Галина Лобан
«Профессии». Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по развитию речи лексическая тема недели «Профессии»
Занятие в старшей группе «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»
Цель: Формирование представлений у детей о разных профессиях (врач, повар, продавец, парикмахер) об орудиях труда.
Задачи: Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях.
Формировать обобщенное понятие «профессия», обогащать активный словарь.
Учить детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий.
Продолжать учить составлению и употреблению в речи сложноподчинённых предложений.
Упражнять в употреблении в речи существительных в дательном падеже, глаголов будущего времени, в подборе слов-действий.
Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи. Умение слушать и выполнять действия взрослых.
Развивать художественное восприятие, мышление, память, воображение. Продолжать развивать чувство композиции, чувство цвета, колорита.
Формировать положительные эмоции у детей, развивать мелкую моторику пальцев, координации речи с движением.
Воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых.
Наглядный материал: демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий; мяч; интерактивная панель.
Предварительная работа
• Беседы «Профессии наших мам», «Профессии наших пап», «Моя мечта»;
• Чтение В. Маяковский «Кем быть?»
• Загадки о профессиях.
• Игры «Как сказать иначе», «Кто, что, для кого?», «Доскажи словечко»
• Разучивание физминутки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель читает стихотворение, дети действуют согласно тексту:
Круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево.
В центр круга соберемся
И на место все вернемся
Все друг другу улыбнемся.
2. Объявление темы занятия. Вводная беседа.
- Ребята, вы все станете взрослыми, окончите школу, потом институт, обретёте профессию, по которой будете работать. А как вы понимаете, что такое профессия?
- В толковом словаре сказано, что Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность. Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь. Профессия - должна приносить людям радость и самому человеку и окружающим людям.
- Конечно, выбор профессии – дело непростое и очень ответственное. Ведь выбирая её, вы выбираете дело на всю жизнь. Люди работают тем, кем им нравится работать, занимаются тем, что у них лучше получается.
Много есть профессий разных,
Выбрать что – не знаешь сразу.
В жизни много пригодится –
Стоит только научиться!
И сейчас давайте мы с вами совершим небольшое путешествие в мир профессий.
А познакомят нас с этими профессиями наши дети.
Знакомство с профессией парикмахера.
- А какая первая профессия вы узнаете, отгадав загадку.
У этой волшебницы, этой художницы,
Не кисти и краски, а гребень и ножницы.
Она обладает таинственной силой:
К кому прикоснётся, тот станет красивый.
1 ребёнок - Правильно, это парикмахер, и я приглашаю вас в свой салон красоты. Я познакомлю вас с профессией парикмахера. Это очень интересная и творческая работа, ведь парикмахер каждый день делает разные прически. Ещё парикмахеры стригут, красят, завивают и укладывают волосы. Одним словом, они наводят красоту. Люди этой профессии должны быть аккуратными, вежливыми и выносливыми, ведь они целый день проводят на ногах.
Давайте с вами вспомним,что нужно для работы парикмахеру. (Ножницы,лак для волос, пенка для волос, фен, краска для волос, бигуди, плойка)
Знакомство с профессией повара.
- Следующая загадка и наша профессия.
Ходит в белом колпаке
С поварёшкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет.
2 ребёнок - Правильно, это повар. Когда я вырасту, я очень хочу стать поваром. Это очень важная и нужная профессия. Повар умеет готовить много вкусных и полезных блюд, умеет печь торты и пироги. Повар есть и в детском саду, и в школе, в больнице, на заводе, в кафе. Любой повар должен любить свою работу. Каждый повар умеет не только хорошо готовить, но и безошибочно может определить на вкус разные продукты.
Знакомство с профессией врача.
Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плачь-,
Ведь тебе поможет врач.
3 ребёнок - Правильно, это врач. Я хочу рассказать вам о профессии врача. Это очень важная и необходимая работа. Если бы не было врачей, люди бы часто болели и могли умереть от разных болезней. Врачи бывают разные. Например, педиатр лечит детей, хирург делает операции, стоматолог лечит зубы, окулист проверяет зрение. Врачи должны быть смелыми, решительными и сильными.
Знакомство с профессией продавца.
- Отправляемся дальше. Слушайте загадку.
У него товаров горы:
Огурцы и помидоры,
Кабачки, капуста, мёд-
Всё он людям продаёт. (продавец).
4 ребёнок : - Я расскажу вам о профессии продавца. Это очень интересная работа, потому что продавцы каждый день общаются с разными людьми. Люди этой профессии должны быть доброжелательными и внимательными с покупателями. Продавец должен рассказать о товарах и помочь покупателям выбрать их.
Знакомство с профессией учителя.
-Следующая загадка:
Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель:
Проведёт урок (учитель)
5 ребёнок:
Учитель-работник образования. Он даёт знания по разным предметам, Показывает, как надо выполнять задания, помогает освоить разные действия, воспитывает и советует.
Знакомство с профессией строителя.
Мы работаем бригадой,
Нам песок везут, бетон.
Дружно потрудиться надо
Чтоб построить новый дом.
6 ребёнок: Строитель-это специалист, который строит жилые дома, школы, магазины, детские сады, библиотеки. В строительстве принимают участие рабочие разных специальностей: каменщики, плотники, крановщики и маляры. Все они должны обладать огромным трудолюбием и немалой физической силой.
Знакомство с профессией водителя.
Умело он ведёт машину-
Ведь за рулём не первый год!
Слегка шуршат тугие шины,
Он нас по городу везёт.
7 ребёнок: Профессия водителя очень интересна! Машина всё время в движении. Водитель должен хорошо знать все улицы, для того, чтобы выбрать удобный маршрут. Водитель легковой машины возит людей, а водитель грузовой - различные грузы. Шофёр должен быть здоров. Ему нужны хорошая память, выносливость, умение быстро реагировать в сложной ситуации.
Знакомство с профессией сотрудника ГИБДД.
Службу верно он несёт,
Жизни наши бережёт.
Честный контролёр дорог,
К нарушителям он строг.
(инспектор ГИБДД)
ГИБДД – это Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
8 ребёнок:
Сотрудники ГИБДД стоят на постах в любую погоду, патрулируют улицы на автомобилях, мотоциклах, вертолётах. Они внимательно следят за движением на дорогах, за тем, чтобы водители не превышали скорость движения, соблюдали правила, чтобы движение транспорта и пешеходов было безопасным. Ещё они следят за состоянием дорог, знаков и светофоров.
3. Физминутка.
Давайте с вами отдохнём.
Много профессий на свете у нас!
О них поговорим сейчас: (Развести руки в стороны)
Вот швея рубашки шьет, (Движения воображаемой иглой)
Повар варит нам компот, (Мешаем» поварешкой)
Самолет ведет пилот - (Руки – в стороны)
На посадку и на взлет. (Опускают их вниз, поднимают вверх)
Доктор ставит нам уколы
И охранник есть у школы. (Руки – согнуты в локтях, силовой жест)
Каменщик кладет кирпич, (Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.)
А охотник ловит дичь (Делают бинокль из пальчиков)
Есть учитель, есть кузнец,
Балерина и певец. (Загибают пальцы, перечисляя профессии)
Чтоб профессии иметь, (Разгибаем пальцы)
Надо много знать, уметь
Хорошо дружок учись! (Погрозить пальчиком)
И, конечно, не ленись!
Чтобы дальше беседовать о профессиях давайте разработаем наши язычки, а разрабатывать мы их будем с помощью чистоговорок. Итак, внимательно:
РА – РА – РА – нам готовят повара
КЕ – КЕ – КЕ - повар в белом колпаке
РА – РА – РА – медицинская сестра
ДУ – ДУ – ДУ – воспитатели в саду
АС – АС – АС – наша няня кормит нас.
4. Хорошо, поиграем в игру “Кто, что делает? ”
Врач, учитель, воспитатель, шофёр, повар и т. д. (слайд)
5. Игровое упражнение “Исправь ошибку”
Цель: Продолжать знакомить детей с действиями людей разных профессий.
- Будьте внимательными, и постарайтесь исправить все мои ошибки.
Строитель управляет самолетом. – Строитель стоит дом.
Пожарный лечит людей. – Пожарный тушит пожары.
Швея красит дом. – Швея шьет одежду.
Парикмахер стирает белье. – Парикмахер стрижет людей.
Почтальон строит дом. - Почтальон разносит почту.
Дворник варит обед. – Дворник подметает двор.
Летчик управляет машиной. – Летчик управляет самолетом.
- Ребята, в этой игре мы вспомнили много разных профессий, а сейчас давайте мы с вами подумаем и скажем, что бы случилось, если бы на земле не было людей разных профессий (поваров, врачей и т. д.)
6. Я предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение». А в этом нам поможет мяч, я бросаю мяч и начинаю предложение, а вы, поймав мяч, заканчиваете предложение.
– Если бы не было врачей, то …. некому было бы лечить людей.
– Если бы не было учителей, то … некому было бы учить детей.
– Если бы не было воспитателей, то … некому было бы воспитывать детей.
– Если бы не было поваров, то … некому было бы готовить еду.
– Если бы не было строителей, то … некому было бы строить дома.
- Если бы не было парикмахеров, то… некому было бы стричь людей.
- Молодцы, вы все верно сказали, без людей разных профессий было бы плохо, все профессии важны все профессии нужны.
7. Игра «Что лишнее?»(слайд)
Релаксация.
8. Игра “Кем ты будешь, когда вырастешь?”. (Игра - Интервью). Дети отвечают предложением:
– Я буду строителем, построю дома, школы.
– Я буду водить машину, перевозить грузы и т. д.
- Мне очень было интересно узнать, кем вы будете, когда вырастите.
Мы в профессии играли
По душе их выбирали,
Доктор лечит нас от боли,
Есть учительница в школе,
Повар варит нам компот,
Парикмахер нас стрижет,
Шьет портной для нас штаны,
И сказать мы вам должны:
Лишних нет у нас профессий,
Все профессии нужны!
Все профессии важны!