Елена Разинкина
НОД по речевому развитию «Путешествие в прошлое ложки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать устойчивый познавательный интерес к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете — ложке, развивать самостоятельность, инициативу и творчество в совместной деятельности.
Задачи:
1. Расширить знания детей о выставках; обогатить представления о разнообразии предметов сделанных человеком – о ложках; познакомить с историей создания ложки. Дать представление о разнообразии ложек.
Публикация «НОД по речевому развитию „Путешествие в прошлое ложки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Ложка. История ложки
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Развивать умение внимательно слушать, анализировать, сравнивать предметы; умение выражать в речи свои мысли, отвечая на вопросы воспитателя; обогащать словарь: деревянная, металическая, пластмассовая.
3. Воспитывать желание познавать что-то новое, интерес к истории, к предметам народного творчества; умение работать в группе, играть в совместные игры.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Оборудование: 2 конверта с разрезной картинкой «ложки», выставка ложек, видеопрезентация «Путешествие в прошлое ложки», по 2 ложки на каждого ребёнка, сундучок с ложкой внутри.
Предварительная работа: рассматривание разных предметов посуды, чтение загадок о ложках, чтение сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха», игра «Четвёртый лишний» (предметы посуды).
Ход нод:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся, побежит тепло по кругу, очень рады мы друг другу. Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы у всех было хорошее настроение.
Воспитатель: Ой, смотрите, какой сундучок у меня на столе. А хотите узнать, что в нём? (воспитатель трусит сундучок). Что здесь, как вы думаете? (предположения детей). Здесь есть подсказка (читает загадку) : «Сама не ест, а людей кормит».
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду –
Мимо рта я не пройду.
Что же это?
Дети: ложка.
Воспитатель: (вынает из сундучка и показывает) А для чего она нам нужна?
Дети: Кушать кашу, суп.
Воспитатель: Оказывается, ложка- очень важный предмет. И без него невозможно обойтись. Ложка предназначена для переноса жидкой и полужидкой пищи; её можно использовать и в качестве поварёшки.
2. Постановка проблемы.
Воспитатель: Кто же сделал такие ложки?
Дети: люди, мастера.
Воспитатель: А где мы можем взять такие ложки?
Дети: купить в магазине, подарили.
Воспитатель: А хотите узнать, как появилась первая в мире ложка? Я предлагаю вам отправиться в путешествие в прошлое и узнать об этом. (садитесь на стульчики)
3. Психогимнастика «Машина времени». (Звучит музыка – шум самолёта. Воспитатель говорит: «Пристегните ремни, спинки прямо. Закройте глазки и представьте, что мы летим далеко-далеко, в древний мир. Открывайте глазки, смотрим на экран.»)
4. Рассказ об истории возникновения ложки.
(слайд №1) Давным-давно, когда не было ни домов, ни детских садиков, ни магазинов, люди жили (слайд №2) в пещерах и шалашах, а еду готовили на кострах (слайд №3). Что такое суп или борщ они еще не знали. В основном люди ели жареное мясо, растения и ягоды. И вот однажды человек взял в руки очень горячее мясо. Оно было такое горячее, что человек выронил его из рук, и мясо упало на острую палочку (слайд №4). Человек поднял мясо с палочкой, и тут он понял, что с палочкой есть удобнее, пальцы не жжет. Время шло: (слайд №5) люди уже жили в удобных домах, сидели на лавках и даже научились варить суп. Но палочкой суп есть, не получалось. Однажды мешая палочкой еду, человек заметил, что широкой палочкой это делать удобнее. А если в ней сделать углубление, то еда в ней остаётся. С тех пор человек научился вырезать ложки из дерева. (слайд №6). Они были легкие и удобные, вот такие (показ нераскрашенной ложки)
Но каждому человеку хотелось, чтобы его ложка была красивая. Тогда люди стали раскрашивать ложки цветами, ягодами, составляли разные узоры. (слайд №7-8) Ложки становились красивыми, вот такими (показ раскрашенной деревянной ложки).
Дети, интересная история?
Дети: «Да!»
Воспитатель: (обращает внимание детей на выставку, подводит их к ней) Посмотрите, сколько здесь разных ложек! Посмотрите, какие они? И маленькие, и большие! Какие красивые разноцветные ложки! Они все очень разные, но в тоже время и похожи. Чем они похожи? (ручка, углубление для еды).
Воспитатель: А теперь я предлагаю немного отдохнуть.
Возьмите в руки красивые раскрашенные ложки.
5. Физминутка:
«Взяли мы в ладошки красивые ложки.
Съели суп и кашу, а теперь – попляшем!
Постучим мы ложками, потопаем ножками,
Вверх поднимем ложки, погремим немножко!
Тук-тук-тук, стучат они! Наши ложки – скакуны!»
Воспитатель: Дети, а теперь настала пора вернуться в настоящее время
(Психогимнастика «Машина времени»)
6. Беседа по вопросам.
Воспитатель:
- Скажите, а для чего нужна ложка? (ответы детей)
- А чем раньше люди ели, когда еще не было ложки? (ответы детей)
- Верно, люди ели палочками.
- А где можно было найти палочки? (в пещере, около костра, в лесу)
- Как вы думаете, удобно было есть палочками жидкую пищу? Почему? (ответы детей)
- Что тогда придумали люди? Правильно, они сделали ложку!
- А из какого материала сделали ложку? Верно, первую ложку сделали из дерева.
- Если сделали из дерева, значит какая ложка? (ответы детей) Верно, деревянная.
- Как вы думаете, деревянная ложка удобная? Чем? (она легкая, красивая, легко сделать)
- А что в ней плохо? (может сломаться, сгореть)
- Когда человек подумал о том, что деревянная ложка может сломаться, он придумал ложку из металла (воспитатель показывает разнообразные ложки из металла)
Мы с вами в настоящее время тоже ею пользуются.
- Если ложка из металла, то она какая? Верно, это ложка металлическая.
- Чем хороша такая ложка? (прочная, красивая, удобная)
- А что в ней плохого? (тяжелая, ее трудно изготовить)
Теперь давайте сравним две ложки : деревянную и металлическую. Как вы думаете, какая из этих ложек прочнее? Верно, металлическая ложка. Ребята, а человек еще придумал ложки пластмассовые (показ). Их еще называют одноразовые.
- Как вы думаете, почему? (можно использовать один раз)
- Чем хороша такая ложка? (легкая, удобная, мыть не надо)
- А что в ней плохо? (ломается, нельзя использовать много раз)
Ребята, мы рассмотрели ложки : деревянную, металлическую и пластмассовую. Как вы думаете, какая самая прочная, самая надежная? Конечно, металлическая! Кто придумал и сделал ложки? Верно, человек.
А еще дети, ложка – музыкальный инструмент, и называется он ударный. А звук получается от удара мелодичный, звонкий и красивый (воспитатель показывает сначала сам, затем даёт некоторым детям по две ложки : кому деревянные, а кому железные, дети стучат по очереди и слушают звук).
7. Д/и «Сложи картинку»
Воспитатель вызывает по 2 человека. Двое складывают картинку из 4 частей, а другие двое – из 6 частей. Остальные дети считают ложки на картинке у воспитателя.
8. Итог.
Воспитатель: Что мы сегодня узнали о ложках? Какие бывают ложки? Кто изобрёл ложку? Для чего нужна ложка?