Ольга Шимова
Конспект НОД в старшей группе «Удивительная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Удивительная соль
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №35 «Ручеёк» города Туапсе
муниципального образования Туапсинский район
Занятие
по опытно-экспериментальной деятельности
«Удивительная соль»
Составитель:
воспитатель: Шимова О. Г.
г. Туапсе
2022г.
Цель: развитие познавательных способностей с помощью экспериментирования с солью.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Удивительная соль“» размещена в разделах
способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соли;
развивать умение обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение аргументировать свои высказывания, делать выводы;
развивать умение соблюдать правила безопасности во время проведения опытов с солью;
воспитывать аккуратность в работе, чувство взаимопомощи.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие;
речевое развитие;
социально-коммуникативное развитие.
Материал:
демонстрационные иллюстрации о способах добычи соли;
тарелочки (по количеству детей);
стаканчики с солью;
одноразовые стаканы, ложки (по количеству детей);
лупы (по количеству детей);
стаканы с водой, трубочки (по количеству детей);
коробка для сюрпризного момента;
2 сырых яйца, спиртовка.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла вам вот такую замечательную коробочку. Как вы думаете, что в ней?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Отгадайте-ка загадку:
Отдельно я не так вкусна,
Зато бела и солона,
И в пище каждому нужна.
Дети отгадываю загадку.
Воспитатель: Давайте откроем коробку и посмотрим, правильно ли мы отгадали загадку. Правильно, соль.
Ребята, сегодня мы с вами узнаем много интересного о свойствах соли. Выбирайте себе «рабочее место».
Воспитатель: Дети, а кто знает, откуда берётся соль?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Соль – это природное полезное ископаемое вещество. Она добывается разными способами.
Рассматривание иллюстраций.
Поваренную соль добывают в соляных озёрах и морях, выпаривают морскую воду до тех пор, пока не образуются кристаллы соли, которые можно собирать. Еще соль добывают в соляных шахтах. Месторождения каменной соли находятся высоко в горах, очень давно на месте гор был океан, со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарилась, соль кристаллизировалась, образовались соляные горы. Раньше добыча соли производилась вручную, в наше время её добывают с помощью специальной техники.
Воспитатель: Дети, а для чего нам нужна соль?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Соль – обязательная составная часть организма человека. Она поддерживает нормальную деятельность организма, помогает нашему пищеварению.
Соль одна из самых распространённых специй, которая делает наши блюда вкуснее, она нужна людям для консервирования, для того чтобы овощи хранились долго.
Соль не только употребляют в пищу, но с её помощью лечат различные заболевания, в выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории, там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов, люди дышат солёным воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Соль применяют для ингаляции, промывания носа, полоскания горла.
А ещё соль полезна животным.
Д/игра «Соль полезна для того, чтобы»
(дети передают мешочек с солью и дополняют предложение)
…чтобы консервировать овощи,
…лечить больное горло,
…посолить суп,
…засолить капусту и т. д.
Воспитатель: Соль очень важна для жизни и здоровья человека.
Динамическая пауза
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту жмём, жмём.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту трём, трём.
Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю в научную лабораторию, будем проводить опыты с солью.
Воспитатель: Запомните правила!
Не трогать глаза руками.
Слушать внимательно.
Соблюдать тишину.
Не мешать товарищу.
Сначала посмотри, потом повтори.
Опыт №1 «Из чего состоит соль»
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте рассмотрим соль. Что вы можете сказать о её внешнем виде?
(соль похожа на порошок)
Воспитатель: Рассмотрите соль через лупу. Что вы видите?
(соль состоит из белых кристаллов)
Воспитатель: Возьмите ложку, наберите в неё из стакана соль, высыпьте на тарелку. Подуйте на соль через трубочку.
Какая соль?
(соль рассыпается, сыпучая)
Воспитатель: Какого цвета соль? Понюхайте
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Соль состоит из белых кристаллов, она сыпучая, не имеет запаха.
Опыт №2 «Соль хрустит»
Воспитатель: Ребята, насыпьте в тарелочки 2 ложки соли, надавите на неё сухой ложкой. Что вы слышите?
(слышим хруст)
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Соль состоит из кристаллов, при надавливании кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт №3 «Соль растворяется в воде»
Воспитатель: Ребята, возьмите стакан с водой, насыпьте в него ложку соли, помешайте. Что произошло? Куда исчезла соль?
(соль растворилась в воде)
Воспитатель: Как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась в воде?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Правильно, попробовать воду на вкус.
Какой мы сделаем вывод?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Соль растворяется в воде.
Опыт №4 «Плавающее яйцо»
Воспитатель: Солёная вода похожа на морскую воду, а какая вода в обычной реке?
(в реке – вода не солёная)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в солёной воде легче плавать? Давайте проверим.
Возьмём обычное яйцо, опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?
(яйцо не тонет)
Воспитатель: А теперь опустим яйцо в стакан с несолёной водой.
Что вы видите?
(яйцо утонуло)
Воспитатель: Какой вывод мы сделаем?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной тонет. В солёной воде легче плавать.
Опыт №5 «Выпаривание соли»
Воспитатель: Ребята, у меня в стакане солёная вода. Кто хочет попробовать?
(солёная)
Воспитатель: А можно ли отделить соль от воды? Кто знает?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Если воду нагреть, что получится?
(вода испарится, соль останется)
Воспитатель: Давайте проверим.
Воспитатель набирает солёную воду в столовую ложку
и держит над спиртовкой,
вода закипает,
появляется пар.
Воспитатель: Что происходит с водой?
(вода превращается в пар)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, воды в ложке не стало, она испарилась, а на дне появилось что-то белое. Как вы думаете, что это?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Кто-нибудь хочет попробовать?
Какой сделаем вывод?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Правильно, если из солёной воды выпарить воду, то можно получить кристаллы соли.
Воспитатель: Вот и закончились наши эксперименты. О каких свойствах соли мы сегодня узнали?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Соль состоит из кристаллов, она белого цвета, она сыпучая, не имеет запаха, хрустит при надавливании, хорошо растворяется в воде, в солёной морской воде легче плавать, из воды можно выделить соль путём выпаривания, очень нужна для жизнедеятельности организма человека и животных.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Согласны ли вы с утверждением, что соль – удивительное вещество природы, необходимое людям?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Как здорово мы все сегодня потрудились, узнали много нового и интересного.