Ольга Яблонская
НОД «Путешествие по русским народным сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение знаний дошкольников о русских народных сказках через включение их в разнообразные виды деятельности.
Задачи: - вспомнить с детьми русские народные сказки, их название и содержание; - развивать умение обыгрывать спектакль, сосредоточивать внимание на происходящем; - воспитывать интерес к народному творчеству.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним, пересказ сказок, беседы по сказкам.
Публикация «НОД „Путешествие по русским народным сказкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Материал: иллюстрации к русским народным сказкам, «волшебная лампа», сказочный «теремок», маски-шапочки к сказке «теремок», две переносные доски с листами для рисования и маркерами, музыкальное сопровождение.
1. Вводная часть. Психоэмоциональный настрой.
Включается сказочная музыка. Дети входят в группу, садятся на стульчики. Воспитатель обращает их внимание на столик, на котором что-то стоит укрытое салфеткой. – Дети, посмотрите, что это здесь стоит? (открывает салфетку, выключается свет, включается гирлянда, намотанная на настольную лампу). Это волшебная лампа, она может перенести нас в сказку (музыка выключается).
2. Игровая мотивация.
– Вы хотите побывать в сказке? А вы любите сказки? – Люди сочиняют сказки, чтобы рассказать их детям, учить в жизни различать добро и зло. Сказки русский народ любил всегда. Часто вечерами в избе при свече, дети слушали бабушкины сказки. Они всем хорошо понятны, ведь в них говорится о стремлении человека к счастью, доброте, дружбе, осуждают жадность, зависть, трусость. В сказке очень часто к имени персонажа добавляется еще одно слово, его характеризующее. Например, лисичка-сестричка, хитрая лиса, лиса плутовка. – Чтобы побывать в сказке нужно знать их. Вы хотите проверить, знаете ли вы сказки?
3. Основная часть. Сказочные загадки.
– Я буду называть имя персонажа, а вы подбирать к нему характеризующее сказочное слово :
Петушок (золотой гребешок, Зайчишка (трусишка, Мишка (косолапый, Зайка (побегайка, Волчок (серый бочок, Мышка (норушка, Лягушка (квакушка).
– Молодцы, дети. Сказки учат отличать добро от зла, хорошее от плохого. А знаете ли вы, чем все сказки похожи? В каждой сказке побеждает добро. Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Давайте вспомним сказки, какие вы знаете? А чтобы вам было легче их вспоминать, я вам загадаю загадки-подсказки.
1. Сидит в корзинке девочка у мишки за спиной. Он сам того не ведая, несет ее домой. («Маша и медведь») – Что говорила Маша, когда медведь хотел сесть на пенек, съесть пирожок? (Вижу, вижу) – Кто прогнал медведя из деревни? (собаки)
2. Помогла нам яблонька, помогла нам печка, помогла хорошая голубая речка. Все нам помогали, все нас укрывали, к матушке и батюшке мы домой попали. («Гуси-лебеди») – Кто унес братишку? (гуси-лебеди) – У кого просила девочка помощи? (у яблоньки, у печки, у речки)
3. Зайку выгнала лиса. Плачет зайка «Вот беда!» Пес, медведь и петушок помогали зайке. Вот! («Заюшкина избушка») – Какую избушку построила лиса? (ледяную) – Что случилось с избушкой весной? (растаяла) – Кто выгнал лису из избушки зайца? (петух)
4. Рассматривание сказочных иллюстраций.
– А по иллюстрациям вы узнаете сказки? (Показ иллюстраций из сказок, дети отгадывают.)
5. Физминутка.
– Дети встаньте, сейчас мы с вами отдохнем. (музыкальное сопровождение) Тень, тень потетень, выше города плетень (руки вверх) Сели звери под плетень (присели) Похвалялися весь день. (встали) Похвалялася лиса: «Всему свету я краса!» (руки под подбородком, повороты головы в стороны) Похвалялся зайка: «Пойди, догоняй-ка!» (руки «лапками», прыжки) Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!» (поглаживание плеч и рук) Похвалялся медведь: «Могу песни я петь!» (руки вперед и в стороны, топтание с ноги на ногу)
6. Драматизация сказки «Теремок».
– Молодцы, сказки вы знаете и готовы побывать в сказке. – Дети, давайте подойдем к волшебной лампе (звучит сказочная музыка). Закройте глаза и протяните к ней руки. Глубоко вдохните и выдохните. Волшебная лампа дарит волшебную силу. С ее помощью можно превратиться в сказочных героев. Еще раз глубоко вдохните и выдохните (детям одеваются шапочки, музыка выключается).
– Открываем глаза. Некоторые дети превратились в сказочных персонажей и я хочу вас пригласить в сказку (музыка включается).
– Все мы знаем, все мы верим: есть на свете чудо терем (закрываем глаза, кружимся). Терем, терем, покажись, покружись, остановись! К нам лицом, и окошком, и крыльцом. (музыка выключается)
– А вот и теремок. Давайте сядем и посмотрим, что будет дальше. Слышите, кто-то бежит по дорожке к теремку?
Мышка: Я маленькая мышка, я по лесу брожу, ищу себе домишко, ищу – не нахожу. Тук-тук! Пустите меня!
– Никто мышке не ответил. Стала мышка жить в теремке. Слышите, дети, кто-то еще бежит к теремку.
Лягушка: Тук-тук-тук! Открывайте дверь!
Мышка: Кто там?
Лягушка: Это я, лягушка-квакушка! Пустите меня в теремок!
Мышка: А что ты умеешь?
Лягушка: Я знаю много сказок. А вы? – Мы тоже знаем много русских народных сказок, давайте вспомним названия некоторых сказок. В первой сказке были дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и еще кто-то. Ну, они ее и вытащили. Как называется эта сказка? Кого из героев я не назвала? И что же они вытащили? («Репка»)
Вторая сказка : Деда там не было. Старик только со старухой. А еще заяц, лиса, еще кто-то и медведь. А лиса его съела. Как называется сказка? Кого из героев я не назвала? Кого съела лиса? («Колобок»)
Третья сказка : В ней кто-то пришел к зайцу и остался жить у него. Медведь, волк и собачка гнали ее, гнали и не смогли выгнать. А вот он выгнал. Как называется сказка? Кого из героев я не назвала? Кого выгнал петух? («Заюшкина избушка»)
Мышка: Заходи. – Стали они вдвоем в теремке жить. Кто-то еще к теремку скачет. Да это же зайка.
Заяц: Тук-тук!
Мышка: Кто там?
Заяц: Я – зайка-побегайка.
Лягушка: А что ты умеешь?
Заяц: В игры играть, давайте все вместе поиграем (дети встают и выполняют с зайцем движения) :
По лесной лужайке разбежались зайки, (прыгают) Вот такие зайки, зайки-побегайки. Сели зайчики в кружок, роют лапкой корешок, (присели) Вот такие зайки, зайки-побегайки.
Лягушка: Заходи!
– Вот их в тереме стало трое. Мышка ватрушки печет, лягушка по воду ходит, а зайка им песни поет. Вдруг слышат: кто-то бежит к теремку.
Лиса: Я – лисичка-сестричка.
Мышка: А что ты умеешь делать?
Лиса: Я умею рисовать.
– А мы тоже умеем рисовать героев наших любимых сказок. И сейчас одного из героев нарисуем. Кого вы будете рисовать, узнаете из загадки.
На сметане мешан, на окошке стужен, Круглый бок, румяный бок. Покатился…. (колобок)
– Правильно, вы будете рисовать Колобка. Но рисовать будете двумя командами, каждая своего колобка. Послушайте как. Команды строятся в 2 колонны. Первый участник рисует голову, 2 участник – ножки, 3 участник – ручки, 4 участник – глазки, 5 участник – носик, 6 участник – дорожку, по которой катится колобок.
(Листки для рисования прикреплены на досках, рядом лежат маркеры.)
– Молодцы, интересные колобки у нас получились. Ну что, лягушка, пустите вы лису в теремок?
Лягушка: Заходи.
– Стали они жить вчетвером. Вдруг слышат: сучья трещат, медведь идет.
Медведь: Тук-тук! Пустите меня в теремок!
Мышка: Кто там?
Медведь: Мишка-медведь!
Лягушка: А что ты умеешь?
Медведь: Я умею танцевать. Топ-топ-топ-топ!
– Давайте, дети, поможем медведю, научим его танцевать (дети встают в круг, включается музыка, дети исполняют музыкальную игру-танец «Колобок»).
Лягушка: Заходи медведь.
– И стали они жить поживать и добра наживать.
7. Заключительная часть. Обобщение.
– Вот и закончилось наше путешествие в сказку «Теремок», наше путешествие по сказкам.
– А теперь подойдите к лампе (включается сказочная музыка). Глубоко вдохните и выдохните, чтобы превратиться в детей (снимаются с детей шапочки, музыка выключается). Сказка закончилась, но благодаря волшебной лампе у нас останутся сила и мудрость, которые мы приобрели во время путешествия.
– О чем мы сегодня говорили? Кто сочинил эти сказки? – Я не зря вам говорила, что наша лампа волшебная. Посмотрите, что произошло за время нашего путешествия? (достаю из-под салфетки под лампой блюдо с конфетами). Произошло волшебство и появились сказочные конфетки (дети берут конфеты, включается музыка). – В мире много сказок грустных и смешных. И прожить на свете нам нельзя без них. Пусть герои сказок дарят нам тепло. Пусть добро навеки побеждает зло.