наташа козлова
НОД «Счет до 5»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Счет до 5»
Программное содержание
1. Сформировать представление о числе 5, умение считать до 5.
2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает».
3. Закрепить представление о числе 4, умение использовать его названия в речи, сравнивать и уравнивать численность групп предметов.
4. Тренировать мыслительные операции, анализ, сравнение и обобщение,
5. Развивать внимание, речь, вариативное и логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
Публикация «НОД „Счет до 5“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
6. Материалы
Демонстрационный: картина с изображением клетки с обезьянами в зоопарке.
Раздаточный: изображения обезьянок и бананов (по 5 штук на каждого ребенка); карточки с изображением мячей (по 3, 4, 5 мячей)
Ход
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о зоопарке, мотивировать их на включение в игровую деятельность.
Дети собираются около воспитателя.
- Ходили ли вы с родителями в зоопарк?
- Каких зверей вы там видели?
- Можно ли посетителям кормить зверей? (Нельзя, т. к. не все знают, чем питаются животные, а от неправильной пищи они могут заболеть.)
Воспитатель рассказывает, что в зоопарке есть специальные люди, которые ухаживают за животными, кормят их, чистят их клетки.
- Хотите вместе со служителями зоопарка покормить обезьян?
- Сможете?
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о питании обезьян, умение ориентироваться в пространстве, тренировать мыслительные операции, развивать внимание, речь.
Дети садятся за столы по 4 человека. На середине стола находятся изображения 16 обезьянок.
Воспитатель рассказывает, что из домика, который находится внутри клетки, вышли пообедать 4 обезьянки.
- Возьмите себе по 4 обезьянки и положите перед собой.
- Как вы думаете, чем можно накормить обезьянок?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель рассказывает, что обезьяны едят фрукты, овощи, а сегодня у них на обед – бананы.
- Надо накормить своих обезьянок – дать каждой по - одному банану. Сколько бананов нужно, чтобы накормить твоих обезьянок? А твоим? Всем по четыре?
- Хватило ли каждой обезьянке по банану?
- Почему вы думаете, что хватило? (Потому что обезьянок – 4, бананов – 4, 4 и 4 – поровну.)
- Обезьянки не умеют считать и волнуются, хватит ли всем бананов.
- Что нужно сделать для того, чтобы сразу было видно, что обезьянок и бананов поровну? (Надо каждой обезьянке дать по одному банану)
Дети кладут около каждой обезьянки по банану. Молодцы!
3. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для преодоления затруднения под руководством воспитателя,
2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, закрепить умение детей ориентироваться в пространстве.
Слушайте, что случилось дальше. Из домика вышла еще одна обезьянка (кладет на середину каждого стола по 4 изображения обезьянок). Возьмите по одной.
- Служитель зоопарка интересуется, сколько стало обезьянок?
Дети начинают пересчитывать предметы хором, дотрагиваясь до каждого пальчиком и проговаривая «одна, две…». После числа 4 может возникнуть разнобой, так как некоторые дети еще не знают счета до 5.
- Смогли вы сосчитать обезьянок? (Нет)
- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как считать дальше).
- Кто знает, какое число при счете следует за числом 4?
Если в группе есть дети, которые правильно считают до 5, но не отвечают на поставленный вопрос, то воспитатель обращается непосредственно к ним, помогает ответить, хвалит за правильный ответ.
Если никто из детей не знает счета до 5, то воспитатель задает вопрос:
- Что нужно делать, если чего-то не знаешь, а очень хочешь узнать? (Надо спросить у того, кто знает).
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1) сформировать представление о числе 5;
2) сформировать опыт самостоятельного открытия нового знания и эмоционального переживания радости открытия;
3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.
Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос, после чего говорит, что при счете после числа 4 идет число 5. Дети вместе с воспитателем считают обезьянок, дотрагиваясь пальчиком до каждой: одна, две, три…. После этого обводят всех пересчитанных обезьянок и говорят: «Всего 5 обезьянок».
- Как получилось 5 обезьянок? (Было 4, пришла еще одна,и их стало 5.)
- Поровну ли теперь обезьянок и бананов? (Нет.)
- Кого больше?
- Как сделать так, чтобы обезьянок и бананов стало поровну? (Надо добавить еще 1 банан)
Воспитатель кладет на каждый стол по 4 изображения банана. Каждый ребенок отсчитывает по одному банану и кладет около обезьянки.
- Сколько бананов? (5)
- Как получилось 5 бананов? (Было 4, добавили еще один, стало 5)
- Теперь обезьянок и бананов поровну?
Воспитатель делает вывод: (обезьянок-5, бананов-5, 5и5- поровну)
5. Включение нового знания в систему знаний.
5.1. Физ. минутка
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию.
Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что обезьянки очень любят танцевать под веселую музыку.
- Хотите потанцевать вместе с ними?
Воспитатель включает бодрую, веселую музыку, и дети танцуют под нее. Воспитатель дает возможность двигаться совершенно произвольно.
5.2. Игра «Мячики для обезьян».
Дидактические задачи: закрепить умение считать в пределах пяти, тренировать мыслительные операции, анализ и сравнение, развивать внимание, речь, вариативность мышления.
Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что обезьянки, как и маленькие дети, очень любят играть. Их любимая игрушка - мячи.
- Хотите подобрать для обезьянок мячи?
- Сможете?
- Сколько мячей нужно взять для того, чтобы у каждой обезьянки было по одному мячу? (5)
Дети подходят к столу, на котором находятся карточки с изображением мячей. Карточек, на которых нарисовано 5 мячей, столько же, сколько детей. Кроме этого имеются карточки с 3 и 4 мячами. Карточки лежат вперемешку.
Выполнение задания проверяется у каждого ребенка. Предлагается отнести мячики обезьянкам - «Пусть поиграют».
Собираем вокруг себя. Обезьянки благодарят детей.
6. Итог занятия.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
Где вы сегодня побывали?
– Что полезное сделали?
Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они смогли накормить обезьянок, дать им мячики, потому что научились считать до 5.