Ирина Артеменко
НОД по речевому развитию в средней группе «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №23 «Золотой ключик»
Конспект
по речевому развитию в средней группе «А»
«Осень»
Подготовил воспитатель:
Артеменко И. Г.
г. Георгиевск 2017г.
ЦЕЛЬ:
-Формировать представления детей о временах года, их последовательности и цикличности. Закрепление знаний детей о жизни лесных животных в осенний период.
ЗАДАЧИ:
1. Образовательные:
Публикация «НОД по речевому развитию в средней группе „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
-Закрепление знаний детей о жизни лесных животных в осенний период.
- Закреплять название овощей и фруктов
- Формировать представление о предлогах «на», «под», «за», «в».
-Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень».
- Формировать умение детей составлять связные рассказы про животных с использованием наглядных пособий.
-Развивать умение подбирать качественные прилагательные
-Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
- Упражнять в использовании форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих фрукты.
2. Развивающие :
- Развивать умение находить отличительные черты осени.
-Развивать наблюдательность, память, внимание.
-Развивать умение в отгадывании загадок.
3. Воспитательные:
-Воспитывать доброжелательное отношение к животным.
-Воспитывать взаимопомощь, способствовать сплочению детского коллектива, любовь и уважение к природе.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: игрушка Дракоша, картинки по теме «Осень», несколько картинок с изображением других времён года, диких животных, листок на ниточке, муляжи овощей, фруктов, две корзинки, иллюстрация «Осень», поднос скусочками овощей и фруктов на шпажках.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Наблюдения на прогулке за приметами осени, просмотр видео презентации и беседа на тему «Как звери к зиме готовятся» чтение произведений : Бунин «Листопад»,Ушинский «Четыре желания».Рассматривание иллюстраций по теме «Осень». Беседы с детьми, Рисование по теме «Осень». Дидактические игры: «Когда это бывает?», «В гостях у осени».
Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-Ребята, а кто хочет сделать зарядку для язычка и губ,ведь мы сегодня будем много говорить.
(Артикуляционная гимнастика)
Жил был язычок в своём домике - ротике. Каждое утро выходил язычок на порожек полежать, погреться на солнышке. Смотрел вниз, вверх, вправо, влево, потянулся,выгнул спинку, как кошечка, спрятался в домик,стал там орешек катать. Потом решил поработать,стал молоточком стучать д-д-д-д-д (губы в улыбочке, зубы видны, язычок упирается в верхние зубы, гвоздик забивать т-т-т-т. Устал, лёг отдыхать.
Сегодня к нам пришёл необычный гость. Отгадайте кто это.
И не рыба, и не зверь.
В сказке он живет, поверь.
Весь в чешуйках до хвоста,
И тройная голова.
Ответ: Дракон
-Здравствуйте,ребятая очень рад,что попал сегодня к вам. У меня к вам есть много вопросов. У нас в нашей сказочной стране все сейчас только и говорят,что на улице осень. А что это такое, я не знаю. Может быть,вы мне поможете и объясните.
Воспитатель: -Конечно, Дракоша,наши дети тебе всё объяснят. Они уже много знают. Давайте вспомним приметы осени,а помогут нам картинки.
Ой,а картинки все перепутались. Нужно найти только те,на которых изображена осень.
(дети подходят и выбирают осенние картинки. Объясняют свой выбор)
Давайте ещё раз для Дракоши назовём приметы осени.
Дети: -на улице становится холоднее. Почему (солнце греет не так сильно,как летом) ;на деревьях желтеют,краснеют листья,а потом опадают; птицы улетают в тёплые края; звери готовятся к зиме (меняют шубки,делают запасы); люди убирают урожай; люди теплее одеваются; часто идут дожди.
Воспитатель: Вот сколько примет осени тебе,Дракоша,дети назвали,а теперь давайте поиграем в игру «Ласковые слова».
Я говорю - солнце, а вы говорите ласково – солнышко.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»
Ветка - веточка,
Дождь - дождичек,
Ручей - ручеек,
Трава - травка,
Цветок - цветочек,
Ветер - ветерок,
Туча - тучка,
Песок – песочек,
Дерево – деревце.
Лист-листочек
Воспитатель: Листик услышал,что о нём говорят,и захотел с вами поиграть. Наш листочек упал с берёзки,он какой (берёзовый).Он будет летать по группе, а мы понаблюдаем за ним.
ПУТЕШЕСТВИЕ ЛИСТОЧКА
Как листочек сейчас летает? (высоко,низко,быстро,медленно).
Устал листик,решил отдохнуть. Куда опустился он (на стул,под стул, на ладошку,на нос, на полку,в ведро, на окно,за цветок)Листочек пусть здесь отдохнёт,и вы садитесь на места.
Да вы правильно назвали все признаки осени мы собирали урожай, одели теплую одежду – мы готовимся к зиме. Интересно, а лесные звери готовятся к морозам. Мне кажется Дракоше ещё надо рассказать что животные делают осенью.
Воспитатель, загадывает загадки по мере отгадывания, выкладывает изображение животных (картинки).
1. Загадка:
Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
Ответ: Ёж
Как еж готовится к зиме?
Дети: Еж осенью готовит себе норку, утепляет ее мхом, сухой листвой. Осенью они усиленно питаются и толстеют – к зиме готовится. Чтобы залечь в норку и проспать до весны. Еж зимой спит.
2 Загадка:
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
Ответ: Медведь.
Воспитатель: Чем медведь все лето и осень питается? (ответы детей).
- Медведь на зиму делает запасы? Почему? (ответы детей).
Вот и приходится медведю, как ежу, наедаться и нагуливать жир на всю холодную зиму.
- Где всю зиму спит медведь? (в берлоге)
А вот еще один лесной житель.
3. Загадка:
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
Ответ: Волк.
Воспитатель: как готовятся волки?
Дети: К холодам их шерсть становится длиннее и пушистей. Она отлично их согревает в сильные морозы. Зимой они не спят.
4. Загадка:
Хитрая плутовка
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее…
Ответ: Лиса
Воспитатель – Идет Лиса тихо, не слышно. Зимой у лисы на лапах отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было. Ходит лиса как в валенках.
- Чем питается лиса? ( ответы детей: Любит она мышей из – под снега доставать. Слух у лисицы хороший, слышит она, как под снегом мыши возятся, пищат, и начинает лапами разгребать.)
Воспитатель – Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять цвет шубки? (ответы детей)
5. Загадка:
Комочек пуха,
Длинное ухо
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Ответ: Заяц.
Дети– Заяц меняет цвет шубки.
Воспитатель: Зачем зайцу шубу менять? (ответы детей)
- Кого боится заяц, от кого прячется? (ответы детей)
- Как заяц спасается? (ответы детей)
- Что помогает зайцу так быстро бегать? (ответы детей)
- Где заячий дом? (ответы детей)
Заяц нору себе никогда не роет. Днем он спит под кустом. В большие морозы зарывается в сугроб - там теплее. Ночью выходит заяц еду добывать.
6. Загадка
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Ответ: Белка
Воспитатель – правильно. Это белка. Но посмотрите, раньше она была рыжая, а сейчас какая? (ответы детей)
- Она шубку поменяла на более теплую.
- Какие запасы делает белка на зиму? (ответы детей)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Игра «Лиса и зайцы»
Дети – зайцы и педагог – лиса находятся в противоположных концах комнаты. Зайцы «скачут» на поляну погрызть кору деревьев и веточки, имитируют эти действия,«греют» лапки, пока не звучит сигнал: «Лиса!». После этого зайцы приседают на корточки, группируются, замирают и превращаются в «снежные комочки». «Лиса»появляется, ходит среди детей – «зайцев», ищет зайцев, приговаривая: «Куда же подевались эти зайцы? Один снег кругом лежит!» Если водящий замечает, что кто-то из «зайцев» шевелится, он выводит его с игры.
Давайте вспомним, что осенью люди урожай собирают:фрукты и овощи. Возьмите себе любой фрукт или овощ. Теперь вы превратилисьв фрукты и овощи. Мы с Дракошей берём корзину и идём собирать урожай. Берём себе только самые красивые, самые спелые,самые вкусные, поэтому вы должны себя хвалить, рассказать о себе. Постарайтесь о себе рассказать так,чтобы мы с Дракошей захотели взять вас в свою корзину.
(Я помидор-овощ,красный,круглый,сочный)
Вот какой хороший урожай мы собрали!
-Молодцы! О многом мы с вами успели вспомнить и рассказать Дракошепро осень. А на прощание Дракоша решил с вами поиграть. Здесь на шпажкахкусочки фруктов и овощей,Дракоша угощает вас, а вы должны на вкус определить, что вы съели.
РЕФЛЕКСИЯ:
Молодцы! Дракоше пора возвращаться на свою планету.
-До свидания, ребята! Спасибо, вы помогли мне разобраться, что такое осень!
- Ребята, Кому мы сегодня помогли? Что вам больше всего понравилось? Кому вы сегодня расскажите про нашего гостя?