Светлана Салангина
НОД «Русская береза» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Русская береза» старший дошкольный возраст.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Цель: воспитание патриотических чувств.
Задачи:
* прививать любовь к родной природе, Родине;
* уточнить и расширить представления детей о березе.
*развивать речь, память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
* пробуждать в ребенке желание изучать русскую культуру, историческое прошлое России, народное творчество.
Публикация «НОД „Русская береза“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
*Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека.
* Формировать осознанное отношение к природе, желание беречь и охранять её.
Предварительная работа:
• чтение сказки «Как березка зверей лечила»
• беседа о Великой Отечественной войне, друзьях и вредителях леса, лечебных свойствах березы
• знакомство с разными видами деревьев
• рассматривание репродукций русских художников-пейзажистов
• рисование березки
• разучивание стихотворений, песен, хороводов, дидактических и народных игр, закличек, звенелок, веселок, считалок о березе
• словарная работа
Оборудование: компьютер.
Материал - слайды (береза, война и березка, Мемориалы Славы, музыкальное сопровождение, атрибуты к играм, "скатерть - самобранка", кувшин с березовым соком, листы бумаги – А4, простые карандаши.
Воспитатель: С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром, склоняясь, растет!
(слайд - березка)
Красавицей русских лесов называют березку, о березке сложено много песен стихов, былин, преданий создано много живописных картин. Береза - это символ и гордость русского народа.
1 ребенок: (звенелка)
Под березкой лесной
Колокольчик голубой
Звонко, весело звенел,
Свою песенку он пел:
Динь-дилень, динь-дилень
Я звоню целый день!
2 ребенок: Слушай, нашу песенку,
Березонька любимая!
Мы тебе желаем
Быть всегда красивой!
Хоровод «Во поле березонька стояла»
Воспитатель: березкой мы любуемся, поем ей песни, водим хороводы. А ведь она еще помогает с бедой справиться. В истории нашей Родины немало трагических событий. Русь защищалась от многочисленных завоевателей, одерживала победу. Одержали мы Победу и в Великой Отечественной войне. И здесь белоствольная березка давала силу нашим бойцам.
(показ слайдов "Война и березка")
Я в бою столкнулся с нею –
С берёзой на Смоленщине…
Я к ней приполз – мне было на нее
Взглянуть хоть перед гибелью охота!
…Берёза, ты – дыхание и стать!
Я углядел в тебе черты России.
“Россия, ты пришла…” – успел сказать
И выдохнуть: “В атаку!” – обессилев.
Сколько раз осколки били в каску,
Но живым я вышел из огня:
Верил я не в присказку, не в сказку,
А в березку, ждущую меня.
Звучит песня «Священная война» муз. А. Александрова сл. В Лебе
В годы войны березка была символом непобедимой России. Она стояла напоминала матерей, жен, сестер. Воины погибали за Родину и. русскую березу. Над могилой погибших воинов, в России существует издавна обычай, сажать березу, чтобы их жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве.
Стоят три березки у Вечного огня в любом уголке России.
(показ слайдов Мемориалов Славы)
Но, где бы не росла березка, она приносит людям радость. Может исполнить желание. Только к ней надо крепко-крепко прижаться и тихо-тихо прошептать заветные слова (попросить силы, здоровья, ума и т. п.). Конечно, желание не исполнится сразу - в сей же час как в сказке, но если очень постараться, то обязательно все так и будет.
Ребята, у березки есть друзья - это мы с вами, а в лесу ее охраняет лесничий - сторож леса. Как вы думаете, есть ли враги у березки? (ответы детей - жуки, гусеницы, тля).
Воспитатель:
Поскорее в круг вставайте,
По считалке выбирайте
Лесного друга смелого,
Отважного, умелого.
Чтобы мог проворным быть-
Березку нашу защитить!
Игра «Враги и защитники леса».
Дети встают в круг, один из детей по считалке выбирает водящего.
Считалка: Лес нам надо охранять,
Это каждый должен знать!
Сосчитаю: раз, два, три –
Доктор леса будешь ты!
Ход игры: Доктор леса «дятел» стоит в сторонке. Остальные дети жуки-короеды. Они расположились в «лесу» как у себя дома и громко хвалятся:
Мы – обжоры короеды!
Мы жуки наводим страх
На деревья и кусты.
Нас поймать попробуй ты!
Дятел-водящий догоняет жуков, кого поймает – с помощью волшебных слов «превращает в друзей леса» :
Короед покружись, в друга леса превратись.
После чего, они вдвоем догоняют короедов и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока не останется ни одного жука-вредителя.
Воспитатель: У березки нет врагов
Прожорливых и злых жуков.
И мы на радостях попляшем
В хороводе дружном нашем.
В круг березоньки пойдем,
Песню для нее споем.
Дети исполняют хоровод «У березки мы попляшем»
1. Все мы веселы, здоровы
И пришли к березке снова, идут по кругу
Чтоб спасибо ей сказать, тарелочки
Для нее потанцевать. топотушки
2. У березки мы попляшем пружинки
И платочками помашем.
Громче музыка играй! притопы
Веселее запевай! хлопают в ладоши.
3 ребенок (веселка) :
Рада, рада, рада белая береза.
У нее от радости вырастают розы.
Воспитатель: Смотришь на березу и слышишь песни, хороводы, игры, звуки гармошки и балалайку. Береза воистину крестьянское дерево.
Проводится русская народная игра.
Игра «Золотые ворота».
Ход игры: на земле рисуется маленький кружок, в его центр втыкают ветку березы; дети разбиваются на пары, встают друг за другом, поднимая руки вверх, образуют ворота; один участник, оставшийся без пары – водящий; он идет в «золотые ворота» и ребром руки разбивает одну из пар. Дети поют:
В золотые ворота проходите, господа!
Первый раз прощается, второй раз запрещается.
А на третий раз не пропустим вас!
Дети, руки которых разъединил водящий, бегут в разные стороны к кружку. Первый, выдернувший ветку, идет в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим.
Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что березка умеет не только веселить людей, но и лечить. Я предлагаю вам нарисовать схему - лечебные, полезные свойства березы. (дети рисуют схему)
Воспитатель. Жарко березке в летний, знойный день. Хочется березке водицы испить. Давайте, позовем дождик.
Закличка: Дождик, дождик, не зевай!
На березку поливай
И на травку, на грибочки
И на летние цветочки!
Воспитатель: Дети тоже захотели пить. К удивлению дошколят появилась скатерть-самобранка с кувшином прохладного березового сока.
Дети угощаются целебным напитком. Каждый говорит о соке и березе доброе слово. Подходят к березке, кланяются ей до земли, машут на прощание рукой:
До свидания, березка!
До свидания, прощай!
Ты без нас, краса-березка,
На лужайке не скучай!