Ольга Чистова
НОД по речевому развитию в старшей группе «Зимушка — зима» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Возрастная группа : старшая
Тема НОД: «Зимушка- зима».
Цель: Развитие связной речи у детей, систематизация знаний о зиме, зимних явлениях.
Задачи:
Публикация «НОД по речевому развитию в старшей группе „Зимушка — зима“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Обучающие : закреплять умение заканчивать стихотворные строки словами, подбирая их по рифме и смыслу (игра «Доскажи словечко»).
Согласовывать существительные и прилагательные.
Упражнять в образовании однокоренных слов, используя уменьшительно - ласкательную форму («Назови ласково»)
Продолжать учить детей делить слова на слоги.
Развивающие : Развивать умение логически мыслить, четко формулируя свои ответы и давать их в грамматически правильной форме.
Приучать оценивать свое настроение и работу на занятии.
Развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, мелкую моторику и общую моторику, координацию слова в движении.
Воспитательные: Воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.
Воспитывать у детей интерес к природе и бережное отношение к ней.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Словарная работа: снежная, снегопад, снежок, красивая, ледяной, холодный, искрящийся,гололёд.
Предшествующая работа: Беседа о зиме, Рассматривание картинок, фотографий и другого иллюстрированного материала с зимними пейзажами; чтение художественной литературы по теме, дидактическая игра «Когда это бывает?» ,наблюдение за погодой на прогулках.
Оборудование: коробка, украшена снежинками; письмо, угощение (конфеты); снежинки для коробки; снежок для игры; картинки,что хорошо и что плохо зимой, мнемотаблица.
Ход НОД
Деятельность воспитателя Деятельность детей
I. Вводная часть
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Встанем, за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! Посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте, поздороваемся! (дети стоят в кругу)
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель вносит украшенную снежинками коробку.
Воспитатель: - Ребята, вы хотите узнать от кого эта посылка? (да)
Для этого вам нужно отгадать загадку:
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла. (Зима)
Воспитатель: - Ребята, эту посылку прислала нам зимушка-зима и здесь какая-то записка:
«Дорогие ребята старшей группы, я для вас приготовила сюрприз, но Злая Вьюга заколдовала мою посылку и чтобы расколдовать ее, вам необходимо выполнить задания»
Воспитатель: давайте расколдуем посылку и посмотрим,что за сюрприз приготовила нам Зима. Готовы вы выполнить задания?
Дети: да.
Основная часть.
Мы будем брать снежинки по порядку. Под каким номером нам нужно взять снежинку (вызвать ребенка, который ищет снежинку под номером №1)
Воспитатель:
Вот вам первая снежинка,
И на ней задание.
Вы скажите мне, друзья,
А какая я – зима? Какое сейчас время года? Как вы узнали, что наступила зима? Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (Декабрь, январь, февраль). А сейчас какой месяц? (январь).Молодцы справились с заданием. Какую следующую снежинку возьмём?
Снежинка № 2 .
Игра «Хлопни или топни».
Давайте с вами вспомним звуки С- З. Как мы их призносим? (отрывисто) Правильно. Значит это какие звуки гласные или согласные? Правильно согласные. Давайте поиграем.
- Хлопните в ладоши, если услышите звук С, топните ногой, если услышите звук З.
Сахар, озеро, заря, синичка, золотой, серебряный, солнце, звезда.
- А теперь выполняют задание только девочки (мальчики контролируют) :
Суровый, заяц, снегирь, зима.
- А сейчас выполняют задание мальчики:
Слева, внизу, озорник, сумка.
Следующая снежинка у нас под номером 3.
Снежинка № 3 . Дидактическая игра: «Какая бывает зима».
- Зима, какая? (белая, морозная, веселая, красивая, снежная, холодная)
- Снег, какой? (белый, пушистый, холодный, липкий, скрипучий, мягкий)
- Мороз, какой? (сильный, злой, крепкий, слабый)
- Снег что делает? (идет, падает, летит, кружится, скрипит)
- Мороз что делает? (щиплет, трещит, кусает, рисует) - А снежинка какая (белая, колючая, легкая, падающая, блестящая, холодная, маленькая, большая, красивая, узорная, невесомая, мокрая)
-Давайте с вами сейчас подуем на снежинку. Носом вдохнули и дуем на снежинку.
Умницы. Какая следующая по счёту будет снежинка?
Снежинка № 4. Дидактическая игра «Назови ласково»
Я буду кидать вам снежок, называя слово, а вы мне будете его возвращать,называя это слово ласково, например: зима – зимушка.
Мороз - морозец
Снег - снежок
Лёд - ледок
Ветер - ветерок
Шапка - шапочка
Шарф - шарфик
Валенки - валеночки
Санки - саночки
Шуба - шубка
Снеговик - снеговичок
Льдина – льдинка
-Ребята! Снежок холодный, и руки у вас наверное замёрзли. Давайте с вами согреемся!
Проводится самомассаж.
Вот на улице мороз! (указательным пальцем массировать точку между бровями)
Эй, потри скорее нос, (то же у другую сторону)
Подбородок отогрей (массаж точки под нижней губой)
Улыбнулись всем скорей (в другую сторону)
И у глаз потрем дружнее (круговые движения на висках)
Веселее, веселее. (в другую сторону)
Ну-ка взялись мы за уши (большие пальцы за ушами)
Ни к чему нам бить баклуши (круговые движения).
Покрутили, повертели – вот и уши отогрели!
Каждый палец согреваем, (снимать кольцо с каждого пальца,
Сильно-сильно растираем.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что согрелись тогда давайте возьмём следующую снежинку № 5.
Упражнение «Подели слова на слоги»
Приготовьте ваши ручки, сейчас мы поиграем, будем делить слова на слоги и найдём самое длинное слово. Для этого поделим слова на слоги хлопками. (Снег, сан-ки, сле-ды, мо-роз, со-суль-ка, сне-го-вик, сне-гу-роч-ка) Какое слово было самое длинное?
Молодцы правильно выполнили задание.
Физминутка. Зима
Мы зимой в снежки играем,
По сугробам мы шагаем,
И на лыжах мы бежим,
На коньках по льду скользим.
И Снегурку лепим мы,
Гостью – зиму любим мы.
Снежинка №6.
Разучить стихотворение М. Бойкова про «Снеговика»,
(по мнемотаблице)
Раскраснелась детвора –
Накатала три шара!
Друг на друга их сложили
И ведро нагромоздили.
Нос – морковка, уголь – глазки,
Снеговик из детской сказки!
Руки – ветки, рот – конфета,
Пусть стоит теперь до лета!
Воспитатель: Кто хочет рассказать стихотворение? (2-3 ребенка рассказывают стишок).Молодцы.
У нас осталась последняя снежинка № 7.
Игра «Хорошо»-«Плохо».Разделитесь на две команды. Как вы считаете зима –это хорошо или плохо? Первая команда докажет мне почему зима –это плохо,а вторая команда,что зима-это хорошо. Выберите нужные картинки и разложите на мольберты.
Воспитатель: Ребята мы с вами выполнили все задания. Давайте откроем посылку. (открываем,там угощение). Посмотрите ребята,что для вас приготовила Зимушка зима. Дети с воспитателем заходят в группу.
Дети здороваются.
Дети садятся на стульчики
Дети : да.
Отгадывают загадку.
Слушают воспитателя.
Дети: да.
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей.
Играют в игру.
Ответы детей.
Играют в игру.
Делают самомассаж.
Делят слова на слоги.
Выполняют движения по тексту.
Разучивают стихотворение по мнемотаблице.
Рассказывают стихотворение.
Раскладывают картинки почему зима - это плохо, почему зима - это хорошо.
.
Ответы детей.
Рефлексия. – Кому мы помогли? О каком времени года мы сегодня говорили?
- Мы с вами много играли, вам понравилось?
- А что понравилось больше всего делать?
Молодцы!
Воспитатель открывает коробку и раздает угощения.