ОКСАНА ОКСАНА
НОД «Семейные традиции» для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Семейные традиции"
Задачи:
-воспитывать интерес к истории семейных традиций;
-заинтересовать детей происхождением своего имени;
-воспитание патриотических чувств;
-развивать внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы.
Предварительная работа:
1. беседы о семейных традициях
2. чтение литературы о семейных взаимоотношениях
3. рассматривание генеалогического древа семьи
Публикация «НОД „Семейные традиции“ для детей старшего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Ход занятия:
(В группе создана имитация "Русской избы" (накрытый стол старинными предметами, развешаны русско- народные платки, лежат связанные коврики. Дети заходят в группу, садятся на стульчики.)
В: Ребята представим, что нас пригласили в гости наши прабабушки и прадедушки, рассказать нам о своих "Семейных традициях". Сегодня вы узнаете много нового и интересного.
У каждого из нас есть своя семья. В каждой семье есть свои семейные традиции. Мы не рождаемся с ними, семейные традиции нельзя купить, а можно передать по наследству, привнести и сберечь. В одной семье любят по выходным всей семьей ходить в лес, кто то по выходным ходит в гости к своим бабушкам и дедушкам, тем самым проявляют любовь и уважение и это их семейная традиция.
А какие семейные традиции в вашей семье?
Д: ответы детей.
В: У кого то семейная традиция называть детей именами предков. Сегодня я хочу рассказать вам о старинных, русских, семейных традициях.
(Раздается плачь ребенка.)
В: Что это за звук? Кто это плачет?
(Подходят к кукле).
В: Посмотрите кто у нас плачет. Что нам сделать, что бы его успокоить?
Д: ответы детей.
(Плачь стихает, ребенок успокаивается.)
В: С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Вот этому малышу родители дали старинное, русское имя Егор. Пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Ванюшка.
А как вас ласково называют?
Д: ответы детей.
В: Мы растем и наше имя растет. А когда Ванюшка вырастет, то его уже будут называть Иваном.
А вы знаете как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете взрослыми?
Д: ответы детей.
В: Молодцы. Вот мы и познакомились с и назвали ему свои имена. А вы знаете, что обозначает имя Ваня?
Д: нет
В: Это имя обозначает- помилованный Богом. Родители, называя его таким именем, хотели, что бы, когда Ванюшка вырастет, у него было много земли и он был богатым и счастливым. Ребята, а вы знаете, что означают ваши имена?
Д: ответы детей.
В: Посмотрите здесь для Ванюшки приготовлены вещи, что же это? (Показывает уголек, колосок, монетка).
Раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда первый раз купали ребеночка.
Для чего же нам нужны эти вещи?
Д: дети предлагают (удивленно) искупать Ванечку.
(Дети кладут уголек в таз.)
В: Когда клали уголек, приговаривали: " Привыкай к домашнему теплу".
(Дети кладут колосок.)
В: Когда клали колосок, приговаривали:" Будь всегда сыт".
(Дети кладут монетку.)
В: Когда клали монетку, приговаривали:" Будь всегда богат".
(Наливают воду в таз.)
В: Когда купали малышей говорили такие слова:" Мыли- мыли- мыли- мыли, бело- набело отмыли".
Или так:" С гуся-лебедя вода,
А с Ванюшки худоба. "
(Дети моют куклу.)
В: Мы его искупали, что же будем делать дальше?
Д: дети предлагают вытереть Ванечку.
В: Когда вытирали ребеночка приговаривали:
"Полотенце вышито и бело,
Вытирай-ка малыша умело.
Будет чистенький малыш,
Вырастет у нас крепыш".
(Дети вытирают куклу.)
В: Дети вот мы помыли, вытерли Ванечку, что будем делать с малышом дальше? Смотрите он зевает.
Д: Дети предлагают уложить спать.
В: А куда кладут спать ребенка?
Д: в кровать.
В: В старину кроватки назывались колыбелькой (рассматривают изображения старинных колыбелек). Вот и у нас есть колыбелька для нашего малыша.
(В колыбельке лежат хлеб и соль. Ребенок, который расправляет колыбельку находит хлеб и соль. показывает всем.)
В: Ребята посмотрите, что это?
Д: хлеб и соль.
В: Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что с давних пор долгожданных, дорогих гостей встречают "Хлебом-солью". Так для чего хлеб и соль лежат в колыбельке?
Д: ответы детей.
В: Родители клали хлеб и соль в колыбельку и приговаривали:" Наконец то ты родился Ванюшенька! Как долго мы тебя ждали!"
(Дети кладут куклу в колыбельку.)
В: А вы знаете колыбельные песенки?
(Дети поют колыбельные песенки. Качают.)
(Включается тихо колыбельная, фоном. Дети сели на стульчики.)
В: Ребята посмотрите в нашем доме нет игрушек для нашего Ванечки. Когда он подрастет, во что же он будет играть?
Д: Дети предлагают подарить свои или сделать игрушки самим.
(Сели за столы.)
В: В древности существовал такой обряд " Кувады", который связывался с таинством рождения ребенка. После рождения ребенка родители изготавливали куклу- кувадку и вывешивали её над колыбелью. И она оберегала его от злых духов. По народным поверьям, она несет в себе доброе начало.
Посмотрите на готовую куклу. В нравится? Сделаем такую куклу?
Д: да.
(Показ воспитателем приемов работы. Изготовление детьми. Помощь воспитателя. Выставка работ.)