Елена Холоша
Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Свойства бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД познавательно-экспериментальной деятельности на тему «Свойства бумаги».
Старшая группа
Воспитатель: Холоша Елена Валерьевна
Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.
Программные задачи:
• Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
• Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.
Публикация «Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Свойства бумаги“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
• Развивать словесно-логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение делать умозаключение. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты. Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы исследований.
• Продолжать развивать у детей связную речь, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли, обогащать активный словарь.
Ход исследовательской деятельности.
Дети стоят около воспитателя.
Воспитатель: Ребятки, сегодня к нам пришли гости (дети здороваются). На столе коробка (с бумагой). Воспитатель берет коробку и предлагает детям угадать, что в ней лежит.
Воспитатель: У меня есть коробка, ребята, попробуйте отгадать, что в ней лежит?
Дети встряхивают ее, слушают, нюхают и т. п., пробуют угадать, что там лежит).
Воспитатель: загадка:
Я – белая, как снег,
Дружу с карандашом,
Где он пройдет –
Заметочку на мне кладет!
Что это, догадались? (Бумага писчая)
(Предположительные ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете почему так называется? (ответы детей)
- А как вы думаете, для чего нам нужна бумага? (ответы детей – чтобы рисовать, книги из нее делают, альбомы, и др)
Появляется Шар Шарыч (обращает внимание детей на воздушный шарик, стилизованный под профессора). Это знаменитый профессор Шар Шарыч. Он летает по всему миру и узнает много интересных вещей. И, наверное, не просто так появился у нас. (аудиозапись голос Шарыча).
Шар Шарыч: Ребята, я пролетал над вашим детским садам и услышал, что вы говорите о бумаге. Мне захотелось вас пригласить к себе в лабораторию, чтобы вы познакомились с разными видами бумаги и узнали её свойство.
Восп-ель:. Сегодня мы, как настоящие ученые будем исследовать некоторые свойства бумаги и проводить опыты в лаборатории. (Воспитатель и дети берутся за руки и идут по кругу).
Воспитатель:
- Ты лети, лети, лети,
И меня с собой неси.
Раз, два, три,
Мы в лаборатории, внутри.
Ух ты! Вот мы и попали туда, где проводятся различные опыты. Давайте мы с вами оденем, спецодежду и займём свои рабочие места. Помните правила поведения в лаборатории? (ответы детей). Напомнить и проговорить вместе с детьми (на мольберте алгоритмы правило поведение).
Воспитатель: Перед вами три разных вида бумаги, вы знаете, как они называются? (ответы детей)
Воспитатель: Да это салфетка, писчая бумага и картон.
Опыт №1. «Бумага издает звук»
Воспитатель: Предложить взять бумагу и выполнить движение (глажки, стирки белья).
Вывод: воспитатель демонстрирует карточку-схему «Бумага издает звук» при трении бумага издает звук (шуршит, издает треск).
Опыт №2. «Бумага рвется»
Вам надо порвать все три вида бумаги
- Теперь проверим, у кого бумага порвется.
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель: Что произошло в этом опыте с бумагой? (она порвалась)
- Вся бумага порвалась? (да или др. ответы детей).
Вывод: Карточка-схема «Бумага рвется». Бумага рвется легко в зависимости от толщины. Чем тоньше бумага, тем легче она рвется. Картон толще, чем писчая бумага и салфетка, но тоже порвался.
Физкультминутка
Мы бумагой машем, машем,
Мы бумагу мнём, мнем, мнем
Мы бумагу трем, трем, трем
А сейчас её разгладим
А потом её порвем,
Так, что пальчики устали
Мы немного отдохнем
И опять её порвем.
Опыт №3. «Бумага режется»
Для этого опыта нам понадобятся ножницы. Давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами: Обращайтесь с ножницами очень осторожно открытыми не бросай, Пальчики рук оберегай. Близко к ножницам не подставляй.
С ножницами не гуляй. Работу сидя выполняй. Ножницы ты вверх не поднимай и к лицу не подставляй. Можешь в глазки ты попасть
Когда выполнишь работу, тут же ножницы закрывай и в чехол убирай.
Ребята, перед вами ножницы и три вида бумаги (салфетка, писчая бумага, картон) Попробуйте разрезать ножницами сначала салфетку, потом писчаю бумагу, а затем картон.
Вывод: Карточка – схема «Бумага режется». Бумага режется. Как бумага разрезалась тяжело или легко? Но разрезалась вся.
Опыт № 4 «Бумага намокает»
Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода. Возьмите емкость с водой и поочередно опустите кусочки бумаги в воду сначала салфетку, затем бумагу и картон. Что произошло? (ответы детей – бумага намокла)
Вывод: Карточка-схема «Бумага намокает». Бумага боится воды. Картон тоже намок, но ему потребуется больше времени.
Опыт №5 «Бумага мнется»
Что-то мы с вами засиделись, предлагаю размяться и поиграть в снежные комки, которые я для вас приготовила (показываю ведро с водой)
Ой, что с ним случилось? (ответы детей)
Воспитатель: Из чего мы сможем сделать в лаборатории комки? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, подойдите пожалуйста к столу, выберите бумагу и приступайте к работе (какую бумагу ты взял, почему не взял картон).
Воспитатель: комки готовы, приглашаю поиграть в игру «Кто выше подбросит комок и поймает его не уронив». Посмотрим, кто самый ловкий.
Воспитатель: Какие замечательные комки. Что вы сделали с бумагой, чтобы они получились?» (ответ детей).
Воспитатель: Да, ребята, бумага мнётся. Это ещё одно свойство. Карточка - схема «Бумага мнется» А какая бумага смялась легко и очень сильно? А какая нет? Правильно, самая тонкая. Но все-таки бумага мнется вся, и картон, и салфетка, и писчая бумага.
Вывод: - А теперь, ребята, давайте вспомним, какие свойства бумаги мы сегодня узнали (демонстрирует карточки-схемы).
Бумага намокает и распадается
Бумага режется ножницами или разрываться руками.
При трении бумага издаёт звук.
Бумага мнется
- Все верно! Значит, бумага – материал непрочный. Вот поэтому, ребята, надо бережно относиться к вещам, сделанным из бумаги. Посмотрите на экран (слайд с бумажными предметами).
Пора нам возвращаться в детский сад. Давайте поблагодарим Шар Шарыча и скажем до свидания (Дети снимают фартуки, берутся за руки и вместе с воспитателем «возвращаются», Шар Шарыч остается в лаборатории).
- Раз, два, три, четыре, пять
Вот мы в садике опять.
Рефлексия: Детям раздаются бумажные цветы (лепестки которых не раскрылись)
Воспитатель предлагает их раскрыть с помощью волшебства (каждый ребенок кладет свой цветок а поднос с водой и цветок распускается)