Галина Фролова
Проект «Путешествие в прошлое вещей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеобразовательного вида № 31».
«Голубая стрела»
Тема проекта :
“ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ВЕЩЕЙ”.
Руководитель: воспитатель МБДОУ «ДСОВ №31»
Фролова Галина Ивановна
Г. Туапсе 2020г.
Срок реализации: 1 занятие
Участники проекта : дети старшей группы, педагог, родители.
Публикация «Проект „Путешествие в прошлое вещей“» размещена в разделах
Ресурсное обеспечение проекта : Фотоматериалы из цикла «В мире старых вещей», «Человек и окружающий мир», «Путешествие в старину» Автор С. С. Кузнецова; иллюстрированный материал «Я и предметный мир» (плакаты, открытки, рисунки детей);картотека настольно-печатных игр на тему «Предметы»;стихи, пословицы и поговорки – картотека.
Проект «Путешествие в прошлое вещей»
Составила проект : Фролова Г. И.
Тип проекта : групповой, краткосрочный, исследовательски – творческий
По характеру участия ребенка: ребенок – участник общения
По характеру контактов: в контакте со сверстниками и с другими людьми
По количеству участников: коллективный
По продолжительности: краткосрочный
Планируемый результат: Повышение уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о старинных предметах быта.
Этап 1. Постановка проблемы, цели, задач.
Мотив.
«Не навреди!» - одна из заповедей человеческой жизни. Воспитание маленьких дошкольников в духе ценностей к предметам прошлого, нашего культурного наследия – одна из сторон воспитания в детском саду. Любовь, понимание и забота к окружающему. Эти чувства целесообразно воспитывать именно в дошкольном детстве.
Как показывает диагностическое обследование
• Большинство современных детей редко обращают внимание на предметы старины.
• Ребенок не знает, что можно делать с ними, каково их предназначение
• На сегодняшний день далеко не все семьи рассказывают об истории развития техники, предметов обихода, какими они были несколько лет назад.
К сожалению, мы часто забываем о том, что планета Земля – наш общий дом. Каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Бывает обидно, когда в наш безумный век скоростей, вечно куда-то спеша, мы забываем посмотреть вокруг себя, чтобы заметить истинную ценность предметного мира, как результата развития человечества. По вине человека многие ценные вещи прошлого бывают бездумно выброшены на помойку. А ведь можно организовать выставку в детском саду, например, часов, телефонов, зеркал и т. д
Посещая дошкольное учреждение, дети учатся любить и ценить то, чем они пользуются ежедневно, предметы обихода, одежду, игрушки, технику. Этому уделяется большое внимание, начиная с младшего дошкольного возраста, знакомя с правилами безопасного поведения.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственной позиций личности.
Постановка проблемы:
У детей недостаточно знаний об истории предметов обихода, развитии техники, какими они были несколько лет назад; что любая вещь создана трудом многих людей; что предметы имеют прошлое, настоящее и будущее
Актуальность.
Каждый день мы пользуемся огромным количеством различных вещей, не задумываясь о том, что каждая из них прошла определенный путь, зачастую длительный, прежде чем обрела привычные для нас характеристики и внешний вид. Мысль человека не стоит на месте, предметы обихода и вещи претерпевали существенные изменения, подлаживаясь под потребности человека, ритм его жизнедеятельности, привычки. Идея данного проекта возникла спонтанно, и продиктована, прежде всего, живым интересом детей подготовительной группы к тем вещам, которыми пользовались их родители, бабушки и дедушки. Так, читая рассказы, дети узнали, что раньше телевизоры были черно-белыми, показывали только две передачи и переключались с помощью специальной ручки, расположенной на корпусе телевизора. Данный факт очень удивил и позабавил детей. Вскоре после этого, мы рассматривали иллюстрации в книге К. И. Чуковского «У меня зазвонил телефон…» и увидели телефонную будку, я рассказала детям о ее предназначении. Ребятам было трудно представить себе, что у людей не было мобильных телефонов. Далее последовали вопросы о том, какими были в моем детстве часы, одежда, чайник, автомобили и другие предметы обихода, вещи. Таким образом, мы подошли к необходимости провести небольшое исследование о прошлом обычных вещей
Цель проекта.
Обогащение представлений детей об истории предметов обихода.
В соответствии с поставленной целью основные задачи проекта :
Задачи:
Обучающие
1. Узнать, как выглядели и использовались обычные вещи в прошлом;
2. Обогатить словарный запас детей новыми словами, имеющими отношение к прошлому обычных вещей.
Развивающие
1. Развивать самостоятельность и познавательную активность детей;
2. Нарисовать вещи, которые использовались в прошлом;
3. Вовлекать родителей в образовательную деятельность;
4. Составить описательный рассказ о свойствах и характеристиках вещей в прошлом.
Воспитательные
1. Воспитывать бережное отношение к вещам, их истории;
2. Воспитывать интерес к прошлому нашей страны и мира.
Ожидаемый результат:
• Повышение уровня знаний детей об истории предметов быта;
• Проявление познавательных способностей, интереса и стремление к творческой деятельности;
• Повышение детской, родительской и педагогической компетентности в вопросах истории возникновения предметов и вещей.
Второй этап. Подготовительный этап.
1. Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.
2. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.
3. Подборка фотографий, литературы.
Реализация проекта в разных видах деятельности
Образовательные
области Формы м методы реализации проекта
Познавательное развитие Беседы с детьми на темы:
«Жилище людей в древние времена»;
«Одежда людей в древние времена»;
«Использовании огня для приготовления пищи»;
«Способы передачи информации в прошлом»;
«Домашняя работа в прошлом и использование
бытовых приборов в быту»;
«Способы передвижения»;
«О первых куклах»;
«О первых лодках»;
«О первых книгах».
Дидактические игры
«Угадай по описанию», «Что появилось раньше?» «Если бы электричество исчезло?», «Прошлое и современное»;
Просмотр мультимедийной презентации «Вещи из прошлого»
Рассматривание иллюстраций
«Жилище»,
«Электрический ток. Бытовые приборы», «Куклы наших предков», «Гужевой транспорт», «Средства связи», «Часы», «Лодка», «Книга», «Одежда и обувь»;
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевая игра:
«Семья», «Приготовим обед», «Мамины помощники»
Ситуативная беседа
«Расскажи по другому», «Я начну, а ты продолжи», «Что мы бы делали без газа и электричества», «Как бы мы жили без интернета», «Современные средства связи»
Речевое развитие Беседа
«Как я помогаю дома», «Какие бытовые помощники используются дома», «Как бы мы жили без гаджетов»
Загадки
«Угадай что за предмет»
Просмотр фрагментов любимых сказок Проведение игры
«Логические цепочки»
Художественно-эстетическое развитие Чтение и обсуждение народных сказок
«Как муж дома хозяйничал», «Колосок», «Морозко», «Волшебная дудочка», «Крошечка –Хаврошечка»;
Рисование
«История создания предметов», «Изба»;
Лепка
«Самовар»;
Аппликация
«Свеча»;
Изготовление традиционных тряпичных кукол;
Третий этап. Заключительный.
• Презентация детьми совместных с родителями исследований «Путешествие в прошлое вещей»;
• Оформление выставок из детских поделок, рисунков.
Взаимодействие с социумом.
Создание консультаций для родителей «Мы изучаем прошлое, зачем это нужно»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Игра — путешествие в прошлое жилища и бытовых предметов. Старшая - подготовительная группа
Программные задачи:
• Углубить знания детей об истории жилища. Научиться ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшить свое жилище
• Закрепить знания детей о бытовых приборах и их усовершенствовании.
• Воспитывать интерес к увиденному, многообразному миру. Воспитывать любовь к труду.
Материал:
• Макеты: пещеры, шалаши деревянного дома, макет русской избы (печь, скамейки, прялка, половики, ступки, ухват, кочерга, чугун).
• Картины жилищ и бытовых приборов. Простой карандаш и лист бумаги.
Методы и приемы:
Словесный — беседа, рассуждения, рассматривание, худ. слово: загадка.
Наглядный — макеты жилища, картины жилищ людей других наций.
Практический — рисование домов.
Ход:
Ребенок подходит к воспитателю и говорит:
- Галина Ивановна смотрите мне папа подарил новый телефон и смарт часы.
Воспитатель: Здорово! Как же хорошо живется в 21-ом веке. Ребята, а какая бытовая техника есть у вас дома?
Ответы детей…. Микроволновка, холодильник, телефон, стиральная машина
Воспитатель: А какие ваши любимые блюда, напитки?
Ответы детей…. Йогурт, кока-кола, мороженное, киндер сюрпризы.
Воспитатель: Давайте с Вами поиграем! А какие ваши любимые игрушки? Принесите мне ваши любимые игрушки?
Дети приносят игрушки… (посудка детская, куклы, Лего)
Воспитатель: Ребята как здорово! А вы любите заниматься спортом? Какой спорт инвентарь у вас есть?
Ответы детей. Скакалка, гантели.
Воспитатель: Дети а знаете, что все перечисленное вами состоит из пластика?
Ответы детей…
Воспитатель: А вы знаете куда это потом девается использованный пластик?
Многие люди когда ходят в поход, бросают мусор (пластиковые бутылки от воды, обертки от шоколадок и конфет) прям в лесу. Когда у нас дома ломается техника мы вывозим на мусорку.
Воспитатель читает стих.
Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей, возле тополька,
Воду пью из родника.
Где-то дома, у метро,
Пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.
Если деньги накопить,
Можно многое купить,
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Но нельзя купить россу,
Птичье пение в лесу.
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.
Играет мелодичная музыка с птицами, потом птицы замолкают и воспитатель спрашивает: Дети а вы хотите попасть в прошлое?
Сегодня мы с вами отправимся в музей, чтобы совершить путешествие в прошлое жилища.
Мы узнаем, где живут сейчас; на чем готовили еду раньше и теперь.
Почему человек всегда благоустраивал свое жилище.
Воспитатель: Дети вы знаете какие бывают дома? Из чего состоят?
Ответ детей:
Воспитатель: да все правильно! Шло время — появились инструменты, люди научились обрабатывать дерево. И человек понял, что из дерева можно сделать множество разных предметов (дома, дачи, мебель и т. п.)
В нем есть и окна, и двери, и крыша, и печь.
Очень холодно зимой на севере Канады. В этом краю живут в своих иглу эскимосы.
Иглу — это домик. Он построен их снежных глыб. В иглу все из снега: и лежанка и мебель. А вместо стекол льдинки.
• Это домик — юрта. Она нужна монгольским пастухам. Они пасут скот сегодня — здесь, а завтра — там. Разберут свои складные домики юрты, погрузят на телегу и поехали.
• А это бамбуковые дома. Такие можно увидеть во Вьетнаме. В этих домах все из бамбука, а крыша из листьев бамбука.
• Это яранга — жилище чукчей. Это дома из шестов, покрытые оленьими шкурами. В железной печурке трещит огонь, где варится оленина.
А теперь игра «Назовите профессию строительную» (в кругу с мячом).
Варианты: бульдозерист, архитектор, слесарь, электрик, крановщик, маляр, штукатур, плотник, сантехник, жестянщик, сварщик, стекольщик, стропольщик.
Воспитатель: Дети, мы с вами много читали о том, что есть люди других национальностей, у них свои жилища и строят они их в зависимости от климатических условий в которых они живут, рассматривали и картинки в книжках.
Почему в деревнях люди строят маленькие деревянные дома, а в городах многоэтажные?
Потому что в городах живет много народа, а в деревнях мало.
Подойдите к столу и возьмите картинки тех жилищ, о которых вы знаете и хотите рассказать.
Удобен деревянный дом, но все же люди не остановились на этом и в больших городах люди строят многоэтажные дома.
Почему в деревнях люди строят маленькие деревянные дома, а в городах многоэтажные?
• Потому что в городах живет много народа, а в деревнях мало.
Воспитатель: Давайте мы с вами познакомимся с инвентарем русского дома
Воспитатель: Символом русской избы является русская печь.
Ребята, а меленьким детям можно пользоваться печкою без присмотра родителей?
Ответ детей: Нет.
Знакомство с русской избой. В русской избе все деревянное: пол, стол, скамейка и т. д.
• А это кадка, в ней люди мочили яблоки, солили огурцы и капусту. А что это за старинный предмет?
• Прялка. Люди пряли шерсть и вязали из нее носки и варежки.
• А это?
• Половики. Люди в старину сами их ткали, а теперь у нас на полу лежат красивые ковры.
• А для чего нужна печь в доме?
Воспитатель: Чтобы было тепло, уютно. Раньше в печи готовили все! Грели воду, варили супы, пекли пироги!
Смотрят инвентарь для приготовления в печи.
• В печи готовили еду и себе, и домашнему хозяйству. Сушили одежду и обувь, ягоды и грибы, рыбу.
На печи можно было спать. Там есть лежанка.
• А сколько много забавных историй рассказано на русской печи, сказок. Дети любили наблюдать за работой родителей, глядя на них с печи.
А уж когда заболеет кто-нибудь, ложились на лежанку и грелись, лечились от простудных заболеваний.
Ребята а какие сказки вы помните о русской печке, назовите их?
• Жихарка, По щучьему велению, Трое из Простоквашино и т. д.
Есть много пословиц и поговорок о печи какие вы помните?
• «Мала печка, да тепленька», «Хорошая печь — гордость печника и хозяина», «Что есть в печи — на стол мечи».
В нашем музее есть печь.
Воспитатель Татьяна нам расскажет и покажет, как правильно топить печь.
• Сначала надо открыть трубы и заслонку. Взять дрова и положить их в печь «колодцем». Взять чугун и ухватом поставить его в печь. А чтобы быстрее сварились щи да каша, нужно помешать угольки.
Воспитатель:А теперь давайте вспомним на чем готовил еду первобытный человек?
Дети: На костре.
Воспитатель: Да, поэтому мясо, которое они жарили на костре, было черным, подгорало и было неприятное на вид.
Шло время, человек стал пользоваться печкой. Но в печь шло много дров, она занимала много места в доме. И люди изобрели керосинку.
• А из чего получают керосин?
• Из нефти.
Во внутрь наливают керосин, поджигают, ставят кастрюлю на подставку. Быстро и удобно. Когда я была маленькой, то моя мама готовила еду вот на такой керосинке. Шло время, менялись бытовые приборы для приготовления пищи. Отгадайте мою загадку и вы узнаете на чем я дома готовлю еду.
Загадка:
«Четыре синих солнца
есть у меня на кухне,
четыре синих солнца
горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины
До завтра солнца не нужны»
(Газ. плита)
Да, я дома готовлю еду на газовой плите.
Вот как совершенствовалось жилище человека и вместе с ним совершенствовались бытовые приборы.
Кто знает, может быть, пройдет время, вы станете взрослыми и кто-нибудь из вас изобретет новый бытовой прибор или построит необычный дом.
Посмотрите какой за время нашей экскурсии испекся в нашей русской печи!
Угощают детей пирогом.