Инна Черненко
Занятие с родителями «Семейные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Семейные традиции»
Цель: создать условия для понимания важности семейных традиций в современных семьях.
1 этап.
1. Упражнение на знакомство «Мое имя» ( время:10 минут)
Все участники сидят в кругу. По цепочке, каждый участник произносит: «Меня зовут …» Мое имя носил известный человек, который прославился тем, что …»
Публикация «Занятие с родителями „Семейные традиции“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Если сам участник не знает, что сказать, ему помогают все участники.
Актуальность темы: для чего мы сегодня собрались!
2. Упражнение «Мозговой штурм».
Какие ассоциации у вас вызывает словосочетание «семейные традиции»?
Ведущий записывает на доске перечисленные ассоциации.
Сегодня мы с вами собрались для тог, чтобы определить какие семейные традиции существуют в ваших семьях и как они влияют на воспитание ваших детей.
2 этап.
1. Упражнение. Мини-лекция
Традиция в переводе с латинского означает «передача». Семейная традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи).
Задание.
Заготовить карту Бьюзена с традициями, раздать стикеры, на которых родители напишут те традиции, которые существуют в их семьях. Далее родители прикрепиляют ответы на карте.
Какие бывают традиции?
1. Бытовые традиции (чтение по вечерам, совместное приготовление обеда в выходной, сказки на ночь).
2. Духовные традиции (религиозные традиции, помощь старшим, родственникам, семейная благотворительность).
3. Семейные праздники.
4. Семейные реликвии (вещи, которые принадлежали вашим предкам).
Вопрос.
Как традиции влияют на взаимоотношения в вашей семье?
Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но, со временем, многие традиции были утеряны, часть традиций осталась, изменившись. Ну и, конечно же, появились новые. Какие-то традиции перешли к нам от родителей, какие-то мы создаем сами.
И есть те традиции, которые являются необходимыми для каждой семьи: совместное приготовление обеда в выходной, сказки на ночь, чтение по вечерам и многие другие, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами всегда. Но сегодня, в суете бегущих дней мы часто забываем о них. Сегодня мы с вами поговорим о самой простой и самой доступной традиции, которая необходима современным детям особенно это семейное чтение.
2. Упражнение «Сказка».
Я хочу поделиться с вами одной сказкой из сборника Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д. Практикум по сказкотерапии «Волшебные крылья». Автор Галина Кислицына
Волшебные крылья
Это было в Тибете. Высоко в горах, покрытых шапками снега, в гнезде орлов вылупился птенец. Во многом он был похож на своих братьев и сестер, но родители сразу заметили в нем что-то необычное: на его перьях были жемчужные нити, на крыльях - блестящие чешуйки.
Рос птенец обособленно, часто оставался один, залетал в отдаленные ущелья. Целыми днями мог не принимать ни крошки пищи.
Оракул, который увидел этого птенца, сказал родителям : "У вашего дитя необычная судьба. Посмотрите на его перья. Посмотрите на его крылья. Это волшебное дитя. Не мешайте ему расти, только смотрите и наблюдайте, что будет происходить". Сказал так оракул и удалился. Уважение к оракулу было сильно, и родители следовали его совету.
А птенец тем временем рос и становился сказочной, волшебной птицей с прекрасными крыльями, умными глазами и добрым сердцем.
Настало время расставания с родным гнездом. Птица Жемчужная нить (так ее стали называть) отправилась в путь. Если она встречала силы зла, то закрывала их своим телом, которое становилось огромных размеров и зло уменьшалось или исчезало совсем. Если она видела радость, расправляла свои прекрасные крылья, и все вокруг озарялось волшебным светом.
Если Жемчужная нить уставала, она летела на вершину горы, садилась на снег и получала новые силы.
Так продолжалось тысячелетия. Много всего повидала Жемчужная нить. Она была защитницей для слабых, воинственной и непреклонной для злых.
Прилетев в очередной раз на сказочную вершину, умывшись волшебным снегом, Жемчужная нить вдруг тяжело вздохнула: "Что это со мной? Это какое-то новое чувство. Чувство, незнакомое мне". И стала прислушиваться к себе, наблюдать за тем, что происходит с ней. Жемчужная нить почувствовала, что одинока. Вспомнила, как радуются люди, как резвятся животные, когда их двое.
"А почему я одна?" И услышала Голос: "Ты не как все. Твой удел - волшебство. Но если ты хочешь найти свою пару, ты должна пройти испытания". "Да! Да! Я согласна", - воскликнула Жемчужная нить.
"Тогда сбрось свои жемчужные нити, волшебные блестки и отправляйся в путь", - сказал Голос.
Первое, что встретила Птица, было непонимание. Они говорили на другом языке.
Ей приходилось голодать, терпеть унижение и боль, но она знала, что пройдет через эти испытания и научится понимать тех, с кем живет, и они примут ее тоже. Так и случилось. Во многом Жемчужная нить стала похожа на Них.
Нашелся ей и Спутник. Он был красив. Его белые перья сияли в лучах солнца. Жемчужная нить познала любовь: когда сумасшедше бьется сердце, когда не чувствуешь своего тела и ощущаешь, как уносишься в даль.
Шли часы, дни, месяцы и годы. У Жемчужной нити вылупились птенцы, которые выросли и улетели из гнезда.
Жемчужная нить глубоко вздохнула и произнесла: "Что это со мной? Какое-то новое, новое, незнакомое мне чувство". И в это время увидела, как на ее крыльях появляются блестки, а на теле - жемчужные нити. Она услышала знакомый Голос: "Ты познала земную любовь. Ты хотела этого. Но твой удел другой. Твой удел - защищать слабых и обездоленных, вносить гармонию в души людей, раздираемых противоречиями и распрями.
Если ты хочешь, возьми с собой возлюбленного. Вот тебе волшебный мешочек с блестками. Брось на своего возлюбленного эти блестки, и он обретет такую же волшебную силу, как у тебя". Жемчужная нить так и сделала.
С тех пор они вдвоем летают по свету.
Уважаемые родители ответьте, пожалуйста, на вопросы:
1. О чем эта сказка?
2. Чему она нас учит?
3. В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки?
4. Какой вывод мы с вами можем сделать?
Вывод: Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими.
3. Упражнение «Птица счастья», изготовление лоскутного оберега.
Мы можем оживить эту сказку. Каждому из вас предлагаю сделать лоскутный оберег. Назовем ее «Жемчужная нить» или «Птица счастья», которую вы сможете забрать с собой, она обязательно принесет на своих крылышках счастье в вашу семью. И так, пора творить добрые чудеса!
Давайте с вами пересядем за парты. Для изготовления птицы необходимо всего 4 предмета: нитки, цветная ткань в форме квадрата форматом 15/15 - 20/20 см., синтепон или вата и ножницы.
Инструкция по изготовлению птицы из ткани.
Наша птица из ткани – не просто игрушка. Как и все в жизни наших предков эта кукла-скрутка была наполнена глубоким смыслом. Птица в русском фольклоре – это душа. Она связывает земную жизнь человека и небесную высь. Ведь птица может подняться выше гор и дол, долететь до солнца, преодолеть моря и пустыни. И не только в сказках. Каждый год из далеких чужих краев возвращаются на родину птичьи стаи, чтобы вить гнезда и воспитывать птенцов. И приносят на крыльях весну. Наша птица из ткани олицетворяет душу дома, сулит хорошее здоровье, урожай – а, значит, счастье и достаток. Таких птиц делали не только из ткани, еще, например, из соломы, щепочек, тонких досточек. Материал не был так уж важен, главное, чтобы сделано было с душой. И тогда душа-птица принесет радость, свет и счастье в дом.
Шаг 1
Вырезаем из ткани квадрат 15х15 см. Можно выбрать ткань любого цвета и рисунка и квадрат можно вырезать любого размера.
Шаг 2
Обрабатываем край, выдернув нити — получилась бахрома. Этот шаг не обязательный.
Шаг 3
Складываем квадрат по диагонали
Шаг 4
Разворачиваем платок, чтобы диагональ оказалась сверху, и заворачиваем концы диагонали к углу, который смотрит на вас.
Шаг 5
Сворачиваем пополам. Все сворачивания должны оказаться внутри.
Шаг 6
Любой ниточкой крепко завязываем уголок – это будет клюв.
Шаг 7
Ткань расправляем. Внутрь вкладываем небольшой кусочек синтепона, для головы птицы и завязываем длинной ниткой. Аккуратней получается если вместо синтепона взять бусину. Нить берите подлиннее и завязывайте по середине нитки.
Шаг 8
Расправляем птице крылья и хвост. Опять вкладываем синтепон – это уже тело птички. И завязываем нитками, которые остались в предыдущем шаге. Проводим нити вдоль тела, делаем два оборота, формируя хвост. Далее проводим нити наискосок к голове, обводим голову. Получился крест на спине у птицы.
Шаг 9
Обматываем ниткой крылья птицы. Ткань на крыльях и хвосте расправляем.
Птица из ткани готова.
Но душе-птице не дело пылиться на полке – ее надо отпустить в полет! Проденьте нитку под крыльями птице и подвесьте к раме окна, потолку, или полке. Пусть летает! Ведь, хотя птица из холщовой ткани на вид куда как скромнее жар-птицы, но она ее родная сестра!
Уважаемые родители, поделитесь, пожалуйста, со всеми нами, своими впечатлениями.
Какими еще способами можно оживить сказку?
Какой вывод мы можем с вами сделать относительно семейного чтения?
Вывод: Семейные традиции – это ценность, уникальность каждой семьи, это то, что сплачивает семью, делает ее крепче и дружнее.
4. Упражнение «Шар накопленных семейных традиций».
Цель: подчеркнуть значимость озвучивания чувств «благодарности» родителям за семейные традиции.
Содержание. Сейчас прошу всех встать в круг. Каждый участник, держа в руках шар, высказываясь, начинает со слов: «Я благодарна своим родителям за семейную традицию …».
3 этап
1. Метод «Все у меня в руках!»
Цель: Выяснить отношение участников к прошедшему занятию.
Время: 5 мин. на объяснение; 10-20 мин. на индивидуальную работу; 15 мин. на осмотр "выставки".
Численность: Все участники
Материал: листы бумаги всем участникам; карточки (разноцветные, фломастеры каждому участнику, кнопки или скотч.
Проведение: Вопросы для оценки результатов работы обозначаются с помощью пальцев:
- большой палец - над этой темой я хотел (а) бы еще поработать;
- указательный – что мне понравилось больше всего;
- средний – что можно сделать еще лучше;
- безымянный - психологическая атмосфера;
- мизинец - мне здесь не хватало.
Участники рисуют на листах бумаги свою руку, обводя ее контур, записывают вопросы возле каждого пальца и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы. Затем листки вывешиваются - как бы на ''выставке", и всем участникам до общего обсуждения предоставляется время для знакомства с нею.
Вывод: Введите свои семейные традиции и обычаи, чтобы у вашего дома была особая неповторимая атмосфера и уют, а для всех домочадцев дом стал своей крепостью.