Людмила Веренич
«Музей кубанского быта». НОД познавательного цикла и художественного рукоделия с детьми подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с историей кубанской вышивки и характерными особенностями орнаментов из растительных, животных и геометрических элементов. Показать красоту вышитых изделий. Расширять представления о композиционном построении узора. Учить выполнять геометрические и растительные узоры вышивкой крестом. Воспитывать уважение к труду вышивальщиц. Показать взаимосвязь явлений природы и народного творчества. Развивать художественный вкус.
Публикация «„Музей кубанского быта“, НОД познавательного цикла и художественного рукоделия с детьми подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Подготовительная группа
- Темочки
Материал: Музей «Кубанского быта», изделия, украшенные вышивкой. Эскизы геометрических и растительных орнаментов. Иглы, наперстки, ножницы, пяльцы, нитки мулине, белая ткань с нанесенным рисунком.
Предварительная работа: Знакомство с правилами безопасности труда с ножницами, иглой; рассматривание узоров и вышивание узоров крестом по картону.
Ход:
- Ребята, сегодня мы с вами пойдём в музей «Казачьей хаты», чтобы продолжить знакомство с кубанской вышивкой. Казаки умели вести своё хозяйство и были очень трудолюбивыми. Многое в хозяйстве казаки делали своими руками. Сделанные вещи берегли долго, ценя труд и мастерство. Многое сейчас изменилось в жизни казаков, но волшебные крылья памяти могут перенести нас в прошлое, и мы увидим прекрасные вещи сделанные руками казачек-мастериц.
Воспитатель ведёт детей в музей.
Казачки придавали большое значение убранству хаты. В красном углу были иконы, украшались рушниками и цветами. В главной комнате стояла кровать, на которой было множество подушек в нарядных наволочках, подзоры (ими украшали низ кровати) вязаные крючком. Все выглаженное, красивое.
Вышивка – один из древнейших видов народного художественного творчества. Казачки любили вышивать. Искусные мастерицы рано приучали своих детей к рукоделию. Вышивали они крестом. Узоры: квадратики, крестики, треугольники, ромбики, которые время от времени повторяются в узоре – называются орнаментом. Наши предки – казаки – передавали красоту природы, различные явления, свои ощущения и переживания, изображая все это с помощью знаков. Ромб, разделённый на четыре части с четырьмя точками – означал засеянное поле, ромб с тростинками – символ плодородия, ромб с крючками – оберегательный знак. Пава-птица семейного счастья; уточка, курочка – символы трудолюбия и плодородия. Их вышивали на одежде, рушниках, скатертях, подзорах, салфетках веря в то, что они предохранят от различных неприятностей и принесут в дом счастье.
Воспитатель показывает детям вышитый рушник.
- Давайте рассмотрим вышитый рушник и побеседуем. Посмотрите внимательно на эту вышивку и скажите, что вы видите в центре узора?
- Правильно, это петушок, посмотрите какой он красивый, с пышным хвостом и узорами. Кого вы видите рядом?
- Действительно, рядышком две курочки и цыплята собирают зернышки. А что расположено вокруг них?
- Молодцы, это кустики и цветочки. Петушок вывел свое семейство на прогулку. А знаете ребята, раньше в народе петушка называли пивнем. Как вы думаете почему?
- Петушок голосисто поет, он певучий, то есть пивень.
- Какие цвета использовала мастерица при вышивке крестом?
- Эта работа выполнена в красном цвете, но кубанские вышивальщицы использовали в своей работе красный и черный цвет. Это особенность кубанской вышивки, этим она отличается от других вышивок. Ребята, вам понравилась эта вышивка? Что больше всего понравилось? А как бы вы назвали эту вышивку? (Прогулка)
- Давайте и мы с вами прогуляемся.
Физкульт минутка:
- Ку-ка-ре-ку! Курицы, - потянутся, встать на носки
Хорошо ль на улице? - посмотреть налево, потом направо
Ку-ка-ре-ку! Десять раз – - ходьба высоко поднимая колени
Беспокоюсь я за вас. поднимая руки в стороны
Беспокоюсь, хлопочу, - наклониться влево, вправо
Громко крыльями стучу. – похлопать по бокам руками
Я горланю во весь дух, - показать на себя рукой
Потому что я петух, - отставить ногу в сторону, руки на пояс
- Брось горланить! Ко-ко-ко… - прыжки на месте
Все мы здесь… Недалеко… - помахать руками.
-Длинными зимними вечерами семья собиралась в одной большой комнате. Медленно остывала хорошо натопленная печь, на столе горела большая керосиновая лампа. И все, кто сидел вокруг неё, занимались каждый своим делом: женщины рукодельничали, мужчины подшивали валенки или хомуты, а дети с любопытством поглядывали сверху, забравшись на печь.
- А чтобы работать было веселее, пели песни. И вдруг кто-то из взрослых, напустив строгость, словно невзначай, как снежок, бросал в сторону детей вопрос-загадку:
- Почему царь Будимир живет в курятнике?
- Потому что он петух! – раздавался в ответ звонкий голосок.
Смех, веселье. И вот уже со всех сторон летят загадки одна другой хитрее.
Развеселившиеся дети долго не засыпают, перебирая, пересказывая друг другу услышанное. Многое после забудется: и вечер, и зима, и веселье, но навсегда останутся в памяти весёлые загадки и замечательные вещи, согретые теплом рук мастериц, украшенные вышивкой. А вы хотите сделать вышивку в кубанском стиле и украсить потом нашу группу?
Воспитатель предлагает детям пройти в мастерскую, выбрать эскиз узора для вышивки крестом.
В процессе работы дети поют песенки, загадывают загадки. Воспитатель ненавязчиво дает детям советы, напоминает правила работы с иглой, нитью и тканью, поощряет самостоятельность детей. Если затрудняются, то оказывает помощь. Когда работы будут завершены, они выставляются и рассматриваются, у кого что получилось. Дети делятся впечатлениями.