Ирина Колясева
Конспект НОД по развитие речи «Осень и ее признаки. Подготовка зверей к зиме» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
НОД: познание + развитие речи :
"Осень и ее признаки. Подготовка зверей к зиме".
(Старший дошкольный возраст)
Воспитатель МБДОУ "Детский сад № 211" Колясева И. В.
Тема: "Осень и ее признаки. Подготовка зверей к зиме ".
Цели:
- образовательные: вспомнить признаки осени; расширять кругозор детей о жизни диких животных осенью и их подготовке к зиме;
Публикация «Конспект НОД по развитие речи „Осень и ее признаки, Подготовка зверей к зиме“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- развивающие : развивать внимание, память, выразительность речи детей; помочь вспомнить ранее заученные наизусть стихотворения об осени, упражнять в их выразительном чтении;
- воспитательные: учить видеть красоту осенней природы; воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе; воспитывать любознательность.
Оборудование: осенний пейзаж; рисунки, с изображением примет осени; рисунки для раскрашивания, с изображением осенних примет и явлений или с изображением листьев; три осенних листочка с заданиями с обратной стороны: красный кленовый, желтый березовый, оранжевый дубовый; маски - оригами животных: еж, мышь, белка, медведь, лиса, волк, заяц.
Ход занятия.
I. Вступление.
- Ребята, мне очень интересно узнать у вас, а знаете ли вы, времена года?
- Да!
- Назовите их по порядку.
- Зима, весна, лето, осень.
- Ребята, а какое время года вам больше всего нравится, и почему?
- Ответы детей.
Каждое время года имеет свои признаки, свою красоту.
Сегодня, мы с вами поговорим о самом ярком красочном времени года. А, что это за время года вы узнаете, отгадав загадку:
Пришла без красок и без кисти,
И перекрасила все листья!
- Что это за время года?
- Это осень.
(показываю осенний пейзаж)
- Верно, ребята, сегодня, мы поговорим об осени : об ее признаках; о жизни диких животных и птиц осенью.
Представляете, ребята, прихожу я сегодня в группу и вижу: ветер-проказник сорвал с деревьев три листочка и занес их к нам в группу. (показываю три осенних листочка : дубовый, кленовый и березовый)
Сначала, я хотела их выбросить, но потом, заметила, что на них, с обратной стороны, написаны задания для нас.
- Но от кого эти задания, как вы думаете? Давайте, поразмышляем!
Посмотрите, листья разноцветные! Каких они цветов?
- Красного, желтого и оранжевого.
- А, когда бывают листья таких цветов?
- Осенью!
- Значит от кого эти задания?
- От осени.
Ребята, я поняла, ветер не просто так занес к нам листья, его об этом попросила сама осень!
- Выполним задания осени?
- Да!
II. Основная часть. Выполнение заданий Осени.
1 задание.
Беру дубовый листик с заданием Осени. Посмотрите, с какого дерева этот листик?
- С дуба.
Давайте прочтем первое задание Осени.
Дорогие ребята, назовите, пожалуйста, мои осенние признаки (приметы). Осень.
Ответы детей:
- желтеют, краснеют, становятся оранжевыми листья на деревьях;
- листопады;
- идут часто дожди;
- реже светит солнце;
- желтеет трава, вянут цветы;
- птицы улетают в теплые края;
- люди одеваются теплее.
Ответы детей сопровождаю показом рисунков, с изображением данных признаков осени.
- Молодцы, ребята, первое задание Осени вы выполнили.
2 задание.
Беру березовый листик с заданием.
- А этот листик, с какого дерева?
- С березы.
Ребята, а знаете ли,вы, стихи обо мне, если знаете расскажите, пожалуйста.
- Ребята, кто помнит стихотворения об осени, которые мы с вами учили?
Спрашиваю 3 человек. (А. Плещеев "Осень наступила. ", "Скучная картина. "; М. Ивенсен "Осень").
- Молодцы, ребята! Со вторым заданием Осени вы тоже справились!
Физминутка.
Мы, веселые ребятки,
Дружно делаем зарядку!
Наклоняемся мы враз,
Посмотрите, вы, на нас!
Вправо, влево поворот,
А, затем, наоборот.
На носочки дружно встали,
И до неба все достали.
Опустились, три хлопка,
Головою три кивка.
Руки все на пояс враз,
Будем прыгать много раз.
Все на месте мы шагаем,
Вдох и выдох выполняем -
Быть здоровыми желаем!
Колясева И. В.
3 задание.
Беру кленовый листик с заданием.
- А этот листик, с какого дерева?
- С клена.
Ребята, послушайте стихотворение
и расскажите о том, как готовятся к зиме дикие животные осенью.
Как звери готовятся к зиме.
Много осенью хлопот!
Трудится лесной народ:
Ежик листья собирает,
На иголки нацепляет,
Ими норку утепляет;
Насекомых поедает,
Жирок ценный набирает,
Чтоб всю зиму до весны,
Крепко спать и видеть сны.
Мышка зерна добывает,
Едой норку набивает,
Чтобы зиму пережить,
До весны, чтобы дожить.
Белка, тоже, суетится,
Надо, вдоволь, запастись:
Орехами, грибами,
Шишками да желудями;
А, так же, утеплить дупло,
Чтоб зимой было тепло.
Много врагов у белки:
Лисицы, ласки и совы,
Волки, куницы.
Нужно с деревьями
Белке слиться:
Поэтому белка шубку меняет:
Рыжую на серую заменяет,
Чтобы от хищников убежать,
Острых зубов их избежать.
Медведь новую берлогу
Делает, старается :
Ветви ели он таскает,
Корой, листьями и мхом
Дно берлоги устилает,
Чтобы сухо и тепло
Зимой было у него.
Рыбу ест медведь и мед,
Набивает свой живот,
Чтоб накопленный жирок
Зиму пережить помог.
Волк с лисой к зиме
Шубы меняют,
Их на теплые заменяют.
И зайчишка - трусишка
Шубку сменил,
На теплую белую заменил,
Чтоб на снегу незаметным стать,
Едою для хищников чтоб не стать.
Колясева И. В.
Читаю стихотворение по частям, разбираем, как каждое животное готовится к зиме.
А, сейчас, мы с вами в зверят превратимся и расскажем, как мы готовимся к зиме.
(По мере отгадывания загадок, одеваю на детей маски животных.)
Кто в лесу густом живет
И с куста малину рвет?
А, как вьюга засвистит,
Он в берлоге крепко спит.
(медведь)
Что за зверек :
Косоглазый трусишка -
Длинные уши,
Короткий хвостишко.
(заяц)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(белка)
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки
На меня они глядят
Молока они хотят. (еж)
Предок всех собак, поверь,
Этот серый хищный зверь.
Знает в овцах, козах толк
Страшный, хитрый, лютый…
(волк)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Хвост пушистый - краса.
А зовут ее …
(лиса)
Живет в норке,
Грызет корки.
Короткие ножки;
Боится кошки.
(мышь)
Задаю детям вопросы:
- Ежик, как ты готовишься к зиме?
- А, как ты, мышка, готовишься к зиме?
- Расскажи нам белочка о своей подготовке к зиме?
- Почему, ты, меняешь шубку на зиму?
- Расскажи о своих врагах белочка?
- Как, ты, медведь, готовишься к зиме?
- Чем, ты, утепляешь свою берлогу?
- Для чего тебе нужен жир?
- Волк и лиса, как вы готовитесь к зиме?
- Зайчик, почему ты меняешь шубку к зиме?
- Кого, ты, боишься?
- Зверята, кто из вас засыпает осенью и спит всю зиму?
- Молоды, зверята, превращаемся в ребят.
(дети снимают маски и садятся на свои места)
III. Заключительная часть.
Все задания Осени мы выполнили.
А, сейчас, я проверю, как вы запомнили, какие изменения происходят в живой и неживой природе осенью. Для этого мы поиграем в игру "Да - нет!"
Игра "Да - нет!"
Что же осенью бывает :
Тучки солнце закрывают?
Насекомые летают?
Холодный ветер налетает?
С деревьев листики срывает?
С юга птицы прилетают?
Нет? Ну, значит улетают
Птицы в теплые края?
Звери шубки все меняют?
Свои норки утепляют?
Все готовятся к зиме?
Солнце светит жарко - жарко?
Купаться можно, загорать?
Очень часто льют дожди?
Обуваем сапоги?
Одежду теплую снимаем?
Куртки, шапки надеваем?
Осень холод нам несет?
Ну, а первый снег идет?
За осенью зима грядет?
Колясева И. В.
Молодцы, ребята, все вы были внимательны, на все вопросы Осени ответили правильно.
За это вам Осень послала в подарок - вот эти замечательные рисунки для раскрашивания. (любые рисунки с изображением осенних признаков, природных явлений)
Примечание: если остается время раскрашиваем на НОД, а если нет - в другое свободное время.
Хорошо поработали, пора отдыхать.