Любовь Николаевна Зорина
НОД «Солнце дарит нам тепло и свет»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи.
1. Область «Познание».
а) Воспитательные:
- воспитывать интерес к планете Земля - наш общий дом, который надо любить и беречь,
- воспитывать интерес к явлениям, выходящим за пределы жизненного опыта детей.
б) Развивающие:
- активизировать поисковую деятельность, обогащать эмоциональный мир детей новыми впечатлениями,
в) Обучающие:
- формировать представление о том, что Солнце является источником света и тепла,
- познакомить с понятием «Световая энергия»; с названиями планет,
Публикация «НОД „Солнце дарит нам тепло и свет“» размещена в разделах
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой.
2. Область «Коммуникация».
а) Воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности,
б) Развивающие:
- развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия и внимания, логического мышления,
в) Обучающие:
- расширение и активизация словаря (планеты, солнечная система, космонавт, орбита,
- формировать простейшие выводы на основе изученного материала.
3. Область «Художественное творчество».
а) Воспитательные:
- воспитывать стремление действовать согласованно,
б) Развивающие:
- формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности,
- развивать коллективное творчество.
в) Обучающие:
- продолжать учить работать с ножницами и клеем.
Предварительная работа: беседа; рассматривание иллюстраций «Космос»; чтение сказки К. И. Чуковского «Краденое солнце»; экологической сказки
А. Бачериковой «Про звёздочку и космический мусор»; пословицы, загадки о солнце; словарная работа: орбита, планеты, солнечная энергия; опыт с луком, с комнатными растениями, с ветками в вазе; с/ игра: «Самый солнечный», «Солнечные зайчики».
Оборудование: иллюстрации «Космос», ИКТ- «Солнечная система», магнитофон, из бумаги лучики-ладошки на каждого ребёнка, солнышко, клей.
Ход:
Организационный момент:
Дети стоят полукругом.
- Дети, если взглянуть под ноги на улице. Что мы увидим? (Дорожку, может асфальт, снег, землю.).
- А если посмотрим вверх, что увидим? (Небо, солнце, а ночью луну и звёзды).
- Молодцы! Все вы умеете внимательно слушать и отвечать на вопросы, любите узнавать новое и интересное. Сегодня я открою вам несколько секретов о космосе, хотите? (Да).
- Но прежде отгадайте загадку:
Среди поля голубого Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю- матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Ну конечно, это Солнце!
- Да, это - Солнце! Что такое солнце? Какое оно?
(Солнце - это огромный раскалённый шар, оно излучает тепло и свет. Даёт жизнь людям, растениям, животным.).
- В какое время суток мы можем его увидеть? (Утром, днём, вечером).
- В какое время года солнце дольше всего бывает на небе? (Весной, летом).
- А можно ли ночью увидеть Солнце? (Нет).
- Что можно увидеть на чистом вечернем небе? (Звёзды, луну.).
- Так, что такое Солнце? Большая звезда, огромный раскалённый шар, который имеет очень высокую температуру и посылает во все стороны большое количество тепла и света. Его свет доходит до Земли, поэтому днём нам так тепло и светло.
-Солнце, главный источник энергии тепла и света. Самая чистая энергия, которую даёт сама природа.
- С чем его можно сравнить? (С шаром, тарелкой, блином.).
(Выставляется иллюстрация солнца)
- Давайте поиграем с солнышком.
Пальчиковая гимнастика «Солнышко».
Солнышко, солнышко
Погуляй у речки (шевелят пальцами обеих рук).
Солнышко, солнышко
Разбросай колечки (быстро сжимают и разжимают кулаки).
Мы колечки соберём
Золочёные возьмём (делают хватательные движения).
Покатаем, поваляем (круговыми движениями трут ладонь о ладонь).
И назад тебе вернём (протягивают руки в сторону солнца, раздвинув пальцы).
- Сейчас садитесь и посмотрите фильм «Солнечная система».
- Понравился фильм? (Да).
- Что интересного вы увидели? (планеты, солнце, ракету.).
- Солнце не одиноко, у него есть семья - это планеты. Семью солнца называют Солнечной системой.
- Сколько же планет в семье Солнца? (9).
- Назовите планеты солнечной системы : Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
- Назовите планету на которой есть жизнь? (Земля).
- Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца.
Дорожка, по которой движется планета, называется орбита. (Выставляется иллюстрация «Солнечная система»).
- Дети, луна тоже планета? (Нет, это спутник Земли).
Физминутка:
«Солнышко лучистое любит скакать.».
- Солнце самая близкая к Земле звезда, главный осветитель. Оно горит над землёй как гигантская лампочка.
- А что было бы, если б не было Солнца? (Не будь солнца, всё погрузилось бы во мрак, и жизнь на Земле вскоре бы угасла).
- Как можно проверить, что солнце дарит нам тепло? (Опыт).
- Представим, что электрическая лампа — это Солнце. Подставьте ладошку, что чувствуете? (Тепло, горячо). Все предметы нагреваются, когда на них падает свет. Вот и солнечные лучи нагревают поверхность Земли, а от неё нагревается воздух. Тёплый
воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх. Давайте в этом убедимся. (Опыт со змейкой).
- Почему змейка вертится? (Поднимающийся тёплый воздух заставляет змейку вертеться).
- Солнце великий труженик, работает круглые сутки. Послушайте стихотворение, которое расскажет Лиза.
Солнце - светило, клокочет вулканом,
Бурлит, как кипящий котёл, непрестанно,
Протуберанцы взлетают фонтаном
Жизнь и тепло дарит всем неустанно.
Солнце - звезда преогромнейший шар
Свет излучает, как будто пожар.
Ну, а планеты тот свет отражают,
Солнце - светило они обожают!
- В далёком прошлом русские люди сравнивали солнце с птицами. Ведь оно парит в небе как златокрылая птица Желая подчеркнуть красоту солнца, сравнивали его с молодой девушкой. Этот образ сохранился в русских народных загадках и пословицах. Давайте их вспомним.
- Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.
- Без него плачемся, а как появится - от него прячемся.
-Красная девушка по небу ходит.
- Встану я рано, бело да румяно Да как распущу золотые волосы,
Да выйду на гору,
И человек, и зверь возрадуется.
- Худо лето, когда солнца нету.
- Что мне золото, светило бы солнышко.
- При солнышко - тепло, при матери - добро.
Игра:«Самый солнечный»
-Когда солнышко самое жаркое? (Летом).
-Какой месяц самый солнечный и почему? (Июль, солнце согревает землю сильнее всего).
- Какое событие в вашей жизни можно назвать самым солнечным? (День рождения.).
-Какую птицу можно назвать самой солнечной? (Грача, потому что первый встречает весну).
- Какое дерево самое солнечное? (Сосна, на солнце её ствол становится очень тёплым).
- Какое качество человека можно считать солнечным? (Доброту, потому что она согревает сердца людей).
- Какой день недели самый солнечный? (Воскресенье, т. к. люди отдыхают в этот день запасают энергии на всю следующую неделю).
-Молодцы!
-В конце занятия предложить детям наклеить лучики -ладошки к солнышку.
Игра «Какое солнышко?»
(Солнышко - доброе, золотое, жаркое, лучистое, ласковое, щедрое, вешнее, яркое, чистое, красное, ясное.).
Итог:
- Что нового узнали?
- Что вам понравилось?
Молодцы! Я желаю вам, чтобы ваш путь всегда освещался солнцем и пусть будет больше тёплых, ясных, солнечных дней в вашей жизни.