Марина Шевцова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Бабушкины помощники»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Бабушкины помощники» средняя группа
Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством исследовательской деятельности детей.
Задачи:
• Образовательные
• Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой природы; создать благоприятные условия для сенсорного восприятия; совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе „Бабушкины помощники“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
• Развивающие
• Развивать у детей речевую активность, обогащая словарь детей названиями свойств песка (влажный. сухой, сыпется, движется); логическое мышление - с помощью решения проблемных ситуаций (оказание помощи бабушке : исследовать следы на песке, приемов экспериментирования (творческих заданий, вопросов развивающего характера, творческую активность (очистка воды от песка).
• Воспитательные
• Воспитывать способность сопереживать, сочувствовать; воспитывать аккуратность в работе с песком и водой; вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями; желание заниматься, умение доводить начатое дело до конца.
• Организация детских видов деятельностей :
- коммуникативная деятельность (общение ребенка с взрослым и сверстниками);
- игровая деятельность;
- двигательная активность;
- исследовательская деятельность.
Технологии: здоровьесберегающая, социоигровая, исследовательская, личностно-ориентированная, ТРИЗ (метод маленьких человечков, информационно-коммуникативная (смартфон, музыкальное сопровождение).
Ход образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности
Организация рабочего пространства Деятельность взрослого. Деятельность детей Психолого-педагогические условия/ задачи
Организационный момент (1 мин.)
Пальчиковая игра - Ребята, а у вас хорошее настроение? Тогда давайте друг другу улыбнёмся, а поможет нам весёлая игра.
-Добрый день! (Прикасаются друг с другом большим пальцем правой руки)
-Наконец-то встретились! (Протягивают друг другу ладошки)
-Рад тебя видеть! (Жмут ладошки).
-Если что-нибудь случиться, обращайся, помогу. (Шагают пальцами по руке партнера, хлопают рукой по спине)
Выполняют движения. Проговаривают слова.
Условия для эмоционального настроя.
Мотивационный этап (3 мин) Звонок по телефону. -Позвонила моя бабушка. У неё беда. Кто - то ночью побывал в курятнике во дворе её дома, устроил там беспорядок и распугал всех обитателей курятника. Бабушка очень расстроилась. Я сейчас должна быть там, но с кем, же я вас оставлю?
-Но сначала давайте вспомним, кто живет в курятнике.
- Правильно. В курятнике живут куры со своим семейством. Поэтому он и называется курятник.
- А курица это кто? ( наводящий вопрос: животное или птица)
- А петух?
- А какие это птицы? ( наводящий вопрос: дикие или домашние)
- Почему вы считаете, что домашние?
-Все верно. Теперь пора отправляться на помощь бабушке (создает ситуацию, что пошли не в ту сторону) Дети обсуждают ситуацию.
Высказывания детей (предлагают свою помощь).
Быстрым шагом идут в одну сторону, потом в другую. Условия для привлечения произвольного внимания
Условия для выражения детьми своего мнения.
Условия для стимулирования речевой активности.
Двигательная активность.
Поисковый этап
(3 мин)
Зрительная гимнастика (1 мин.) Перемешаны зерна пшеницы и гороха, перевернута кормушка. В «поилке» мутная вода, смешанная с песком. Дорожка с мокрым песком, на ней четко отпечатанные лисьи, куриные следы.
Увеличительное стекло, лупы на каждого ребенка - Ой, жаль, бабушки дома нет (на дверях дома висит замок). А калитка во двор открыта. Посмотрим что случилось?
- Для начала нужно перебрать пшеницу и горох. В тарелочке нужно оставить только пшеницу, а горох сложим в кормушку.
- А кто помнит, что такое «кормушка»?
- Это может быть не только блюдо, но и коробка, корыто из которого едят птицы и животные. Их кормят люди. Поэтому так называется кормушка.
Воспитатель предлагает провести расследование «Кто распугал кур и цыплят». Что будем делать?»
- Теперь возьмите в руки лупу. Лупа - это увеличительное стекло.
- Посмотрите далеко. (Рука с лупой вытянута вперед, смотрим на лупу.)
- Посмотрите близко. (Лупу подносим к носу, смотрим в лупу.)
- Посмотрите высоко. (Поднять руку с лупой вверх над головой, смотрим на лупу, голову не запрокидываем.)
- Посмотрите низко. (Опустить руку с лупой вниз к ногам, смотрим на лупу, голову не опускаем.)
- Теперь снова далеко. - Теперь снова близко. - Теперь глазками моргаем быстро, быстро, быстро.
-Хорошо, что у меня есть смартфон, сейчас мы посмотрим чьи это следы.
- Лиса распугала всех жителей курятника. Я надеюсь, когда мы наведем здесь порядок куры и петух вернуться. Предположения, рассуждения и обследовательские действия детей.
Собирают пшеницу и горох (дети делятся на две подгруппы).
Дети рассматривают дорожку со следами.
Идет обсуждение.
Действие с предметом (лупа).
Дети рассуждают.
Дети рассуждают, чьи это следы.
Идет обсуждение.
Условия для выражения детьми своего мнения.
Развитие мелкой моторики рук.
Условия для поддержки речевой активности
Условия для релаксации.
Условия для поддержки речевой активности
Условия для высказывания своих предположений.
Практический этап (10 мин.)
Поддон с песком (половина мокрого, половина сухого)
- Потрогайте песок рукой и скажите, что почувствовали ваши руки, какой песок?
- Вы назвали все, что почувствовали ваши руки. Так какой же песок? Мокрый или сухой?
- На каком песке четкие следы? Почему?
- А теперь через лупу рассмотрим сухой песок. Что вы видите? Все ли они одинаковые?
- Песок- это маленькие частицы разного размера, цвета и формы.
-Теперь попробуем посмотреть на мокром или на сухом песке заметны следы? Где остались следы?
- Правильно. На мокром песке много четких следов, а на сухом их совсем незаметно. Поэтому мы и увидели, что в курятнике побывала лиса, ведь она оставила свои следы на мокром песке. Рассказывают о своих ощущениях: холодный, колючий и т. д. кто что почувствовал.
Рассуждения детей о свойствах песка.
Пальчиками оставляют следы на песке. Рассуждают.
Условия для сенсорного восприятия.
Условия для поддержки речевого развития.
Условия для сенсорного восприятия.
Поилка для куриц
Стаканы и холщовые тряпочки, марля, сито, ложка.
-А вот поилка (показываю). Кто догадался, почему она так называется?
–Посмотрите, в поилке вода совсем мутная. Как вы думаете почему? Что – то можно сделать с водой, чтобы ее очистить?
- Нам нужно еще очистить поилку от песка. Может, получится вычерпать песок ложкой.
- Кто хочет попробовать?
-Ваши предложения для очистки воды.
-Какая стала вода? Есть песок в ней?
- Теперь можно отнести чистую воду в курятник. Предположения детей.
Дети предлагают свои варианты очистки воды.
Демонстрируют опыт фильтрации воды ( работа парами: один держит, другой наливает).
Условия для выражения детьми своего мнения.
Условия для стимулирования речевой активности
Условия для развития самостоятельности и инициативы.
Условия для совместной деятельности с партнером. Умение делать умозаключение - вывод.
П/и «Найди курочку с цыплятами».
Теперь в курятнике порядок, поищем кур, петушка и цыплят.
Скороговорка «Говорила цыплятам курица: что не цыпленок, то умница». Дети ищут петушка, курицу и цыплят.
Проговаривают скороговорку. Условия для развития внимания, речевого развития, звукопроизношение (цып-цып-цып).
Индивидуальная работа по звукопроизношению (ц).
Рефлексивно-оценочный этап
(2 мин.) Приходит ба бушка, благодарит детей за помощь и угощает шоколадными яйцами. - Какие мы молодцы! Помогли бабушке. Она будет очень рада! Дома родителям, что мы расскажем. Вспомним про песок, ведь он тоже нам помог :
1. Если песок потрогать рукой. Бывает песок мокрый, Бывает и. (сухой)
2. Сухой песок не гладкий. И даже не колючий
Он сыпется А значит сухой песок. (сыпучий)
3. Песок состоит не из крошек и льдинок. Песок состоит из маленьких. (песчинок)
4. Если намочим песок мы водой То будет песок какой?. (мокрый)
5. На сухом песке заметен след?. (нет) Если мокрый песок, То тогда след заметен на нем?. (да)
Высказывание и рассуждение детей.
Проговаривают слова. Условия для развития рефлексии своей деятельности.
Условия для закрепления знаний.