Коляскина Валентина
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе детей с ТНР «Приключения пчелки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад комбинированного вида №3 «Светлячок»
г. Лодейное Поле Ленинградской области
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
учителя-логопеда Коляскиной В. Н.
«Приключение Пчелки»
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Подготовительная группа
- Пчела и мед. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: Развитие у детей фонематических представлений и связной речи.
Задачи:
- Развивать фонематические процессы
- Закреплять навыки звукослогового анализа слов
- Способствовать развитию грамматических процессов речи.
- Развивать связную речь, обогащать активный словарь пословицами, учить
понимать их и уместно применять в жизни.
- Учить составлять и использовать в речи сложносочиненные и сложноподчиненные
предложения.
- Закреплять навык по слогового чтения.
- Воспитывать понимание, доброжелательность и дружеские взаимоотношения между
детьми.
Оборудование: интерактивная доска, слайды по сказки К. Ушинского «Пчелка на разведке», панно с цветами фиалок, картинки с пчелками по количеству детей.
Предварительная работа: чтение сказки К. Ушинского «Пчелка на разведке», беседа на тему «Весна», составление рассказов о весне по картинному плану.
Ход занятия:
Логопед: ребята, хотите отправиться сегодня в путешествие в очень интересную сказку.
Вот только главную героиню этой сказки вам придется узнать самим. Но есть подсказка.
Живет она в одном из этих домиков, а вот в каком вам подскажет звуковая схема.
Слайд: нора конура улей
внизу звукослоговая схема слова улей
Дети называют и объясняют как догадались
Л. Да, вы правы, главная героиня Пчелка, живет она в улье и мы попали в сказку К. Ушинского «Пчелка на разведке». Попробуем узнать в какое время года мы там оказались. Прочитайте слово по первым звукам.
Слайд 5 картинок : ветка, эскимо, солнце, носорог, апельсин.
Д. собирают слово по первым звукам Весна.
Л. правильно, действие сказки происходит весной. Вот наша Пчелка проснулась и почувствовала, что она очень голодна. А чем питаются пчелы?
Д. пчелы питаются сладким нектаром, который они собирают из цветов.
Слайд: пчелка вылетает из улья.
Л. Вылетела Пчелка из улья и полетела к яблоньке.
Л. давайте и мы с вами отправимся вместе с Пчелкой, вдруг ей понадобится наша помощь.
Слайд: Пчелка подлетает к яблоне.
Л. Подлетела пчелка к яблоньке и спрашивает: «Яблонька, нет ли у тебя сладкого нектара, я очень голодна»
Яблонька ей отвечает: «Нет. Ты прилетела слишком рано. Видишь у меня нет еще ни одного цветка. Но я могу подсказать к кому можно обратиться за нектаром. Только ты должна мне рассказать как приходит весна.» Задумалась Пчелка, не знает как ей ответить на этот вопрос. Давайте ей поможем, расскажем, как начинается весна.
Дети составляют рассказ по картинному плану. Слайд.
Весна приходит, потому что солнце начинает сильней пригревать.
Снег от тепла растаял и появилась ярко-зеленая травка. На деревьях распустились почки и появились листики. Просыпаются насекомые. Прилетают птицы.
Яблонька просит ответить Пчелку на такой вопрос : Посмотри на моих ветках слова, прочитай их и назови слова, где звуков больше, чем букв:
Весна, яблоки, цветы.
Дети помогают Пчелке. В слове яблоки звуков 7, а букв 6.
А теперь назовите слова, где букв больше чем звуков:
Олень, соль, яма.
Дети называют слова и объясняют выбор.
Яблонька поблагодарила Пчелку и детей и посоветовала Пчелке лететь к вишенке, может у нее есть для пчелке нектар.
Л. Полетела Пчелка к вишенке.
Слайд с вишней и пчелкой.
Л. Пчелка просит у вишенки нектар, но вишенка не может накормить Пчелку, у нее еще не распустились цветы, но она знает где цветы уже раскрылись. Только надо выполнить задание и она укажет дорогу.
Вишенка. Вот слова, надо заменить глухой согласный на звонкий, чтобы получилось новое слово:
Точка - уточка - шар - коса - кости –
Второе задание. А теперь составьте графическую схему предложения:
К нам пришла весна.
Дети в тетрадях делают графическую запись предложения.
Вишенка похвалила детей и Пчелку и направила к тюльпану.
Чтобы нам было веселее искать тюльпан давайте проведем логоритмику:
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
(руки через стороны вверх)
И бежит в полях, сверкая,
(прыжки на месте)
Значит к нам пришла весна.
(хлопать в ладоши)
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
(приседание)
И поет пичужек стая –
Значит к нам пришла весна.
(хлопки в ладоши).
Л. Слайд с тюльпаном. Пчелка подлетела к тюльпану.
Но у тюльпана нет нектара. Приуныла пчелка, но тюльпан решил помочь Пчелке, только и ты помоги мне.
Т. Вот слова: пальто, эскимо, кенгуру, пианино. Чем похожи эти слова?
Дети рассказывают, что это неизменяемые слова, они во всех предложениях звучат одинаково. Вот например: У мальчика новое …. Мальчик радовался новому …. Пришили пуговицы к новому….
Т. Потерялись маленькие слова-предлоги, прочитайте и вставьте нужные предлоги:
Пчелка вылетела … улья. Пчелка подлетела … яблоньке. Села …. ветку. Пчелка вспорхнула …. ветки. Солнце выглянуло …. тучи.
Тюльпан похвалил детей и Пчелку и предложил лететь к Фиалке.
Слайд с Фиалкой.
Л. Подлетела Пчелка к Фиалочке и попросила у нее немного нектара.
Фиалочка согласилась накормить Пчелку, но попросила составить из слов пословицу и объяснить ее.
Кто, читать, много, знать, много, тот.
Дети составляют пословицу и объясняют
Кто много читает, тот много знает.
Л. Фиалочка поблагодарила, накормила Пчелку сладким нектаром. Пчелка поблагодарила детей за помощь и полетела в свой улей.
А вам понравилось путешествовать по сказке и помогать Пчелке?
На столах у вас пчелки, на доске панно с фиалками с красными и голубыми, если и вам было интересно посадите пчелку на красную фиалку, если нет на голубую.