Татьяна Сермягова
Конспект НОД «Тайны подводного мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Непосредственно организованной деятельности по познавательному развитию
«Тайны подводного мира»
Подготовила и провела:
Воспитатель I квалификационной
категории: Сермягова Т. Н.
Цель: создание условий для формирования представлений о растительном и животном подводном мире.
Задачи:
- формировать представления о богатстве и многообразии растительного, животного подводного мира (об обитателях)
- формировать осознанно-правильное отношение к объектам живой природы
Публикация «Конспект НОД „Тайны подводного мира“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Темочки
- уметь решать проблемные задачи, способствующие обогащению способов построения образов и его воплощения
- закладывать основы безопасного поведения на основе знаний об обитателях подводного мира
- развивать познавательный интерес к жизни подводного мира посредством тактильной книги
-- привлекать внимание к тактильной книге, как к источнику знаний
- совершенствовать тактильные ощущения, двигательные умения и навыки при выполнении игровых заданий
- активизировать словарь: батискаф, акваланг, водолазный костюм, актиния, ламинария.
- развивать коммуникативные способности, творческое воображение, любознательность, мелкую моторику рук
- воспитывать бережное отношение к природе, экономное отношение к воде
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, экспериментирование, рисование на песке.
Оборудование: мультимедийный проектор, подносы с песком, тактильная книга, батискаф, глобус, банка с водой, стакан, карточки-схемы.
1. Вводная часть
Дети заходят в группу, встают полукругом.
Воспитатель: - Ребята, какое у вас сегодня настроение (хорошее, отличное, грустное). Если у кого-то грустное, то я передаю вам прекрасное настроение, а вы передайте друг другу.
- Я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь ответить.
«В нём солёная вода, ходят по нему суда.
Летом взрослые и дети, ездят отдыхать туда. (море)»
- Правильно!
2. Основная часть.
2.1 Беседа - А где мы сейчас можем увидеть море?
- Ребята, давайте обратимся к глобусу
- Что такое глобус?
- Какого цвета на глобусе больше?
- Что обозначается на глобусе синим цветом?
- Что составляет водное пространство Земли?
- Верно, моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет, поэтому её и называют Голубой планете.
- А, что обозначается другими цветами?
- Обратите внимание, что воды на нашей планете больше, чем суши.
- Мы можем сказать, что мы богаты водой, мы можем её пить, использовать в хозяйстве?
- А в реке, какая вода?
- Как вы думаете, почему в морях вода солёная?
- Учёные сделали такой вывод, вся вода занимает 3-х литровая банка, стакан из неё пресная вода (проводится опыт)
- Значит на Земле больше какой воды?
- Пресной воды очень мало, значит мы её должны беречь.
- Как мы с вами маленькие дети. можем помочь этой проблеме
- У нас ещё есть одна проблема, чистой воды на земле становится всё меньше и меньше.
- Ребята, почему так происходит? В этом вопросе нам разобраться помогут карточки-схемы.
(дети берут карточки и предположения высказывают, каточки прикрепляют на магнитную доску:
1. заводы загрязняют реки отходами своего производства, от этого гибнут водные обитатели.
2. люди оставляют на побережье много мусора.
3. сбрасывают в моря и океаны много ядовитых веществ
4. аварии танкеров, оставляют на поверхности липкпе нефтяные пятна
5. купают животных
6. моют машины
- Что произойдёт, если вода в реках и озёрах будут загрязнены?
- Дети, я опять обращаюсь к вам, что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить водное богатство? Мы с вами далеко живём от моря, но в нашем городе есть две реки.
- Какие?
- Правильно, дети, молодцы!
- Ребята, как вы считаете море- это хорошо или плохо? В этом нам помогут разобраться две капельки весёлая и грустная.
Поиграем в игру «Разложи правильно». Мы разделимся на две группы. Одна группа выставляет карточки, где капелька весёлая, другая группа, где капелька грустная
- А почему плохо?
- А от чего бывает шторм?
- Ребята мы так с вами хорошо поговорили, вы много знаете. Молодцы!
(звук видео-телеграммы)
-Ребята, нам пришла видео-телеграмма. (просмотр видео-телеграммы)
( выступление Нептуна:
«Дорогие, ребята, вы сейчас говорите о самой важной проблеме на Земле, я очень переживаю за свой подводный мир. Жизнь подводного мира зависит от людей, начиная с маленьких жителей нашей планеты. Поэтому я обращаюсь к вам берегите водные пространства, не дайте погибнуть всему подводному миру, а он у меня красив и разнообразен. Я вас приглашаю посмотреть на мои богатства и надеюсь на вашу помощь»
2.2 «Морское путешествие» (видео презентация)
- А не хотите заглянуть в морские глубины?
- А мы с вами можем опуститься на морское дно?
- А с помощью чего человек может опустится на дно?
- Ребята, а мы с вами опустимся на батискафе. Батискаф – это железный шар с иллюминаторами, внутри много разных приборов, чтобы наблюдать и изучать подводный мир.
_ А, как называются люди, которые изучают морские глубины?
- Мы оденем водолазный костюм, акваланг, очки, ласты.
- А теперь устраивайтесь поудобнеее у иллюминаторов батискафа, мы с вами погружаемся на морское дно, это не безопастно.
-(опускаемся под морской шум)
Видео-презентация «Морское дно»
- Ребята, посмотрите как здесь красиво. Подводный мир красив и разнообразен,сколько здесь всего интересного
- В морских водах живёт много разных организмов.
- Кто, ребята знает, какие?
- Ребята, посмотрите, мы видим красивые водоросли.
(Выходит морской Царь-Нептун.)
Нептун : -Здравствуйте, дорогие гости! Я морской Царь-Нептун. Я рад вас видеть в моём подводном царстве. Знаю, привело вас сюда желание узнать, как можно больше об обитателях голубых просторов.
Ну, что ж, я приветствую всех вас под водой, в глуби у нас. А скажите мне о том, вам подводный мир знаком?
Воспитатель и дети: - Здравствуй Нептун! Нам подводный мир знаком, но он так многообразен и загадочен, нам хотелось бы больше бы узнать.
Нептун: - Хорошо, я вам расскажу (презентация)
1- слайд. Наш подводный мир – край загадок и чудес, красив и разнообразен.
2- слайд На морском дне живут разные обитатели. Кто, ребята, знает какие?
3- слайд А знаете ли вы этого обитателя?
- А почему она так называется?
- У неё нет глаз, рот находится снизу тела, питается морскими червями, креветками, мелкими рыбками. Она – хищник.
4- слайд Узнали? Это осьминог. Что вы знаете про него?
5- слайд. А это, кто такой круглый? Это морской ёж. Почему его так назвали?
6- слайд. А этого обитателя узнали? Она бывает маленькой, бывает гигантом.
7- слайд. А это кораллы. Это живые организмы, питаются планктоном, когда он погибает во время шторма, он становится белым и каменеет.
8- слайд. Ребята. посмотрите, а это моё любимое растение, знаете, как называется? Я очень люблю её кушать, как её ещё называют? Она похожа на лес, вырастает до 60 метров.
9- слайд. А это- актиния. Она похожа на цветок?. А на рыбу похожа? Это водоросль- актиния.
10 –слайд. Она – хищник, питается мелкими рыбами, поглощает свою добычу и сворачивается.
11- слайд. А это всем знакомая – медуза. Она дышит всем телом. Что напоминает? Двигается при помощи реактивного движения, заглатывает воду, при резком движении выплёскивает её и двигается.
12- слайд. Рыбы в моём подводном царстве самые разнообразные: большие и маленькие, разные по цвету и форме. Самые назаметные – это рыбы серого цвета.
13- слайд. Здесь видим плоские рыбы. Вам они знакомы.
14- слайд. А это интересная рыба – коробка.
15- слайд. Это, что за разноцветная рыба, её за такую окраску, знаете, как назвали?
16 – слайд. А это рыба- (зебра). Интересная окраска, как у зебры, у неё на кончиках яд.
17- слайд. Посмотрите, какая интересная рыба? Рыба похожа на доброго дракончика, любит жить в морских водорослях, особенность этой рыбы, папы зоботятся о потомстве.
18 – слайд. Этих рыб вы знаете, назовите их?
19 –слайд. А это, кто? Акула- самая большая рыба в подводном царстве. Есть акула- хищник, есть китовая акула- мирная, она питается – планктоном.
20- слайд. Самая маленькая рыба- карликовая пандака.
21 слайд. Миролюбивые жители – это дельфины. Это рыбы или животные
22 – слайд. Что за фонтаны в моём царстве?. Кто это балуется? Синий кит. Самое большое животное на Земле. Дышит кислородом, как и человек, питается планктоном. У кита вместо зубов хрящевые пластинки, он втягивает воду сквозь них, планктон остаётся в желудке, а лишнюю воду выпускает вместе с воздухом через отверствие в спине виде фонтана.
- Нептун: Вот такой богатый и разнообразный растительный и животный подводный мир.
Воспитатель: -Спасибо, Нептун за прекрасную экскурсию, а мы хотим поиграть с тобой, загадать загадки. (загадывание загадок)
- Нептун: - Я хочу вас пригласить в песочный город, чтобы вы оставили память о нашей встрече. Нарисуйте понравившихся обитателей на песке
«Рисунки на песке»
Нептун: - Ребята, какие вы, молодцы!
И на память дарю вам книгу волшебную.
Воспитатель: - Спасибо!
2.3» Возвращение на сушу»
. Воспитатель: - Мы с вами замечательно погуляли по морскому дну и увидели много интересного. Жаль, что нельзя взять с собой красивых рыб, ведь рыбы живут в море, там их дом. Нептун, большое спасибо за такую экскурсию, но нам пора возвращаться на сушу, возвращаемся к тому месту, где оставили батискаф. Все на своих местах. Мы начинаем подниматься на поверхность. (морской шум). Вот мы и на суше.
- Ребята, вам понравилось путешествовать. А сейчас я предлагаю вам выполнить ритмическое упражнение: «Подводный мир».
-«Подводный лес качается, как будто на ветру. В нём сказочно, таинственно, и в холод и в жару (изображают водоросли, плавно покачивают руками)
- Ныбывалой красоты, в море выросли цветы, а цветы те не простые, лепестки у них живые (встают на одно колено, сдвигают ладони вместе и шевелят пальцами, изображая распускающейся цветок)
- Заблестели ярко струйки, серебристые чешуйки. Рыбки разные порхают, словно звёздочки сверкают. (ходят по группе, руками имитируя плавательные движения рыб)
- Вот рыбка золотая, красивая какая!.Вот чёрные и красные, и все они прекрасные. (сводят руки кольцом перед собой, изображая золотую рыбку)
- Звёзды в небе высоко, звёзды в море глубоко. Там сияют. Тут сверкают, а достать их нелегко.»(поднимают и опускают руки в такт словам)
Молодцы!
2.4 Рассматривание тактильной книги.
– Ребята, давайте посмотрим, какую же волшебную книгу дал нам Нептун.
-_Кого мы видим на титульном листе?
- 1 страница
-Каких морских обитателей, вы узнали?
- Мы их можем потрогать, какие они?
- Что напоминают нам кораллы?
Игра «Найди место рыбке»
2 страница
- Мы видим морское дно. Потрогайте ракушки, какие они?
- А кто находится в левом верхнем углу?
- Посчитайте, сколько у него щупалец.
Игра на внимание» Какая рыбка уплыла»
3 страница
- Ребята, на следующую страницу мы можем добавить сами морских обитателей.
Игра» Чудесный мешочек»
(медуза, морской конёк, дельфин, корабль)
- Ребята, на самом деле книга необычная.
- Чем?
- Книга будет нам напоминать о морском путешествии.
3. Заключительная часть
.- Ребята, сегодня мы побывали на морских глубинах. Что вам больше всего понравилось, запомнилось.
- Подводный мир богат и разнообразен, там живёт много обитателей. И для того, чтобы они могли существовать нам людям нужно следить за загрязнением морей, океанов, рек, ведь всё это приносит огромный вред всему подводному миру и всей планете.
- Ребята наше путешествие закончилось.
- Я даже могу вас не спрашивать, какое у вас сейчас настроение, я вижу как блестят у вас глаза, могу уверенно сказать, что настроение у вас прекрасное. Всем спасибо!