Екатерина Прокопенко
Конспект занятия «В гостях у Бабы-яги»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В МУЗЕЕ «ДОМ ТЮРИНЫХ»
С ВОСПИТАННИКАМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №137»
«В гостях у Бабы Яги»
Подготовила:воспитатель первой КК
Прокопенко Екатерина Александровна
Воронеж - 2017 год
Форма: организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста во взаимодействии с материалами экспозиции музея.
Публикация «Конспект занятия „В гостях у Бабы-яги“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Цель: дополнить и разнообразить представления детей о русской народной волшебной сказке, актуализируя положительные и отрицательные стороны персонажа Бабы Яги.
Задачи:
1. Познакомить дошкольников с понятиями «музей», «экспонат». Объяснить, зачем и почему важно и нужно посещать различные музеи.
2. Поддерживать устойчивый интерес воспитанников к русской народной сказке, формировать ценностную ориентацию детей дошкольного возраста.
3. Способствовать развитию диалогической и монологической речи воспитанников через эвристическую беседу, а так же на основе составления описательного рассказа о Бабе Яге.
4. Развивать мышление, воображение, фантазию, двигательную активность детей, умение анализировать и систематизировать, выделяя наиболее значимое и существенное.
5. Способствовать «перекодированию образа страха», который часто вызывает у детей образ Бабы Яги в иной, не пугающий образ сказочной старушки.
Материалы и оборудование: музейный экспонат - ростовая кукла Бабы Яги, музейный экспонат – волшебный сундучок, магнитофон, корзина с ландышами, дидактический раздаточный материал, ватман и картинки для создания коллажа «Баба Яга», клубочки шерсти по количеству детей, предметы быта Бабы Яги, карточки с вариантами ответов.
Подготовительная работа: чтение детям русских народных волшебных сказок, в которых упоминается Баба Яга, беседы о данном сказочном персонаже, рассматривание иллюстраций, слушание песен о Бабе Яге. Рисование Бабы Яги и её избушки.
Воспитатель: Друзья, я поздравляю вас с успешным прохождением квеста. Знаю, что это было нелегко, но вы не испугались трудностей и справились со всеми заданиями. Что же вы нашли в королевстве?
Ответы детей.
Воспитатель: Открою вам секрет: эти ландыши у вас в руках не простые, а волшебные и они могут перенести нас из литературной авторской сказки С. Я. Маршака в сказку русскую народную. Хотите?
Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо, сейчас я произнесу волшебное заклинание, а вы слушайте внимательно и выполняйте всё, что услышите. Согласны? Начинаем.
Шорох-морох, шелест трав,
шепот затихает,
успокоен шумный нрав,
голос умолкает.
Чтобы сказка к нам пришла,
НАСТУПАЕТ ТИШИНА!
Цветком волшебным ты взмахнёшь
И тот час в сказку попадёшь!
Дети делают взмах цветком.
Воспитатель: Ой, ребята, куда же мы попали? Почему вы так решили? А какие предметы вокруг помогли вам догадаться? (воспитатель беседует с детьми о предметах в избушке Бабы Яги, например: пучки трав, старинная посуда, жаба, мышки и т. д.) Верно, мы в избушке Бабы Яги. А попали мы сюда для того, чтобы решить кто же на самом деле БЯ злая и вредная ведьма или добрая, но несчастная старушка. Предлагаю вам положить ваши волшебные ландыши в корзинку и присесть на стулья.
Воспитатель: Ребята, по-моему в избушке кого-то не хватает? Кого же? Конечно, мы пока не видели хозяйку избушки. Но, мы то с вами знаем, что Баба Яга- сказочный персонаж и появится она только тогда, когда мы с вами произнесём ещё одно волшебное заклинание. Для этого всем нужно закрыть глаза и медленно говорить: «Чёрный котик с печки брысь- Бабка Ёжка появись.» Запомнили? Тогда закрывайте глаза.
Дети закрывают глаза и произносят «заклинание». Воспитатель снимает покрывало с куклы Бабы Яги. (звучит фрагмент произведения М. Мусоргского «Баба Яга»).
Воспитатель: Ребята, перед нами не настоящая Баба Яга, а музейный экспонат и мы помним, что трогать руками можно не все экспонаты, поэтому давайте рассмотрим Бабу Ягу, не вставая со своих стульев. Посмотрите, во что одета БЯ? Какое у неё выражение лица? может вы заметили ещё что-то? А вы задумывались, почему старушку называют Ягой? Что значит Яга? Известны несколько версий. По одной из них имя Яга произошло от слова «ягать», то есть громко кричать, браниться. По другой версии «яга»-это тулуп мехом наружу. Возможно, что имя своё сказочная героиня получила от слова «яг», что значило лес.
Вижу, ребята, что вы немного утомились. Предлагаю поиграть. Согласны?
Игра «Баба Яга» (провести 2-3 раза):
Дети становятся в круг. В центре круга стоит водящий, который выполняет роль Бабы Яги. Ребята медленно идут, держась за руки, вокруг водящего и говорят следующие слова: «У леса, на опушке жила бабушка в избушке, на метле она летала…». Водящий заканчивает предложение, например: «Деток за уши хватала». Все игроки должны быстро прикрыть руками названную часть тела, а водящий должен коснуться того, кто не успел это сделать. Этот игрок становиться водящим.
Воспитатель: Друзья, прошу вас занять свои места. Предлагаю вам взять из под стульев карточки с цифрами. Сейчас нам с вами предстоит решить важную задачу и ответить на вопрос, который интересует всех детей. А если говорить честно, то и многих взрослых. В начале нашего волшебного путешествия я говорила, зачем мы попали к Бабе Яге. Кто из вас вспомнит?
Если дети затрудняются, то помогает воспитатель.
Воспитатель: Да, нам предстоит выяснить кто же такая Баба Яга и что нужно знать, чтобы «отправиться в гости к этой загадочной старушке?». Приступим? Возьмите под стульчиками карточки с цифрами. Они вам сейчас понадобятся. Я буду задавать вопросы и показывать вам картинки с вариантами ответов, а вам нужно поднимать карточку с цифрой, которая обозначает верный вариант ответа. Всем понятно?
1) Избушка БЯ находится: 1. на Северном полюсе; 2. в яблоневом саду; 3. в дремучем лесу.
2) Обувь БЯ? 1 лапти; 2. пуанты; 3. модные туфли.
3) За помощью к БЯ приходил: 1. Буратино, 2. Иван-царевич; 3. Красная шапочка.
4) Братца у сестры украли : 1. Гуси-лебеди; 2. Смешарики; 3. Фиксики
5) Для своих волшебных зелий БЯ использует? 1. сладкий медок; 2. разноцветные конфетки; 3. яркие поганочки.
6) Избушка БЯ стоит на: 1. козьих рожках; 2. куриных ножках; 3. гусиных лапках.
7) БЯ – это…: 1. маленькая девочка; 2. взрослая женщина; 3. старая бабушка.
8) Средство передвижения БЯ: 1. летающая тарелка; 2. ковёр-самолёт; 3. ступа с метлой.
9) В избушке с БЯ живёт: 1. чёрный кот; 2. серый заяц; 3. пёстрый попугай.
10) Напарник БЯ: 1. Кощей Бессмертный; 2. Снежная королева; 3. Карабас Барабас.
11)Для указания верного пути БЯ даёт Ивану Царевичу: 1. чудесное яблочко; 2. волшебный клубочек; 3. румяный Колобочек.
12) Место, где происходят все события русской волшебной сказки: 1. Тридесятое царство; 2. Славный город Воронеж; 3. Страна Чудес.
Картинки с правильными ответами воспитанники приклеивают на ватман (создают коллаж «Баба Яга»).
Воспитатель: Ребята, мы с вами немало времени потратили на изучение сказочного героя- Бабы Яги. Теперь мы знаем о ней почти всё. Скажите мне вы готовы ответить на вопрос : Кто же такая эта Бабка Ёжка? Кто считает, что она злая и вредная ведьма- поднимите карточку с цифрой 1. Те, кто думает, что это добрая, но несчастная старушка – поднимите карточку с цифрой 2. Если же вы согласны с тем, что БЯ может быть и злой и доброй – поднимайте карточку с цифрой 3.
Воспитатель делает вывод по итогам голосования.
Воспитатель: Друзья, в избушке БЯ есть волшебный сундучок, в котором она хранит свои чудесные вещицы. Я не удержалась и заглянула в него. Хотите узнать, что я там увидела? Там лежат 12 клубочков и какая-то записка. Мне кажется, нам стоит её прочесть, согласны со мной?
Воспитатель достаёт записку из сундука и читает её:
«Здравствуйте, дорогие мои цветочки группы «Полянка» детского садика 137. Узнала я, что вы в гости ко мне придёте и просто с ног сбилась – готовилась к нашей с вами встречи. Печку побелила, кота накормила, паутину да пыль вымела. Давненько гостей у меня не было. Спасибо вам, ребятушки, что не забываете старушку Ягу. Я бабуся добрая, справедливая и щедрая. Хочу наградить вас за ваш ум, доброту, ловкость и умение дружить. Приготовила я вам подарочки - Волшебные клубочки. Если вдруг случится у вас настроение грустное, хоть плачь, – возьмите в ручки мой подарок, покатайте его в ладошках, закройте глазки и вспомните что-нибудь очень весёлое. Волшебный клубочек дурное в себя спрячет, а вам подарит радость, счастье и любовь. До новых встреч, милые мои, в русских народных волшебных сказках.»
Воспитатель: Вы сидите на местах, я клубочки вам раздам. Загостились мы у Бабы Яги, пора нам возвращаться. А для этого нам подарок Бабки Ёжки пригодится. Зажмите клубочек в ладошках и повторяйте за мной:
Держи клубочек крепко свой
Он укажет путь домой.
Глаза закрой и повернись
В музее снова очутись!
Вот мы и вернулись. Понравилось вам сегодняшнее путешествие в сказку? Интересно было побывать в музее? Хотели бы вы снова пойти в музей? В Воронеже много других музеев, которые можно и нужно посетить. Надеюсь, что посещение музеев станет доброй традицией в ваших семьях.