Ольга Томарова
НОД с детьми подготовительной группы. Исследовательская деятельность по теме «Вода и ее свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
План – конспект непосредственной образовательной
экспериментальной игровой деятельности
Тема: Вода и ее свойства.
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Задачи:
1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
2. Уточнить и закрепить знания детей о значении воды;
3. Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
Публикация «НОД с детьми подготовительной группы, Исследовательская деятельность по теме „Вода и ее свойства“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
4. Учить обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
5. Активизировать словарь детей словами: лаборатория, стерильность, лаборант, исследование.
6. Воспитывать аккуратность при работе; умение работать в парах.
Предварительная работа:
1. Беседа с детьми о значении воды
2. Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ»
3. Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой
4. Чтение сказки «Путешествие Капельки»
5. Рассказ «Крошка Енот»
6. Беседа «Кому нужна вода»
Оборудование и материал: белые халаты на каждого ребенка, бахилы и белые колпаки, магнитная доска, магниты, схемы свойств воды, настой ромашки, куб, шар, пластмассовые стаканчики, картинки (по 1 штуке на стол, стаканы с молоком (по 1 штуке на стол, краски и кисточки (по 1 шт. на стол, таз, ведро, салфетки, ваза круглой формы, мультимедиа.
Ход игры:
Вводная часть
Артикуляционная гимнастика
Потянем ротик прямо к ушкам,
Ротик словно у лягушки.
Всем он улыбается,
Всем он очень нравится.
Загадка:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)
- А что такое глобус? (Глобус - это модель Земли.)
- А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)
- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны.)
- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (показать на глобусе)
- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?
(Синий цвет – это вода : моря, океаны, реки, озёра).
Мы сегодня с вами превратимся в ученых и будем проводить опыты по исследованию воды, ее свойств и проверим какими свойствами обладает вода.
Слайд «Водопад»
- А что вы знаете о воде? (ответы детей)
А бывает плохо.
Расскажи - ка мне, дружок.
Нет ли здесь подвоха?
Когда вода бывает хорошо, а когда плохо? (ответы детей).
Вывод: вода имеет очень огромное значение
Чтобы уточнить наши знания мы с вами отправимся в лабораторию.
- А что такое лаборатория? (ответы детей).
Слайд «Лаборатория»
- Лаборатория – это учреждение, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования.
Слайд «Лаборатория в горах»
- Наша лаборатория находится в море и так просто нам до нее не дойти. Как можно добраться до нее? (предложения детей. Подвести к самолету).
Слайд «самолёт»
Физминутка.
«Самолет» (под гул самолета)
Пролетает самолет, (смотрим вверх, провожая глазами самолет)
С ним собрался я в полет! (показывая себя. Руки сверху -вниз)
Правое крыло отвел– (правая рука в сторону)
Левое крыло отвел - (левая рука в сторону)
Я мотор завожу (руки согнуты перед собой «заводим» мотор)
И внимательно гляжу! (рука ко лбу)
Поднимаюсь и лечу, (имитирование полета вокруг себя)
Возвращаться не хочу! (имитирование)
Сели. Заглушите мотор.
Слайд «Лаборатория»
- Ребята, а чем лаборатория отличается от других учреждений? (ответы детей). В лаборатории проводят исследования, люди работают в специальной одежде, все стерильно. А что такое стерильность? (отчищенное помещение, без бактерий и микробов). И чтобы поддерживать эту чистоту надо надеть халаты, бахилы, колпаки.
- Пройдите к столам. У каждого на стульчике висят халаты. Оденьте, пожалуйста. Как вы заметили работать мы будем в парах, чтобы друг другу помогать.
- Все готовы?
- Хорошо! Можете присесть на стульчики.
- Ребята, а какие правила безопасности вы знаете при проведении опытов? (ответы детей).
Правила безопасности:
1. Действовать только под руководством взрослого.
2. Во время опытом надо быть аккуратными, наблюдательными, не отвлекаться.
3. По окончанию работы следует убрать свое место.
Работать мы будем в парах. Почему? (друг другу помогаем, обсуждаем, что бы каждый попробовал провести какой – ни будь эксперимент).
Молодцы!
Проверьте, все ли есть у вас на столах: пластмассовые стаканчики, картинка, стакан с молоком, краски, кисточка, салфетки. У всех все есть на столах?
Хорошо. Готовы? (да).
Начинаем исследовать воду.
Хорошо.
Основная часть (практическая)
Пальчиковая гимнастика
В гости к пальчику большому
(пальцы в кулаке, большой палец оттопырен)
Приходили прямо к дому:
(имитация ходьбы пальцами, изображение крыши над головой)
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
(показ соответствующих пальцев)
А мизинчик малышок постучался на порог.
Пальцы в кулаке, оттопырен мизинчик.
Постучать мизинчиками друг о друга)
Вместе пальчики друзья,
Друг без друга им нельзя.
(сжимание и разжимание пальцев в кулак)
1 опыт «Вода – жидкость» (текучесть)
Ребята, а вода льется или падает?
Возьмите стаканчик с водой и пустой стаканчик. Аккуратно перелейте воду в пустой стаканчик. Вода льется или падает? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью, а свойство текучести.
Слайд схемы №1
2 опыт «Вода не имеет форы»
Как вы думаете, вода имеет форму? (ответы детей).Проверим?
Посмотрите, что у меня в руках? (куб и шар). Какой формы куб? (квадратной). А какой формы шар? (круглой). А для того чтобы проверить какой формы вода, мы возьмем маленький стаканчик и наполним его водой. Перельем эту воду в большой стаканчик. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Слайд схемы №2.
- Прочитайте схему (вода не имеет формы).
3 опыт «Вода бесцветна» (прозрачность)
Ребята, а какого цвета вода? (прозрачная). А давайте проверим.
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (да). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? (ответы детей).
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.
Слайд схемы №3.
- Прочитайте схему (вода прозрачна).
4 опыт «Вода не имеет запаха»
Ребята, а вода имеет запах?
Перед вами стоят стаканчики. В одном – вода, а что в другом стаканчике? (настой ромашки). Правильно. Мы каждый день пьем настой ромашки, поэтому этот запах вам знаком.
А как вы думаете, если добавить настой ромашки в воду, вода будет иметь запах? (ответы детей). Проверим?
Проведите эксперимент.
Проверьте, есть запах или нет (ответы детей). И снова проверьте, есть ли запах у воды. У воды появился запах.
Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет и запах.
Слайд схемы №4.
- Прочитайте схему (вода не имеет запаха).
- Около нашей лаборатории есть маленькое озеро. Следующее наше экспериментальное исследование пройдет именно около озера. Проверьте свои столы. Все ли в порядке? Снимите халаты, колпаки, повесьте их аккуратно на спинку стульчиков.
Проходите ко мне.
Ставлю стул с тазом (озеро)
Гимнастика для глаз:
Мы у озера стоим,
Во все стороны глядим:
Вправо, влево, вверх и вниз
Посмотри и улыбнись.
Выше глазки поднимай,
Вверх смотри и не мигай.
Нарисуй глазами солнце,
Светит пусть оно в оконце.
Закрывай глаза, дружок,
Ночь шагнула на порог.
Утром снова открывай
Быстро – быстро поморгай.
5 опыт «Вода – зеркало» (отражает)
Подойдите ко мне.
Посмотрите в таз. Что вы там видите? (ответы детей).А свое лицо видите? (да) А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т. д.).
Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)
Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
Слайд №5.
- Прочитайте схему.
Молодцы!
Заключительная часть (подведение итогов)
Отойдите от стола.
Физкультминутка
Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? (да) Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
Молодцы!
Слайд со всеми схемами
Давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воде? (показываю схемы).
- Вы сегодня хорошо работали. Мне очень понравилось. Спасибо!
- Посмотрите на свои столы. Все в порядке?
- Снимайте халаты, бахилы, колпаки.
Звучит гул самолета.
Слайд «Самолет»
- Нам пора возвращаться. Самолет нас уже ждет.
- А гостям мы говорим… дети: «До свидания!»
«Улетаем» за двери зала.