Татьяна Желторылова
НОД «Школа юных пожарных» в подготовительной к школе группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 37»
Непосредственно образовательная деятельность с детьми
подготовительной к школе группы № 3
Познавательное развитие.
Тема НОД: «Школа юных пожарных».
Составила:
воспитатель подготовительной группы № 3
Желторылова Т. Ф.
Город Биробиджан
2021 год
Публикация «НОД „Школа юных пожарных“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Пожарный. Знакомство с профессией
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Аннотация: Конспект непосредственно образовательной деятельности разработан воспитателем Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 37» г. Биробиджана Желторыловой Татьяной Федоровной и может быть использован воспитателями дошкольных учреждений. В деятельности участвовали дети 6-7 лет, воспитатель и музыкальный руководитель. Данная непосредственно образовательная деятельность направлена на развитие связной речи, формирование познавательной активности, формирование основ пожарной безопасности и соблюдение правил пожарной безопасности.
Основными методами и приё мами являются: беседа, дидактические и подвижные игры, опыты, выполнение танцевальных движений.
Актуальность:
Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность взрослых, поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки,
необходимые для действий в экстремальных ситуациях.
В последнее время дети и трагические случаи пожаров, анализ причин их возникновения убеждают в необходимости вести систематическую работу с детьми и родителями.
Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия.
Соблюдение правил пожарной безопасности, правильное поведение в экстремальных ситуациях при пожаре, является основным условием спасения детей. Самое главное, чтобы не напугать детей, а предотвратить беду, научить детей действовать в соответствии с правилами пожарной безопасности. Дети подражают взрослым.
Главная задача воспитателя и родителей научить детей соблюдать правила пожарной безопасности.
Основная образовательная область.
«Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Интеграция областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей
Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная, познавательно – исследовательская, продуктивная, музыкальная, двигательная, восприятие художественной литературы.
Программные задачи:
Образовательные задачи:
Расширять знания о профессии пожарного.
Продолжать знакомить с правилами пожарной безопасности.
Закрепить знания детей о причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре.
Продолжать знакомить со средствами пожаротушения.
Развивающие:
Развивать связную речь, познавательную активность, любознательность, воображение, коммуникативные навыки.
Воспитательные:
воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности;
воспитывать чувство дружбы, взаимопомощи, сплочённости.
Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, двигательная активность ребенка.
Форма проведения: Игра -путешествие.
Материалы и оборудование:
Эмблемы школы пожарных наук. 2 банки, 4 свечи, спички или поджиг, плотная ткань, мраморная плитка, щит, предметы для игры (бензин, керосин, зажигалка, свечки, вода, багор, лопата, гвоздодер, костюм огня, пожарного, картинки правила пожарной безопасности, иллюстрации электроприборы.
Предварительная работа с детьми:
• Чтение произведений художественной литературы и разучивание стихов;
• Рассматривание иллюстраций «Правила пожарной безопасности»;
• Беседы о причинах пожара (неисправность электропроводки, электроприборов, беспечность взрослых - уронили сигарету или спички в сухую траву, на пол в квартире и уснули, шалость детей со спичками);
• Экскурсия по детскому саду, знакомство с пожарной сигнализацией, экскурсия в прачечную. Знакомство с работой электроутюга;
• Экскурсия на пищеблок. Закрепление представлений о работе электроприборов: овощерезки, мясорубки, электроплиты, тестомесителя.
• Экскурсия в Дальневосточный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России;
• Экскурсия в детскую библиотеку «Тили-бом, тили-бом, загорелся Книжкин дом»;
• Встреча с пожарными и знакомство с пожарной машиной и её оснащением;
• Просмотр мультфильмов «Приключения Спасика», «Пожар в лесу», «Пожар в квартире».
• Развлечение «Берегите природу родного края от огня».
• Участие в конкурсе рисунков по пожарной безопасности.
Создание условий для самостоятельной деятельности детей:
Методические приемы: (беседы, рассматривание, дидактическая игра. Обыгрывание и т. д.)
Практические материалы. Степень готовности к практическому применению:
1. Организационно-мотивационный момент
Знаем мы с детства
Слова очень мудрые
При встрече здороваться
- Доброе утро!
- Доброе утро, хороший мой друг!
-Доброе утро всем людям вокруг!
Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день!
Дети возьмитесь за руки и создадим нашу цепочку дружбы.
Дети взявшись за руки, говорят слова:
Мы самые дружные дети
И нет нас дружнее на свете!
Входит ребенок в костюме пожарного. Я хочу стать пожарным.
Слайд 1. Воспитатель (обращает внимание на слайд 1. пожарная команда 8 часть).
Воспитатель: Какой профессиональный праздник отмечается 30 апреля в России?
Дети. В России отмечают День пожарной охраны.
Воспитатель. Правильно. Это праздник работников пожарной службы.
Дети. Это люди, которые борются с огнём, спасают людей, животных.
Воспитатель. Всё правильно. А вы знаете, что пожар легче предупредить, чем потушить?
Слайд 2.
Пожарные занимаются не только тушением пожаров, но ещё и их предупреждением. Без разрешения пожарных, без их тщательного осмотра
не строится ни один дом. Пожарные участвуют в осмотре магазинов, школ, детских садов, заводов, кафе и ресторанов перед их открытием.
Слайд 3.
Воспитатель. Какими должны быть пожарные?
Дети. Сильные, храбрые, бесстрашные, ловкие, сообразительные, решительные, дисциплинированностью.
Воспитатель. Опасна ли профессия пожарного? Почему?
Дети. Могут обжечься, здание обрушиться и т. д.
Слайд 4.
Воспитатель. Посмотрите и скажите, во что одет пожарный?
Дети. Он в каске, в специальном костюме.
Воспитатель. Пожарный одет в брезентовый костюм, он не промокает и не горит в огне. Скажите, ребята, зачем пожарному каска?
Дети. Каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадёт.
Воспитатель. Правильно. Когда случается пожар – это очень опасно. Поэтому необходимо соблюдать все правила безопасности.
Воспитатель. А вы хотели бы стать юными пожарными?
Дети. Хотим.
Воспитатель. Для того, чтобы стать пожарным необходимо много знать и уметь.
Я приглашаю всех детей пройти учения в «Школе пожарных наук».
Слайд 7.
Девиз детей: «Чтоб не ссориться с огнём, хотим много знать о нём». Повторите девиз.
Ребенок пожарный : У вас будет карта, по которой вы должны пройти по все точки маршрута.
Воспитатель. Какой должна быть команда, чтобы справиться со всеми трудностями? (дружной). Давайте произнесём клятву дружбы.
Слайд 8.
Дети встают в круг, кладут руки друг другу на плечи и произносят слова:
Только смелый и упорный
Доберётся к цели бодро,
А ещё в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы.
Слайд 9-12.
Воспитатель. Есть ли помощники у пожарных? Назовите (пожарная машина, пожарный поезд, самолёт, вертолёт).
Пожарная машина
Дети соединяют правые руки в центре круга, накладывая одну руку на другую, и говорят: «Один за всех и все за одного».
Под песню «Если с другом вышел в путь» дети отправляются в школу пожарных наук.
Школа пожарных наук
1. «Лаборатория пожарной безопасности»
Воспитатель. Мы с вами пришли в лабораторию пожарной безопасности, а о чём здесь будем говорить, вы узнаете из загадки.
У меня характер яркий,
Аппетит у меня жаркий.
Я могу съесть целый дом,
Улицу, микрорайон.
Мне достаточно искры,
Чтоб взметнулись вверх костры.
Ты рукой меня не тронь.
Обожжёшься! Я — … (огонь)
Воспитатель. Да, это Огонь. Хотите увидеть огонь?
Опыт 1.
Воспитатель на мраморной плитке зажигает 2 свечи.
Воспитатель. Когда мы зажгли свечи, что мы увидели?
Дети. Огонек.
Воспитатель. Огонёк. Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться.
Дети. Нет. Можно обжечься.
Воспитатель. Правильно. Огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.
Если 1 свечу накрыть банкой, что произойдет с огнём? Почему?
Опыт 2 и 3 (с водой и песком)
Воспитатель. Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться?
Дети. Его нужно потушить.
Воспитатель. Чего же боится огонь?
Дети. Воды, снега зимой, песка, земли.
Воспитатель. А давайте проверим правильность ваших утверждений.
Проведем опыт: на горящую свечу нальём немного воды.
Что происходит и почему? Вывод: огонь погас, потому что он боится воды.
Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: с водой и песком.
Воспитатель. Сегодня мы с вами зажигали свечу. Можно ли детям без взрослых зажигать свечи? Чем она опасна?
Дети отвечают.
Воспитатель. Правильно, когда горит свеча, плавится воск, он горячий и им можно обжечься. Свеча может упасть и тогда произойдет пожар. Нельзя наклоняться к свече, можно обжечь лицо, могут загореться волосы. Часто возникают пожары по вине детей.
Воспитатель. Первую ступень обучения вы прошли успешно. На карту я вам наклеиваю наклейку.
2. «Информационная»
Воспитатель. Как вы думаете, из-за чего может случиться пожар? Можно ли избежать пожара?
Дети. Спички, угольки, электрические приборы др.
Воспитатель. Конечно, чаще всего пожар случается из-за невнимательности людей, из-за неосторожного обращения с огнём, с электроприборами.
Какие электроприборы вы знаете?
Слайд 16.
Назовите правила пожарной безопасности с электроприборами.
Практическое задание «Составь памятку»
Чтобы всегда помнить номер пожарной службы, у меня была памятка.
Но ветер подул и номера перепутались. Дети раскладывают номер пожарной службы.
Воспитатель. Дети куда поступает звонок? Диспетчеру пожарной службы.
Диспетчер – очень важный человек в пожарной охране.
Он сидит за пультом пожарной охраны. От их действий многое зависит. Поступает звонок, диспетчер выясняет, что горит, где горит, есть ли на месте пожара люди. Объявляет тревогу. Определяет по карте, где находится ближайший к месту пожара гидрант, вычисляет кратчайший путь следования. И на всё это должно уйти не больше минуты.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете по какому номеру звонить, если вдруг случился пожар?
Воспитатель. Сообщить о пожаре, можно позвонив по домашнему телефону 01, а если с мобильного телефона помощь зовем, то уже номер другой наберем. Кто знает какой?
ПОМНИ КАЖДЫЙ ГРАЖДАНИН ПОЖАРНЫЙ НОМЕР 101!
Дидактическая игра «Щит и огнеопасные предметы».
Огнеопасные предметы и предметы, не представляющие угрозы для возникновения пожара нужно разделить на 2 группы.
Физминутка «Пожарные»
Мы в пожарных поиграем,
Быстро шланги размотаем,
Вот так, вот так, быстро шланги размотаем.
Круговые движения руками
перед грудью
Вот огонь у нас горит,
будем мы его гасить.
Наклон туловища вперед
с вытянутыми руками
А теперь мы приседаем,
под столы заглядываем,
Нет там никого,
дым расходится легко.
Вот огонь мы потушили, и тихо, тихо сели.
Дети приседают
Воспитатель. Следующее задание вы выполнили.
На карту я вам наклеиваю ещё 1 «огнетушитель».
Воспитатель. А теперь проверим, как вы умеете вызывать пожарных.
Работа за столом: «Пожарный лабиринт»
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы прошли весь маршрут по подготовке. Маршрутная карта заполнена. Не передумали быть пожарными? Я думаю, что вас можно зачислить в «Школу пожарных наук».
Дети строятся в шеренгу. Воспитатель и пожарный награждает нагрудным знаком «Школа пожарных наук»
Под Гимн МЧС России дети уходят.
Анализ результатов проведенной работы, практическая значимость.
В результате проведенной работы у детей сформировались знания о правилах пожарной безопасности, о пользовании электроприборами. Закрепили умение действовать в экстренных ситуациях при пожаре через практические действия. Дети научились работать в команде слаженно и дружно.