Зарубина Ольга Геннадьевна
Конспект НОД по развитию речи «Зима, зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Образовательные: закрепление представление о зиме, её приметах, забавах;
активизировать и расширять словарь по теме; упражнять в составлении синквейна, опираясь на логоритм.
Развивающие : развитие связной речи, зрительного и слухового внимания, памяти, мышления; развитие координации речи и движения; мелкой и общей моторики; развитие личностных качеств : любознательности, активности.
Воспитательные : воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности; доброжелательности.
Темочки:
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимние забавы и игры
- Зимние забавы. Конспекты
- Зимние забавы. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Материалы к занятию: «логический квадрат», снеговичок, 2 тарелки со снегом, ведерко со снегом, свёрток-карта, 4 снежинки разного цвета (фиолетового 2, снежок, карточка со словом СНЕГ, корзина и белые листы по количеству детей, схема синквейна и 3 картинки, поднос для снежков.
Ход занятия
1. Орг. момент: Сегодня занятие - необычное, посмотреть его пришли гости.
Дети здороваются с гостями
2. Введение в тему.
- Мы с вами на сегодняшнем занятии будем выполнять много интересных заданий, играть. А все эти упражнения для вас приготовил… мы узнаем, если отгадаем
Упражнение «Логический квадрат»
Снеговик, снежинка, санки,
Снежинка, санки, снеговик,
Санки, …., снежинка.
- Догадайтесь, какой картинки не хватает? (нет снеговика).
- Правильно, ребята, к нам сегодня в гости пришел Снеговичок и принес нам 2 тарелочки со снегом. (показываю детям Снеговика с грустным видом и 2 тарелочки – в одной снежок, в другой снег рыхлый, показать детям).
Упражнение «Подбери словечко»
- Давайте посмотрим, потрогаем и сравним снег в тарелочках
- Какой снег в первой? (Белый, липкий, пушистый, мохнатый, красивый)
- Какой снег во второй? (Твёрдый, скользкий, блестящий, холодный, гладкий) Как можно назвать это? (снежок, комок, шарик).
- Посмотрите, а у Снеговика какое настроение? Я вам сейчас расскажу, почему у него такое настроение. Снеговик проводил эксперимент, в одной тарелке снег растаял быстрее, чем в другой, а почему, он понять и объяснить не может. Чтобы Снеговик заулыбался нужно помочь ему, вы согласны?
- Ребята, но чтобы объяснить это, нужно подождать, чтобы снег начал таять, но мы с вами пока он тает, поиграем. Посмотрите в руке Снеговика какой-то сверток, что же это (смотрим). Здесь какие-то значки-снежинки, похоже на карту. Наверное, Снеговик хочет, чтобы мы поиграли, воспользовавшись картой, попробуем?
3. Основная часть
- Откуда начнем играть, на карте видим Снеговика и от него стрелка ведет к синей снежинке. Ищем синюю снежинку. Нашли (рядом снежок)
Игра с волшебным снежком «За что мы любим зиму»
- Ребята, отгадайте загадку:
Кто знает верную примету,
Высоко солнце, значит лето.
А если холод, вьюга, тьма
И солнце низко, то … (зима)
- Ребята, вы любите зиму?
- Я тоже люблю зиму, и сейчас мы с вами постараемся объяснить, почему же для многих из нас зима — любимое время года.
- Давайте будем передавать этот снежок по кругу и по очереди отвечать на вопрос «Почему я люблю зиму?»
(- Я люблю зиму, потому что мне нравится любоваться заснеженными деревьями в лесу.) Выслушиваются ответы детей.
- Молодцы. Мы справились и смотрим карту, куда дальше двигаться (дальше по карте голубая снежинка, ищем, находим)
Игра «Семейка слов»
- Ребята, здесь лежит карточка со словом, прочитайте: СНЕГ
• Ребята, мы с вами знаем, что некоторые слова в русском языке звучат похоже и являются родственниками.
• От какого слова произошло слово «СНЕГОВИК»? (от слова «снег»).
• От этого слова произошло и много других слов.
• Я буду вам читать стихотворения, а вы — добавлять слова, связанные со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (снег,
С неба всё скользят пушинки,
Серебристые. (снежинки,
На поселки, на лужок
Выпал беленький. (снежок,
Вот веселье для ребят,
Все сильнее. (снегопад,
Словно в белый пуховик
Нарядился. (снеговик,
Рядом снежная фигурка,
Это — девочка. (Снегурка,
На снегу-то, посмотри,
С красной грудкой. (снегири)
- Ребята, какие слова вы запомнили? Выслушиваются ответы детей.
- Какие это слова? (слова-родственники)
-Идем дальше (смотрим на карту) дальше по пути белая снежинка и рядом белые листы по количеству детей
Логоритмическая игра «Мой снежок».
Я с бумажкой играю,
И в комочек собираю,
Ещё раз, ну разок!
Получается … снежок!
Мы сейчас возьмём снежок,
Поиграем -ка, дружок!
(на раз- садимся берем, на два- метимся, на три –кидаем)
- Хорошо поиграли, идем дальше, на карте фиолетовая снежинка (прикреплены к стульчикам). Садимся на стульчики. Такую же снежинку, где ребята, видите? (на доске прикреплена такая же)
Задание «Зима в стихах» (составление синквейна)
- Ребята, все мы уже знаем, что зима — это очень красивое время года. Многие художники рисовали зимние пейзажи (обращаю внимание на картину рядом со схемой, а поэты — писали красивые стихотворения.
- Вы тоже сейчас попробуйте сочинить стихи, но стихи ваши будут необычные, мы их будем сочинять по «синквейну».
- Кто желает выйти и сочинить синквейн по любой картинке. ( картинки: зима, снежок, санки)
- Молодцы, вот такие стихи у нас получились, спасибо!
- Это была последняя снежинка на карте, мы выполнили все задания? Ничего не забыли?
- Мы же обещали помочь Снеговичку и объяснить ему, почему снег в тарелочках тает по разному. (дети пытаются объяснить)
Вывод: в одной тарелке снег был рыхлым, а в другой плотным, рыхлый снег тает быстрее, чем плотный.
3. Итог:
- Посмотрите, снеговичок заулыбался (сделать улыбку). Он говорит вам спасибо и хочет вам подарить это ведерко с сюрпризом (со снегом). Но сначала, скажите интересно, вам было (Ответы детей)
-Что запомнилось больше всего? (Ответы детей)
-Какое у вас сейчас настроение (Хорошее).
-Давайте подарим наше хорошее настроение гостям. (Дети сдувают настроение с ладошки).
Рефлексия: Проводится игра «Минута радости» (Дети лепят из снега снежные комочки). Положите свои комочки в тарелочки и понаблюдайте, как будут таять ваши комочки-снежки.