом, детей и взрослого. Для решения этой задачи я использую интерактивные технологии.
Публикация «Использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах
Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания. В процессе освоения учебного материала, дошкольники осуществляют совместную деятельность, это означает, что каждый вносит в работу свой вклад, происходит обмен опытом, знаниями и умениями. Причем это происходит в доброжелательной обстановке и при взаимной поддержке друг друга.
Организация интерактивного обучения может проходить в разных формах.
• индивидуальная форма (самостоятельное решение поставленной задачи каждым ребенком);
• парная форма (задания в паре);
• групповой подход (по подгруппам); если задание выполняют все участники одновременно, данная форма называется
• коллективная или фронтальная (все участники одновременно) и наиболее сложная форма интерактивного обучения это
• Планетарная (группа участников получает общее задание)
Применение компьютерной техники и информационных технологий помогает в развитии памяти, мышления, воображения, речи у каждого конкретного ребенка. Именно от педагогического мастерства зависит то, как ненавязчиво и незаметно можно оживить образовательный процесс, расширить и закрепить полученный детьми опыт. Применение компьютерной техники и информационных технологий позволяет также повышать мотивацию детей к занятиям, обучать их сотрудничеству и новым формам общения друг с другом и педагогами, формировать осознанную оценку ребёнком своих достижений, поддерживать положительное эмоциональное состояние ребёнка в процессе занятий, повышать эффективность коррекционной работы.
Преимущества использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ неоспоримы и подтверждаются собственным практическим опытом:
• предъявление информации на экране компьютера или на проекционном экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
• несут в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
• движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
• стимулирует познавательную активность детей;
• предоставляет возможность индивидуализации обучения;
• в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
• позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
• позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Методы, которые используются в работе с детьми.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми в группах начинается со знакомства:
Знакомство
Цели: Создать в группе атмосферу доверия и взаимной поддержки; формировать навыки самовыражения, преодоления неуверенности и боязни перед публичным выступлением.
Обычно, проводя знакомство, я прошу детей рассказать историю своего имени (для детей старших и подготовительных групп) : «Кто и почему вас так назвали?» Или «Расскажите все, что вам известно о вашем имени».
После того, как все дети представились, спрашиваю у детей:
– Почему важно знать историю своего имени?
Далее темы знакомств развиваются. Все зависит от темы НОД и от цели, которую воспитатель ставит перед собой.
Например, тема «Времена года».
Знакомство: Меня зовут… Мое любимое время года – весна и т. д.
«Мозговой штурм» – цель: «мозгового штурма» или «мозговой атаки» в том, чтобы на протяжении ограниченного периода, времени путем расторможения собрать от всех детей как можно больше информации относительно заданной темы.
Ролевая игра – это структурированная обучающая ситуация, в которой человек временно принимает определенную социальную роль и демонстрирует поведенческие модели, которые, как он считает соответствуют этой роли. Распределение ролей может быть прямое, со сменой или с ротацией.
Основной же особенностью ролевой игры является, то что обучающимся дается возможность самостоятельно действовать в специально сконструированной сложной ситуации и тем самым получить определенной опыт.
Например: Ребята, какая сегодня погода?
«Ролевая игра» : ролевая игра имитирует реальность с назначением ролей детям и предоставлением им возможности действовать «как бы по-настоящему». Цель ролевой игры – определить отношение детей к конкретной сказке, сценке и т. д., приобрести опыт путем игры: она старается помочь научить через опыт и чувства. Иногда дети могут разыгрывать свои собственные ситуации, в которых они побывали. Также намного легче усваивать и закреплять материал именно в процессе игры.
«Кластеры»
Кластер в переводе с английского языка означает гроздь, кисть. Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.
1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа.
2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.
3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.
4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.
Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия. Например
Лыжи
Санки Праздник
Дед Мороз ЗИМА Снеговик
Подарки елка Новый год
Каток
В группе использую так. На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как с группой детей, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.
«Синквейн»
Синквейн, в переводе с французского языка – 5 строк. Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать информацию.
1 строка: Тема одним словом (обычно существительное)
2 строка: Описание темы в двух словах (два прилагательных)
3 строка: Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)
4 строка: Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)
5 строка: Повторение сути темы одним словом (синоним темы) Например
МАМА
Добрая, любимая
Заботится, любит, кормит
Я люблю свою маму!
ДОБРОТА
В ДОУ можно использовать таким образом.
1 строка: Предмет или явление одним словом.
2 строка: Описать какой этот предмет.
3 строка: Действия данного предмета.
4 строка: Нравится ли данный предмет и как?
5 строка: Как можно по-другому назвать этот предмет?
В заключение можно сделать вывод, что именно интерактивное обучение развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между участниками, обеспечивает решение ряда воспитательных задач, так как учит работе в команде, т. е. в сообществе (совместном обществе – вместе, взаимопониманию, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, наблюдательности, а также развивает творческие способности и фантазию.