Боярова Елена Федоровна
НОД по сказке К. Чуковского «Федорино горе»
НОД по сказке К. Чуковского «Федорино горе»
Подготовила Боярова Елена Федоровна
Цель: расширить представление детей о посуде.
Задачи:
Образовательные : закрепление знаний о сказках К. Чуковского, расширение и конкретизация представлений о посуде, её назначении, частей из которых она состоит; расширение активизация словаря по теме: «Посуда»; совершенствование грамматического строя речи (образование качественных прилагательных, согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода ед. числа, употребление существительных в форме родительного падежа ед. числа со значением отсутствия, образование имён существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
Публикация «НОД по сказке К, Чуковского „Федорино горе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Конспекты занятий
- «Федорино горе», Чуковский К.И.
- «Федорино горе». Конспекты занятий
- Темочки
Развивающие: развитие слухового восприятия, диалогической речи укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, способности управлять движениями кисти по показу, словесной инструкции; координации речи с движением, физиологического дыхания. Развитие памяти, внимания, логического мышления, восприятия.
Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, воспитание интереса к сказкам К. Чуковского, бережного отношения к посуде, эмоциональной отзывчивости.
Оборудование: книга со сказками К. Чуковского, а на ней бумажные цепь и замок, презентация к занятию, посуда: (чайник, сковорода, кастрюля, чашка. ложка, вилка, тарелка, сахарница, разрезные картинки чайника и чашки, стаканчики с водой, трубочки для коктейля, угощение.
Предварительная работа:
• чтение сказок К. Чуковского,
• дидактические игры: «Викторина сказок К. Чуковского», «Собери посуду»,
• разучивание стихотворения о посуде, подвижной игры «Посуда» на координацию речи с движением, пальчиковой игры.
• экскурсия на кухню и знакомство с кухонной посудой и работой повара;
• ИЗО деятельность «Раскрась тарелочку»
• Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие»
• развивающая игра: «Собери картинку»,
• совместная деятельность в уголке экспериментирования.
Ход занятия.
Воспитатель: Присаживайтесь ребята. Я сегодня пришла к вам с волшебной книгой. Это книга сказок К. Чуковского, только она закрыта. (на экране изображение закрытой книги). А я вас хотела пригласить в путешествие по сказке. Вы хотите? Но, чтобы попасть в сказку надо открыть замочек.
1. Пальчиковая гимнастика.
Начинаем колдовать. пальцы соединили
Двери в сказку открывать, пальцы разъединили
Хоть замочек очень крепкий, соединяем пальцы рук
Металлический и цепкий. повороты вправо, влево,
Мы его сперва покрутим, от себя, на себя
А потом три раза дунем. дуем
Покачаем: раз – два – три. покачиваем
Дверь, замочек отопри! пальцы разъединили.
Воспитатель: вот книга и открылась. Мы с вами попали в сказки К. Чуковского.
( на экране появляются: раскрытая книга и иллюстрации сказок К. Чуковского)
Воспитатель:. Ребята, назовите какие сказки К. Чуковского вы знаете?
( дети называют: «Доктор Айболит», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Федорино горе») .
Я вас приглашаю в одну из этих сказок, а в какую, догадайтесь сами.
2. Развитие слухового внимания. ( за ширмой слышатся звуки: ложка в стакане, звон посуды, стук крышки о кастрюлю, переливание воды из стакана в стакан) .
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно! Что это за звуки? Какие предметы могут издавать эти звуки? (Ответы детей).
Вы, догадались из какой сказки эти звуки?
Дети: из сказки «Федорино горе» (на экране появляется крупный портрет «Федоры»)
Воспитатель: Какое горе случилось у Федоры?
Дети: Посуда убежала от нее.
В-ль: Почему она убежала?
Дети: Потому что она её не мыла, закоптила.
3. Активизация словаря
В-ль: Какая посуда убежала от Федоры? Давайте отгадаем загадки. (на экране показывает ответ отгадки)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
(Чайник.)
Сама не ем, а людей кормлю.
(Ложка.)
И в столовой, и на кухне,
В ресторане и везде:
Если варят – то в…
(кастрюле,
Жарят на… (сковороде).
Молодцы! Правильно отгадали!
Слышен плач Федоры. Появляется Федора (исполняет свою песню).
В-ль: Федора, не плачь, вот же твоя посуда.
Выходят дети с эмблемами посуды (сценка).
4. Инсценировка.
В-ль: А вот и она…
Автор: Жила была посуда: чайник, чашка и блюдо,
Ножик, вилка и ложка, кастрюля и поварешка.
Посуда дружила с едой, посуда дружила с водой
И с человеком дружила, она его вкусно кормила! (все вместе).
Федора : поёт песню «Ой, вы бедные сиротки мои.» (отмывает посуду)
В-ль: Вот, это да! Посмотрите, какая чистая стала посуда! И стало видно из чего она сделана.
Федора : Ребята, расскажите нашим гостям из чего сделана посуда. Какая она?
5. «Какая бывает посуда?» Посуда расставлена на столе, дети рассматривают ее и образуют качественные прилагательные (кастрюля из металла – металлическая, стакан из стекла – стеклянный и т. д.) Представлена стеклянная посуда (банка и стакан, фарфоровая (чашка и блюдце, металлическая (кастрюля и чайник, пластмассовая (вилка и нож, деревянная (стакан и миска, бумажная (тарелка и стакан).
Федора : ребята, у меня для вас ещё одно задание. Из чего сделана посуда вы знаете. А вот посмотрите здесь стоит вся моя посуда. (выносит всю посуду на подносе). Помогите мне расставить правильно на этот первый поднос чайную посуду, на второй поднос кухонную посуду и на третий поднос столовую посуду.
6. Эстафета (дети расставляют на три подноса чайную, столовую и кухонную посуду).
7. Физкультминутка
Проводится хороводная игра «Изобрази посуду» на координацию речи и движения.
Вот большой стеклянный чайник: Дети надувают животик.
Очень важный, как начальник!
Ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик.
Вот фарфоровые чашки: Очень хрупкие бедняжки!
Приседают, одна рука на поясе.
Вот фарфоровые блюдца: Только стукни – разобьются!
Кружатся, рисуя руками круг.
Вот серебряные ложки: Голова на тонкой ножке.
Потягиваются, руки вверху смыкают над головой.
Вот пластмассовый поднос: Он посуду нам принес!
Федора : Когда посуда разбежалась,
Она разбилась, и сломалась,
Вы, друзья, мне помогите
И посуду соберите.
8. Дети по разрезным картинкам собирают посуду. (Две команды по пять человек на столе собирают чашку и чайник). Рассказывают про посуду, которую собрали из частей, например: «Из фарфоровой чашки Федора пьёт чай. В фарфоровом чайнике Федора заваривает чай.)
Федора : Ой, какие же вы молодцы! Склеили мою чашку и чайник. Да, вот беда… Посмотрите, на мой чайник. И даже не знаю без чего он теперь. Помогите мне, пожалуйста, определить без каких он частей?
9. Дети по слайду презентации называют недостающие части чайника.
Игра «Без чего чайник?» и дают полные ответы: «Чайник без носика. Чайник без ручки и т. д.
Федора : Ребята, какие же вы молодцы! Спасибо Вам! Я теперь исправлюсь!
10. Дыхательная гимнастика «Вода кипит».
В-ль: Чайник мы Федоре сделали осталось только вскипятить и порадовать её.
Возьмите стаканчики и трубочки. Сделайте глубокий вдох носом, затем подуйте в соломинку, не раздувая щек.
Вода закипает потихоньку, появляются маленькие пузырьки, кипит сильнее, а теперь забурлила. Помните, что чай горячий. Нужно быть очень осторожным, чтоб не получить ожоги.
В-ль: Дети, в какое время суток Федора пьет чай?
Дети: Может утром, днем и вечером.
В-ль: Как называется прием пищи утром? днем? вечером?
(завтрак, обед, ужин)
Федора : Спасибо, вам, что помогли мне! Я теперь исправлюсь и научусь правильно обращаться с посудой. «Уж не буду, уж не буду я посуду обижать. Буду, буду я посуду и любить и уважать!»
В-ль: Стала Федора посуду беречь, разговаривать с ней как с живой.
11. Называть ее ласково. Это как? (дети называют слова ласково)
Чашка – чашечка Ложка –ложечка
Тарелка –тарелочка Кастрюля –кастрюлька
Нож –ножик Кружка-кружечка
Вилка-вилочка Чайник-чайничек
Самовар –самоварчик Стакан-стаканчик.
12. Итог занятия
В-ль: Если вы будите бережно относиться к посуде, то какая она у нас будет? Подбор слов-признаков. (будет всегда чистая и блестящая, новая, красивая).
Сказка учит добро понимать
О поступках людей рассуждать
Коль плохой, то его осуждать
Ну, а слабый – его защищать.
Федора : За свое плохое обращение
Я попрошу у посуды прощение! (Делает поклон)
И хочу отблагодарить.
Федора выносит сюрприз и показывает детям и гостям (звучит музыка).
Чаем вкусным угостить.
С мятой, лимоном, вареньем.
С сухарями и печеньем.
В-ль:
Спасибо за приглашение Федорушка,
Но вот и пришла пора прощаться.
Мы благодарны всем гостям,
Что вы пришли сегодня к нам. Обращается к детям: Ребята, если вам интересно было на занятии, то возьмите Солнышко с собой, а если было не очень комфортно – то тучку.