Елена Разинкина
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Весна-красна, приди скорей!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
-развитие связной речи по лексической теме «Весна».
Образовательные задачи:
-закреплять характерные признаки весны;
-упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно--следственные связи;
-обогащение и активизация словаря по теме «Весна»;
-закреплять умение составлять рассказ по мнемотаблице;
-совершенствовать грамматический строй речи;
-формировать умение подбирать имена прилагательные к существительным с противоположным значением.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в средней группе „Весна-красна, приди скорей!“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
-развивать диалогическую и связную речь;
-развивать слуховое внимание и логическое мышление;
-развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику;
-развивать общую и мелкую моторику
Воспитательные задачи:
-воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе и бережное отношение к ней;
-формировать умение работать в коллективе
Интеграция областей:
речевое развитие
познавательное развитие
физическое развитие
социально-коммуникативное развитие
Образовательные технологии:
здоровьесберегающие
игровые
развивающего обучения
Методические приемы:
Игровые
Словесные
Слушание музыки
Наглядные
Предварительная работа с детьми: наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы; рассматривание картинок с приметами ранней и поздней весны, репродукции картин по теме «Весна», альбом «Перелетные птицы», «Дикие животные»; чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок о весне; художественное творчество на тему «Весна»; дидактические и подвижные игры.
Демонстрационный материал: мнемотаблица «Ранняя весна» из квадратов, письмо от птички, тряпичная кукла - Веснянка, «следы весны» - конверты с заданиями.
Раздаточный материал: два жёлтых картонных круга, пуговицы, камушки.
Оборудование: звукозапись «Голоса птиц».
Ход нод:
1. Оргмомент: Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку. Молодцы, ребята, а сейчас повторяйте за мной:
Проснулось солнышко и сладко зевнуло, (Поднять руки вверх) Солнышко лучик тебе протянуло, (Протянуть руки в центр круга) Солнышко щечку тебе полоскало, (Погладить ладонями щечки) Доброго утра пожелало! (Прижать ладони к груди)
2. Постановка проблемы:
Послушайте внимательно слова: Солнышко, проталины, подснежник, ручейки, почки-листочки, птицы, …. Как вы думаете, о чём говорят нам эти слова? О каком времени года? (о весне) А давайте позовём весну в гости : «Весна-красна, прийди к нам!» (Дети повторяют)
Звучит музыка – пение птиц. Воспитатель показывает птичку (воробей, в клюве которой письмо.
Кто это так весело поёт? Кто к нам в гости прилетел? (воробей) Что он нам принёс?
- Хотите узнать, от кого это письмо что в нём написано?
«Дорогие ребята! Я слышала, что вы звали меня. Но случилась со мной беда. Волшебница Зима не хочет уступать мне место. Спрятала меня в лесу, заколдовала, засыпала дорожку снегами непроходимыми, закрыла солнышко тучами снеговыми. Помогите, пожалуйста, мне выбраться, выполните задания. А чтобы вам легче было меня искать, я оставила свои следы. Желаю удачи в вашем нелегком деле. До свидания.»
От кого же это письмо?
- Ну что, ребята, поможем Весне? Отправимся на ее поиски?
3. Основная часть.
Первый след весны (овал из бумаги). Нужно правильно и чётко произнести звуки (артикуляционная гимнастика).
Ши-ши-ши – солнце в небе выше? (Дети повторяют предложение с утвердительной интонацией).
На первом предложении педагог дает образец, проговаривая утверждение вместе с детьми.
Ло-ло-ло – и на улице тепло?
Ки-ки-ки – зажурчали ручейки?
Цы-цы-цы – запели звонко птицы?
Ты-ты-ты – скоро вырастут цветы?
На-на-на – это к нам пришла весна! (Последнее предложение проговаривается с восклицательной интонацией).
- Молодцы! Вы так хорошо выполнили первое задание, что появилась первая примета Весны : (воспитатель показывает мнемоквадрат – солнышко)
-А вот и наше солнышко. Посмотрите, какое оно красивое!
- Солнце желтое как (одуванчик, лимон)
- Солнце круглое как (мячик, шарик)
- Солнце ласковое как (мама, бабушка)
-Солнце жаркое как (костер, огонь….)
- Солнышко предлагает нам поиграть. (Пальчиковый игротренинг и игровой самомассаж)
Ладошка-это солнышко,
А пальчики лучи.
Пальцы- лучики проснулись
Наклонились- потянулись.
Быстро встали на зарядку,
Рассчитались по порядку! 12345!
Кто назовет первую примету весны?
Ребенок: «Весной солнце свети и греет»
Вы справились и с этим заданием. Пойдёмте дальше (подводит к столам).
Второе след весны - Дидактическая игра «Портрет солнышка»
Дети делятся на две команды, каждой даётся круг жёлтого цвета.
- На что похож круг? (на солнышко) Чего не хватает солнышку, чтобы оно светило ярче и грело нас теплее? (лучиков). Первая команда выложит лучики из пуговиц, а вторая – из камушков.
-Пока вы выкладывали лучики, Солнышко пригрело- и вот появились первые проталины. Вот он второй «след» Весны!
- Помните, красивое стихотворение про Снегурочку? (произносим вместе)
Т. Белозеров «Подснежники»
Плакала Снегурочка, зиму провожая.
Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.
Там где шла и плакала, трогая березы,
Выросли подснежники- Снегурочкины слезы
- Давайте посмотрим, что под этим следом спрятала Весна. (Достаем мнемоквадрат с изображением проталины с подснежником)
-Проговорим эту примету Весны. Ребенок: «Весной тает снег, появляются проталины и первые цветы- подснежники». Затем вместе хором.
Третий след весны – закличка.
- Чтобы весна нас услышала, надо ее позвать
1 2 3 4 5- мы весну идем встречать! Дети разучивают закличку (сначала все хором, затем кто-то оди).
«Весна- красна, приди скорей,
Землю солнцем обогрей!
Пусть тает снег, исчезнет лед,
А птичка песенку споет.
Скорей набухнут почки,
И вырастут листочки!»
-Посмотрим, что же под этим следом- мнемоквадрат «дерево с листочками)
-Кто назовет эту примету весны? (Весной на деревьях набухают почки, и появляются листочки)
Четвёртый след весны. А что же под ним? Загадки о перелё тных птицах:
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка)
На шесте - дворец,
Во дворце - певец.
(Скворец)
Перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(грач)
(мнемоквадрат «птицы»). Кто назовет эту примету?
- Ребенок: Весной из теплых краев возвращаются перелетные птицы.
- Птички предлагают нам поиграть в игру
Дидактическая игра "Скажи наоборот"
-Вставайте в кружок. Я вам буду бросать мячик, говорить, что бывает зимой, а вы отвечаете, что бывает весной и бросаете мне мяч обратно.
Зимой снег белый, а весной. (черный)
Зимой снег чистый, а весной. (грязный)
Зимой дни холодные, а весной. (теплые)
Зимой дни короткие, а весной. (длинные)
Зимой солнце тусклое, а весной. (яркое)
Зимой небо серое, а весной. (голубое, светлое)
Зимой ветер холодный, а ветер весной. (теплый)
Зимой солнце низкое, а весной. (высокое)
Отправляемся дальше!
Ой тише, ребятки, кажется Весна разбудила медведя! Он выбирается из берлоги.
Пятый след весны - Инсценировка «Медведь»
Дети ложатся на ковёр калачиком. Под стихи, которые читает воспитатель, показывают действия:
Без забот и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны
И, наверно, видел сны. (лежат «калачиком»)
Вдруг проснулся косолапый (садятся на колени, зевают)
Слышит – каплет! Вот беда! (показывают на правое ухо – «слушают», огорчились)
В темноте пошарил лапой («шарят» вокруг)
И вскочил – кругом вода! (вскакивают)
Заспешил медведь наружу:
Заливает – не до сна! (косолапя, встают по краю ковра)
Вылез он и видит лужи! (широкий жест руками – большие лужи)
Тает снег – пришла (хором - весна)
Вот и последний след. Что же здесь? (мнемоквадрат – медведь вылезает из берлоги).
4. Заключительная часть.
Воспитатель на мольберте выкладывает мнемоквадраты.
- Это наша помошница таблица, которая поможет выполнить нам последнее задание. Сейчас мы расскажем о весне все, что узнали. Вспомним главное правило красивой речи: говорим всегда красиво, смело и неторопливо. Ясно, четко говорим, потому что не спешим.
Дети расказывают о приметах весны с помощью мнемотаблицы.
- Ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями! И вот она- красавица Весна! Дарит вам она весёлые солнышки, чтобы у вас, ребята, было весёлое солнечное настроение.