Карылгаш Кенесова
НОД по музыкальному развитию в старшей группе «Музыкальная весна»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
ТЕМА: «Музыкальная весна»
ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА - старший дошкольный возраст (6 -7 лет)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование духовно–нравственной культуры ребенка через музыкальное наследие : народные инструменты и фольклор.
Знание многовековой истории своего народа и его культуры воспитывает гражданина своей страны.
Публикация «НОД по музыкальному развитию в старшей группе „Музыкальная весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты музыкальных занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
Знакомясь с народными инструментами, дошкольники приобщаются к народному творчеству и музыкальной культуре, тем самым воспитывается любовь к традициям своего народа. овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно. Поэтому обучение языку и развитие речи рассматриваются не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками — фонетическими, грамматическими, лексическими, но и в сфере общения детей друг с другом и с взрослыми (как овладение коммуникативными умениями).
Знание народных музыкальных инструментов воспитывает интерес и любовь к музыкальному искусству.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ Организационно-методическая
информация Содержание Примечание
1. Тема образовательной
деятельности Музыкальная весна
2. Доминирующая
образовательная область Художественно-эстетическое развитие– развитие музыкальной культуры. п. 2.6 ФГОС ДО
3. Ведущий вид деятельности детей Игровая
Познавательно-исследовательская
Коммуникативная
Слушание (знакомство с композитором Э. Григом)
Игра в оркестре
4 Методы и приемы реализации содержания занятия
4.1 Общепедагогические методы и приемы
Методы формирования сознания
Беседа об истории празднования дня Весеннего равноденствия.
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения
Игра в оркестре.
Методы стимулирования и мотивации деятельности
Занимательные ситуации – игра «Ручеек»
4.2 Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности Прослушивание музыкального произведения : «Утро»
Стихи о весне, загадки про перелетных птиц (читает музыкальный руководитель) Приложение 1 – изображение гармони, стихи, загадки.
5. Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное развитие – коммуникация со взрослыми и сверстниками, слушание и восприятие звучания музыкального инструмента, реакция на нее собственным откликом, адекватными эмоциями - вербальное взаимодействие детей друг с другом и ребенка со взрослым в процессе работы с музыкальным произведением.
Патриотизм
Познавательное развитие – формирование познавательных действий в процессе знакомства со старинными обрядами.
Художественно-эстетическое развитие – проявление ребенком себя в творчестве.
Физическое развитие – развитие мелкой моторики.
Речевое развитие – расширение словарного запаса по тематической группе «Оркестр»
6. Возрастная группа Старший дошкольный возраст (6-7 лет)
7. Цель Познакомить детей с музыкально-литературным материалом по теме «Весна» Сформулирована по программе «Детство»
8. Задачи Планируемые результаты
8.1 Обогатить детей музыкальными и литературными впечатлениями. Закрепить элементарные музыкальные понятия и ранее изученный материал.
8.2 Развивать способность к импровизации, чувство ритма, умение играть в оркестре.
8.3 Продолжать работу над пластичностью, творческим воображением, умением ориентироваться в пространстве.
8.4 Воспитывать в детях чувство красоты к природе, поэтическому слову, музыке. Ребенок внимательно прослушав музыку, приобретает умение эмоционально откликаться на прослушанное.
9. Возможные затруднения детей и способы их преодоления
Затруднения Способы преодоления
Дети с нарушениями внутреннего музыкального слуха.
Ребенок не воспринимает целостность мелодической структуры и ритмического рисунка (метроритм) Артикуляционные упражнения, ритмические упражнения. Приложение 2
Дети без нарушений внутреннего музыкального слуха.
Плохо различает тембр инструмента Работа с картинками, игровые упражнения со звукоподражанием
10. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Литературный ряд: стихи, загадки.
Изобразительный ряд:
- схемы изображения ритмических рисунков.
Материалы и оборудование: музыкальные инструменты (колокольчики, треугольники, деревянные ложки, бубны, карточки, аудиозаписи.
Приложение 1
Приложение 3
11. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Повторение признаков весны,
Сбор музыкального материала,
Подготовка музыкального оборудования, наглядного материала.
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ Этап Содержание Примечание
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему Детей в музыкальном зале встречает музыкальный руководитель.
Обыгрывается проблемная ситуация: помочь весне скорее вступить в свои права.
1.2 Мотивация деятельности детей Способствовать быстрому началу весны
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Определение признаков весны
Сбор музыкального материала,
Подготовка музыкального оборудования, наглядного материала.
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Беседа о композиторе Э. Григ.
Прослушивание звучание его произведения «Утро».
Знакомство с древними русскими традициями праздника «Прилета жаворонков»
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Игра «Ручеек» Приложение 4
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Что мы для этого делали?
Что нового узнали?
Что вам больше понравилось?
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ Культурные практики/
виды деятельности детей/
мероприятия Содержание Примечание
I. Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах
1.1 Рассказ о перелетных птицах Сочиняют сказку «Путешествие птички»
Дети готовят дома из теста Жаворонка.
Выставка народных Жаворонков. Выполняется в семье
Составленные рассказы слушаются. Образец и план вывешиваются на доске для родителей или предлагаются в памятках
II. Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности
2.1 Ребенок сам Лепить жаворонка из теста
2.2 Ребенок по приглашению педагога Принимает участие в хороводах и играх.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Мирек А. М. … И звучит гармоника. — М. : Советский композитор, 1979.
2. Музыка : Энциклопедия / Под ред. Г. В. Келдыш. — Репринтное издание «Музыкального энциклопедического словаря»
3. Гармонь. Картинки для оформительских и творческих работ, [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%8C%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&stype=image&lr=48&noreask=1&parent-reqid=1476372638822776-736561277414522494356600-sf10-025&source=wiz
4. Стихи про гармонь. Стихи про музыкальные инструменты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://neposed.net/kids-literature/detskie-stihi/stihi-predmetnii-mir/stikhi-pro-muzykalnye-instrumenty.html
5. Загадки про гармонь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://otvet.mail.ru/question/184453726
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«То толстеет, то худеет, на весь дом голосит». Что это? (Гармонь)
У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.
(Гармошка)
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?
(Гармонь)
— Ну-ка, гармонист Антошка,
Доставай свою гармошку.
Чтобы ноги в пляс пошли,
Нас скорей развесели.
— Так и быть, — сказал Антон,
И достал гармошку он,
Широко ее развел,
Из гармони звук пошел.
Развеселый, удалой,
Всем знакомый и родной.
Эге-гей, играй, гармошка,
Молодчина наш Антошка!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Артикуляционные упражнения:
Месим тесто
а) улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та;
б) пошлепать языком по губам пя-пя-пя;
в) закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
Часики
Улыбнуться, открыть рот, тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. повторить 5 — 10 раз.
Чистим зубки
Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево — вправо) под счет, затем за верхними зубами. Повторить 8 — 10 раз.
Чашка
Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык. Поднять края и кончик языка. Удерживать язык под счет до «пяти» или «десяти». Повторить 4 — 5 раз.
Лошадка
Улыбнуться, открыть рот, щелкать языком громко и энергично. Стараться. чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
Грибок
Улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к небу. Следить, чтобы рот был широко открыт.
Комарик
Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки десен. Пытаться произнести «дззззззз», протяжно, в течении 10 — 15 секунд.
Ритмические упражнения:
Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки : (с хлопками).
Сел сверчок на шесток,
Таракан – в уголок.
Сели- посидели.
Песенку запели.
Услыхали ложки-
вытянули ножки.
Услыхали калачи-
Да попрыгали с печи,
Да давай подпевать,
Подпевать да танцевать!
Как без дудки, без дуды,
Ходят ноги не туды
А как дудочку почуют,
Сами ноженьки танцуют.
Журавли пошли плясать,
Долги ноги выставлять.
Бух, бух, бух.
Выстукиваем ритм ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу.
Ай, туки, туки, туки,
Застучали молотки.
Застучали молотки,
Заиграли в локотки:
Тук- ток, тук- ток
Скоро Ванечке годок.
Постоянно чередуем хлопки в ладоши и удары ладоней о ладони партнера, приговаривая:
О, чки, чки, чки,
Очуречечки,
Ложки, плошки, поварешки,
Перевертушки!
При слове «Перевертушки» игроки прыжком поворачиваются вокруг себя и, на каком бы месте ни остановились, должны повторить игровой припев, также чередуя хлопки и удары ладоней о ладони. Поворачиваются до тех пор, пока не займут первоначальное положение.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Схемы ритмических рисунков:
ПРИЛОЖЕНИЕ 4