Ольга Сысоева
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Задачи:
Развивающие:
• Развивать способность детей соотносить конкретные слова с 3-х звуковыми схемами.
• Развивать аналитическое мышление, речевые умения, внимание.
Обучающие :
• Учить детей проводить звуковой анализ слова, дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, определять место ударения в слове.
• Закреплять навыки деления слов на слоги.
• Учить детей определять местоположения звука в слове.
Воспитательные:
• Воспитывать дружеские взаимоотношения, доброту и отзывчивость.
Методы и приё мы:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Отгадывание загадок, ответы на вопросы, чередование индивидуальных и хоровых ответов, сочетание речевых ответов с практической деятельностью, просмотр иллюстраций, схем.
Предварительная работа:
Беседа на тему: «Дружба», по вопросам нравственного воспитания
Чтение сказок, отгадывание загадок
Разучивание физминутки
Словесные игры: «Назови братца», «Подели слова на слоги».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня нас на помощь позвала книга сказок. А вы любите сказки? Хотите побывать в сказках? Тогда давайте все вместе скажем волшебные слова из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик»
Лети, лети, лепесток,
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели
Вели, чтобы мы попали
В гости к героям сказок.
Воспитатель: Отгадайте загадку и вы узнайте в гостях, у какой сказки мы оказались.
Стоит домик расписной,
Он красивый вот такой.
По полю зверюшки шли,
Остались в доме жить они. («Теремок»)
Воспитатель: Правильно, это всем знакомая и любимая русская народная сказка «Теремок». Ребята, герои этой сказки поссорились, они не могут договариваться между собой, кто на каком этаже будет жить.
Давайте поможем им. Если в названии животного один слог, он будет жить на первом этаже терема, если в названии животного два слога, он будет жить на второй этаже, если в названии животного три слога, то поселим его на третьем этаже.
Воспитатель: Вспомните, пожалуйста, как можно определить количество слогов в слове.
Дети: Прохлопать, прошагать, сколько гласных в слове, столько и слогов.
Игра “Кто в домике живёт?”
- На каком этаже живёт мышка? (на втором этаже – 2 слога).
- На каком этаже живет лягушка? (на третьем этаже – 3 слога).
- На каком этаже живет зайка? (на втором этаже – 2 слога).
- На каком этаже живёт лисичка? (на третьем этаже – 3 слога).
- На каком этаже живёт волк? (на первом этаже – 1 слог).
- На каком этаже живёт медведь? (на втором этаже – 2 слога).
Воспитатель: Ребята, все звери вам очень благодарны, ведь вы их помирили. Лучше жить в дружбе и не ссориться.
Воспитатель: Ну, а мы с вами продолжаем дальше наше путешествие по сказкам.
Воспитатель: Отгадав следующую загадку, вы узнаете героя сказки.
Я из сказки коротышка
Очень добрый я мальчишка
Ничегошеньки не знаю
Оттого, что не читаю
Я опять попал в беду
И как быть тут – не пойму. («Незнайка»)
Воспитатель: Правильно, это Незнайка. Ребята, Незнайка не любит читать, а вы любите, когда вам читают книги? А зачем нужны книги, есть от них польза или нет?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, книги несут нам знания.
Воспитатель: И вот в одной очень полезной книге я вычитала, чтоб глаза не уставали на занятии, надо сделать гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз.
Вот летит большая птица,
(открываем и закрываем глаза)
Плавно кружит над рекой.
(круговые движения глазами)
Вправо, влево пролетела
(посмотреть по сторонам)
И на воду тихо села.
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами покажем Незнайке, как умеем разбирать слова по звукам. Для этого разберем слово «книга».
(Педагог предлагает взять коробочку с фишками и полоску с домиками для звуков)
Звуковой анализ слова «книга».
Воспитатель: Назовите 1-й звук в слове и скажите, какой он?
Ребё нок: Звук «К» - это твёрдый согласный и обозначается синей фишкой.
(Дети самостоятельно выполняют, один ребёнок выполнять у доски)
Воспитатель: Назовите 2-ой звук и обозначьте его фишкой. Какой это звук?
Ребё нок: Звук «Нь», мягкий согласный звук, обозначаем зеленой фишкой.
Воспитатель: Какой 3 –й звук?
Ребё нок: Звук «И» - гласный звук, обозначается красной фишкой.
Воспитатель: Какой 4-й звук в слове?
Ребё нок: Звук «Г» - это твёрдый согласный и обозначается синей фишкой.
Воспитатель:
Какой 5-й звук?
Найдите самостоятельно и обозначьте фишкой.
Ребё нок: В слове «книга» 5-й звук «А» - гласный, обозначается красной фишкой.
(Дети ведут указкой от начала до конца прочитывают слово).
Воспитатель:
- Сколько всего звуков в этом слове?
- Сколько всего согласных?
- Сколько мягких согласных?
- Сколько твердых согласных?
- Сколько гласных? Какие гласные?
Воспитатель: На какой гласный звук падает ударение? На какой слог по счету, на первый или второй?
Дети: Ударение падает на гласный звук «И», на первый слог.
Воспитатель: Произнесите слово так, чтобы хорошо был слышен ударный звук «И».
Дети хором произносят слово «книга».
Воспитатель: Фишкой, какого цвета мы обозначаем ударение
Дети: Фишкой чёрного цвета.
Воспитатель: Послушайте стихотворение:
Ударный звук, ударный звук!
Он назван так недаром…
Эй, невидимка молоток,
Отметь его ударом!
Воспитатель:
Давайте поиграем со словом “книга ”. Уберите звуки под мою диктовку: и, нь, к, а, г.
Физкультминутка
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем и сразу в путь!
Нам советует Мальвина:
Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево – вправо раз, два, раз, два.
Вот Дюймовочки слова:
Чтоб была спина пряма.
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули? Снова в путь!
Воспитатель: Ребята, книга нас приглашает в следующую сказку. А в какую, угадайте.
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
Ну, отгадайте, как звали ее? (Красная Шапочка)
Воспитатель: Ребята, Красная Шапочка любит играть в игры со звуками. Она предлагает вам игру «Где живет звук «Ш».
Воспитатель: У каждого из вас на тарелочке лежат карточки с картинками в названиях, которых есть звук «Ш». Вам надо определить, где находится этот звук: в начале слова, в середине или в конце, используя сигнальные карточки.
( На карточках черный квадратик находится в трех позициях: начало, середина, конец)
Воспитатель: Проверьте друг у друга, правильно ли вы выполнили задания Красной Шапочки.
Воспитатель: И последняя сказка, где героини требуется наша помощь.
Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда, и как я зовусь,
И лишь только полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. (Золушка)
Воспитатель: Ребята, Золушка очень хочет попасть на бал, но злая мачеха как всегда дала ей самую трудную работу. Может вы ей поможете? А знаете, какое сложное задание дала мачеха? Золушке надо разложить продукты по корзинам, на каждой корзине определенная схема слова. Помогите Золушке подобрать картинку с названием продукта в соответствии схемы на корзине.
лук
соль
рис
Воспитатель: Молодцы, со всеми заданиями справились, помогли героям сказок. Помните в фильме - сказке «Золушка», маленький мальчик помощник Феи говорил: «Я не волшебник, я только учусь», так и мы с вами не волшебники, а только учимся, учимся быть внимательными и заботливыми, а самое главное дружными и отзывчивыми! И значит, у нас всё получится!
Дорогие друзья, что вам понравилось на занятии больше всего?
Что было трудным?
А что узнали нового?