Людмила Нестерова
НОД «Путешествие капельки» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Развивающие задачи:
- формировать представление о круговороте воды в природе;
- развивать умение самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи;
Обучающие задачи:
- закреплять и расширять знания об окружающем мире, его экологической системе;
Воспитывающие задачи:
- воспитывать бережное отношение к воде, экологическую культуру.
Материалы:
• Картинка, изображающая круговорот воды в природе;
• Чайник;
• Стекло;
Публикация «НОД „Путешествие капельки“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Старшая группа
- Темочки
• Капельки из цветного картона;
• Полоска голубой ткани;
• Голубые ленточки.
Методические приемы:
1. Художественное слово;
2. Проведение опытов;
3. Подвижная игра;
4. Беседа с детьми;
5. Вопросы к детям.
Предварительная работа:
Наблюдение за облаками, дождём, состоянием природы после дождя. Чтение художественных произведений о воде. Прослушивание музыкальных произведений: А. Филиппенко «Дождик», А. Александрова «Дождик накрапывает», Н. Кувшинникова «Гроза».
Дидактическая игра «Путешествие капельки», экспериментирование с водой.
Индивидуально – дифференцированный подход:
Побуждать детей с низким уровнем развития к деятельности с помощью вопросов, действий, поручений. Побуждать робких и застенчивых детей включать в коллективные игры. С более высоким уровнем развития побуждать на более сложные поручения, задания, побуждать к творчеству и самостоятельности.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, посмотрите на глобус, который в точности повторяет Землю, где мы с вами живём. Какого цвета на нём больше всего?
Предполагаемые ответы детей: Голубого, синего.
Воспитатель: Правильно, больше всего на нём голубой краски, а голубым цветом на картах изображают воду. Вода и жизнь всегда рядом. Там, где есть вода, там есть и жизнь.
Воспитатель: А для чего человеку нужна вода?
Предполагаемые ответы детей: Мыть руки, полы, стирать, пить и т. д.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, а где живут капли воды в нашей группе?
Предполагаемые ответы детей: В умывальнике, в туалете, где моют посуду, в уголке природы, в чайнике и т. д.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Давайте это проверим и совершим для этого путешествие по нашей группе. Где есть вода, туда будем наклеивать капельки.
Предполагаемые ответы детей: Помощнику воспитателя нужна вода.
Воспитатель: Зачем?
Предполагаемые ответы детей: Мыть посуду, полы, вытирать пыль (приклеивают капельку).
В туалетной комнате – чтобы мыть руки и лицо (приклеивают капельку).
В уголке природы – цветы поливать, без воды они засохнут, завянут (приклеивают капельку).
Где стоит чайник – вода нужна, чтобы дети могли её пить (приклеивают капельку).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как много нужно воды в одной только нашей группе. А вот Арина И. выучила стихотворение про воду.
Выступление Арины И. : Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как, сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Без неё вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, откуда берётся вода в кране?
Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт и течёт, не кончается.
Предварительные ответы детей: из реки, озера, лужи.
Воспитатель: В кране – реки воды. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.
Воспитатель: А как же рождается речка? Хотите узнать?
(Приглашает детей подойти, кладёт перед ними широкую и длинную полоску голубой ткани).
На земле много разных рек – большие и маленькие, все они куда – то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую речку?
Предварительные ответы детей: Да, хотим.
Воспитатель: Вот эта широкая и длинная полоска ткани – главная река, а узкие голубые ленты – ручейки. Расположите их так, чтобы ручейки впадали в большую реку. А как попадает вода в речку?
Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе и рассказывает:солнце нагревает поверхность реки. И под действием солнца, часть воды испаряется и поднимается вверх в виде невидимого пара. В воздухе водяной пар охлаждается и становится маленькими капельками воды. Из них образуются облака. Из облаков вода в виде дождя или снега выпадает обратно на землю.
Дождевые капли попадают в реку, а реки несут свои воды в море. И всё начинается сначала. Так на земле происходит постоянный круговорот воды. Каждая капелька воды в природе проходит свой путь снова и снова, участвуя в общем круговороте.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру.
Игра «Ходят капельки по кругу»
(физкультминутка).
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки Капельки, и им пора отправляться в путь (звучит музыка, напоминающая звуки дождя).
Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Туча подсказывает, что им делать.
Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла –текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали – плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Туча наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими. Потянулись вверх (вытягивают руки вверх) испарились они лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами сядем за стол и проведём опыт.
Вместо солнышка у нас будет чайник. Наливаю холодную воду в чайник. Что–нибудь произошло?
Предварительные ответы детей: Нет.
Воспитатель: Включаем чайник. Чайник закипает, открываю крышку. Что вы слышите?
Предварительные ответы детей: Бульканье, вода кипит.
Воспитатель: Дети, а что это такое идёт из чайника?
Предварительные ответы детей: Пар.
Воспитатель: Антон, как называется дымок из чайника?
Предварительные ответы детей: Пар.
Воспитатель: Геля, назови, что из чайника выходит?
Предварительные ответы детей: Пар.
Воспитатель: Где образуется пар? В чайнике, при нагревании вода превратилась в пар.
А знаете ли вы, что когда капельки поднимаются вверх, они не исчезают и не разлетаются по всему небу, ведь высоко от земли воздух не такой тёплый, каким мы дышим, а намного холоднее, и капельки собираются вместе снова. Так получаются… А чтобы узнать, что получается, надо отгадать загадки.
Загадка: Белая вата плывёт куда – то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе.
(Облако).
Облака соединяются вместе и образуется то, что спрятано в загадке.
Загадка: Кто плывёт по небосводу
В чёрной шапке до бровей?
Кто по небу носит воду?
Подскажите поскорей!
(Туча).
Воспитатель: Сейчас я вам покажу, как образуется облако. Подносим прозрачное стекло к пару (кипящему чайнику). Что мы видим?
Предварительные ответы детей: Стекло запотело.
Воспитатель: Это облако.
Затем стекло убирается от горлышка и дети наблюдают, как стекло остывает, и капают капли. Это дождь.
В природе такое путешествие капельки называется круговоротом воды в природе. Поэтому в наших реках, озёрах и морях вода не исчезает, а проходит по кругу превращений и снова попадает на Землю. Ребята, подумайте и скажите, а надо ли беречь воду?
Предварительные ответы детей: Да.
Воспитатель: Почему?
Предварительные ответы детей: Чтобы пить, умываться, купаться, стирать белье.
Воспитатель: А что случится, если пропадёт вода?
Предварительные ответы детей:
Воспитатель: Как нужно беречь воду?
Предварительные ответы детей: Не бросать в реки мусор, не мыть там машины и велосипеды, не оставлять краны открытыми, закрывать их до конца, чтобы вода не капала.
Воспитатель: Дети, а давайте посмотрим, что знают о воде наши гости. Загадаем им несколько загадок.
Уважаемые гости!
Наши дети приготовили загадки:
1. Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог.
Нас он летом в самый зной
Ледяной поит водой.
(Родник).
2. Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост как синее стекло!
Скользко, весело, светло!
(Лёд).
3. Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(Ручеёк)
4. Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.
(Облака).
5. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – (В море).
Воспитатель: И гости у нас молодцы! Правильно отгадали все наши загадки. А мою загадку вы отгадаете!
Где самая вкусная вода?
(В роднике).
Воспитатель: Правильно. Я вчера ездила на наш Марьевский родник, и привезла оттуда чистой, родниковой воды. Хочу вас угостить.
Воспитатель: Вкусная вода?
Предварительные ответы детей: Да
Воспитатель: А мне очень понравилось, как вы сегодня путешествовали с капелькой. А что вам больше всего понравилось?
Предварительные ответы детей: Ходить речкой, проводить опыт, загадывать загадки.
Воспитатель: Молодцы, как много вы теперь знаете о «Круговороте воды в природе».
Литература.
1. Горькова Л. Г., Кочерина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» - Москва «ВАКО» 2007 г.
2. О. А. Воронкович «Добро пожаловать в экологию» Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2004 г.
3. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет» Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004 г.
4. «Неизвестное рядом» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина – М. : ТЦ «Сфера» 2001 г.